Титульный лист к методической разработке.
III Областной конкурс педагогических инициатив в сфере информационных технологий.
Номинация «Учителями славиться Россия,
ученики приносят славу им!»
1. Название урока | Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина |
2. ФИО автора | Долгих Татьяна Васильевна учитель русского языка и литературы |
3. Полное название организации, в которой работает заявитель | Муниципальное Образовательное Учреждение Черновкая средняя образовательная школа Кыштовского района Новосибирской области |
4. Адрес, телефон и электронная почта организации | 632281 НСО Кыштовский район с.Черновка, ул. Центральная 2. Телефон: 8(38371)27-147. Электронная почта: s_chern/kysht@edu.ru |
5. Электронная почта и телефон автора | 8 (38371)27-184 |
6. Дата заполнения | 18 марта 2010 год |
Методика создания мультимедийных проектов на уроках литературы.
.
Выполнила учитель литературы МОУ Черновской СОШ Кыштовского района Долгих Т.В.
В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла ,особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер ,а школьное сочинение уступает место ЕГЭ, не рассчитанному на полёт творческой фантазии .
Для того чтобы пробудить интерес к литературе, назрела необходимость менять методику преподавания лит-ры. Методическая формула «рассказ о писателе- чтение –обсуждение- сочинение» исчерпала себя . Обусловлено это реальностью, способной дать молодому человеку не однолинейное ,а объёмное представление о мире ,поэтому задача преподавателя лит-ры состоит в выработке новых средств работы с художественным текстом ,чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.
Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование сети Интернет, ЦОРов.
Создание мультимедийных проектов предполагает сочетание различных обучающих методов: частично-поискового, исследовательского ,вовлечение в проектную деятельность, интерактивное обучение ,творческую деятельность.
Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консульта , в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы.
Таким образом решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому творческому общению.
При создании мультимедийных проектов по литературе в качестве консультантов могут выступать два педагога: словесник и учитель информатики, т.к. сам проект представляет собой интеграцию этих дисциплин.
Главная цель проектной деятельности- разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации.
Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными , и талантливого ребёнка можно не заметить. Обязательная задача педагога при работе над проектом - дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Методика работы над медиапроектом состоит из 4х этапов:1) постановка проблемной ситуации и формирование групп 2) сбор и обработка материалов 3) презентация проекта 4) обсуждение результата.
Приведу конкретный пример:
Изучая тему «Сказки Салтыкова – Щедрина» в 10 кл., я ставлю задачу провести углубленный анализ сказок разной тематики, чтобы при сопоставлении выявить идейное содержание сказок ,их художественное своеобразие.
1.На первом этапе перед учащимися ставится цель и задачи, которые они должны решить. А именно:
1)изучить художественное своеобразие сказок, их идейное содержание
2) выяснить историю создания
3) особенности жанра
4) выявить тематические группы сказок. Этим занимается 1 группа.
2 группа выявляет художественное своеобразие на примере сказок «Дикий помещик» и «Премудрый пескарь».
2. На втором этапе уч-ся работают с учебником и художественным текстом.
Таким образом на этом этапе реализуются следующие педагогические задачи:
- производится идейный анализ указанных сказок
- внимание актуализируется на значимости жанра сказок, учащиеся учатся сравнивать фольклорные сказки и литературные сатирические сказки.
- находя ответы на собственные вопросы, ученик начинает заинтересованно и эмоционально работать с текстом, сочетая аналитическое прочтение текста с эмпатией и рефлексией. Так желание продолжать работу получает чёткую психологическую мотивацию.
-.формируется культура человеческих взаимоотношений, т. к. сказки раскрывают не только социально-политические, но нравственные проблемы.
Кроме того, учащиеся учатся работать как между группами, так и внутри группы. Внутри группы необходимо дать ребятам возможность выбрать свою « роль»: кто будет отбирать материал, кто будет аниматором и художником, кто будет озвучивать презентацию. Нужно обязательно объяснить, что работа каждого важна и сложна.
3.На третьем этапе , который можно назвать синтезом общей работы , начинается презентация. Представитель каждой группы озвучивает слайды. При этом важно , чтобы в работу включался весь класс.
4. Четвёртый этап-это обсуждение общей работы . Нужно вернуться к началу презентации, там, где указаны цели и задачи и дать возможность ученикам переосмыслить проделанную работу: все ли задачи решены ,достигли ли цели.
В качестве контроля в конце презентации можно предложить тест.
Лучшим итогом работы может быть сенквейн или творческая работа типа – продолжи изречение « Сказка ложь, да в ней…».
Таким образом, работа над мультимедийным проектом , являясь коллективным трудом, даёт возможность задействовать каждого ученика, вовлекая его ненавязчиво в совместный труд, приносящий сразу зримый результат.
ЛИТЕРАТУРА
Хрестоматия для 10 класаа, составитель В.П.Журавлев 2007г.
Учебник В.И. Коровина Москва, «Просвещение» 2007г.
Методическое пособие Н.Е. Егорова «ВАКО» 2008г.