Слава сибирякам

ФОРУМ
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Областной конкурс "ПедИнициатива - 2014", конкурс для творческих учителей Новосибирской области
 

Даткулова Ирина Павловна, учитель французского языка

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение  г.Новосибирска Гимназия №12

Метод исследовательских проектов в практике обучения французскому языку как второму иностранному

Номинация "Организация исследовательской и проектной деятельности школьников"

В работе представлен метод проектов и его преимущества над современными педагогическими методиками. В рамках конкурсного материала рассматриваются функциональные особенности и целесообразность применения информационных технологий в проектной и исследовательской деятельности. На примерах школьных проектов, разработанных с использованием ИКТ показана специфика работы с учащимися среднего звена (5-6 класс) и особенности организации исследований старшеклассников.

Метод исследовательских проектов в практике  обучения французскому языку как второму иностранному

Деятельностные технологии обучения

Стремительное развитие науки, высокие требования современного общества к человеку в условиях формирования единой мировой рыночной экономики  инспирировали процесс модернизации образования, способного заменить устаревшие традиции российской школы.

Благодаря политике обновлений и инноваций в сфере педагогики, современная школа открыта новым идеям, активным методам работы и развивающим технологиям. Однако приоритетными оказались методы, развивающие гибкость мышления учащихся и их способность к совершенствованию полученных знаний и опыта, – то есть деятельностные технологии обучения, среди которых пальма первенства принадлежит исследовательской и проектной деятельности.

Основоположники метода проектов американский философ, педагог Джон Дьюи и его ученик, последователь В.Килпатрик предложили связать процесс получения знаний с действием и с их применением  на практике. Подобная активная позиция в приобретении знаний посредством решения определенной проблемы предполагает целесообразную деятельность ученика и его личную заинтересованность  в их получении. Отправной точкой в решении такой проблемы становятся ранее полученные учеником знания, поскольку новые ему предстоит приобрести в самостоятельном поиске. Траектория развития когнитивной деятельности от насущного вопроса или проблемы к их разрешению путем совместных действий и самостоятельных усилий учеников, представляет собой в общем целом модель проектной технологии и практического получения знаний.

В современной педагогике метод проектов детально разработан, апробирован, интегрирован в образовательный процесс и рекомендован государственным стандартом в качестве приоритетного, поскольку представляет собой совокупность эффективных обучающих технологий. Проектная деятельность имеет ряд преимуществ над современными педагогическими методиками, так как обучает:

выявлять и формулировать проблемы ученика

проводить анализ проблем

находить пути их решения

работать с информацией, применять  ее для решения поставленных задач

Проектная деятельность и активное использование новых информационных технологий «оживляют» педагогическую практику учителя иностранного языка серией учебно-познавательных приемов и методов: исследовательских, поисковых, проблемных и творческих.

Целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности

Актуальные педагогические технологии немыслимы без качественно нового ресурсного обеспечения, а значит без использования информационных и компьютерных технологий. Широкое их применение в образовательном процессе, а именно в обучении иностранному языку, в учебной и исследовательской практике связано с функциональными особенностями ресурсов глобальной сети:

·        Многоязычие и поликультурность информационных интернет            ресурсов способствует знакомству учащихся с мировой культурой и спецификой мультинационального общества.

·        Многоуровневость информации сети Интернет стимулирует поиск необходимых материалов для учебной деятельности, побуждает учащихся ориентироваться в информационных материалах различной сложности.

·        Мультимедийность и разнообразие функциональных типов ресурсов интернета: текстовых, графических, аудиовизуальных материалов различных стилей позволяет сформировать умения обучающихся работать с различными типами интернет-источников и значительно обогатить их языковую и культурную практику, максимально приблизить к языковой и социокультурной среде страны изучаемого языка.

Управление мотивацией в обучении французскому языку как второму иностранному

Французский язык в гимназиях все чаще изучается  как второй иностранный после английского, что означает меньшее количество выделяемых на него учебных часов и интенсивность его изучения при сжатых сроках.  Работая в данных условиях, учителю необходимо разрабатывать свою систему мотивирующих средств и стратегий для подержания интереса учащихся к изучению французского языка.

Первый шаг к заинтересованности учащихся – это ориентация учебного материала и методов обучения на их потребности, увлечения и пристрастия согласно  возрастным особенностям. В изучении иностранного языка функцию обогащения предметно-содержательного плана учебной деятельности выполняет лингвострановедческий материал или, как предлагают его называть многие ученые и лингвисты (Е.М.Верещагина, В.Г.Костомаров, Г.Д.Томахин, И.А.Саланович), культуроведческий. Учащиеся с неизменным интересом относятся к примечательным событиям истории, выдающимся личностям культуры, искусства, интересуются традициями и укладом повседневной жизни народа, увлечениями сверстников. Концентрация страноведческого материала в содержании обучения иностранному языку вносит весомый вклад в повышение мотивации, в воспитание, образование и развитие личности школьников, способствует модернизации лексической базы для успешной коммуникации.

Вместе с тем огромный потенциал лингвострановедческого аспекта обучения не может быть эффективно задействован без активных форм работы – исследовательской и проектной деятельности и современных информационных технологий. В данном случае культуроведческий учебный  материал вкупе с продуктивными методами обучения и современным ресурсным обеспечением взаимодополняют друг друга и ведут к достижению основной практической цели – повышению общего уровня развития ученика средствами иностранного языка и раскрытию его творческого потенциала.

Лингвострановедческая направленность обучения

Проектная и исследовательская деятельность учащихся

Информационные и компьютерные технологии

Стратегии организации исследовательской деятельности

         При условии страноведческой направленности проектной деятельности  её тематика  обширна и всегда сочетает в себе обучение языку и получение сведений о стране изучаемого языка. Благодаря этим компонентам работы в проектной технологии на иностранном языке учащиеся развивают социокультурную, коммуникативную и лингво-страноведческую компетенции.

Этап выбора тематики проекта требует порой творческого подхода, обсуждения возможных вариантов, предложений, общения учителя и ученика. Часто тему проекта диктуют реалии жизни, и учащиеся предлагают предмет исследования, ориентируясь на собственные интересы. Примером может служить ситуация, когда ученики шестого класса после путешествия с родителями по стране изучаемого языка, решают расширить информацию о достопримечательностях столицы, полученную во время экскурсий. Наряду с этим, учащиеся, знакомясь с богатой культурой и потрясающими памятниками истории и архитектуры, которые они видели на фотографиях в учебнике, осознают проблему, что впоследствии поможет сформулировать тему проекта и исследования, а  также определит форму проектного продукта. Речь идет о проблеме реального и полноценного знакомства их одноклассников с достопримечательностями, традициями и столицей страны изучаемого языка.

Какие факторы в данном случае способствовали трансформации обычной схемы путешествия учеников с родителями: «отдых – пассивое восприятие информации – поход по магазинам – покупка сувениров» в осознанную подготовку к исследовательской деятельности? В конкретной ситуации эта метаморфоза произошла вследствие налаженной коммуникации: учитель – ученики – родители.

Учащиеся поделились с учителем информацией о предстоящей поездке, он в свою очередь предложил понаблюдать за жизнью столицы страны и её особенностями, чтобы затем написать в своих путевых заметках о том, что больше всего понравилось в путешествии и сделать компьютерную презентацию-отчет для одноклассников. Ученики рассказали родителям о своих намерениях провести небольшое исследование во время семейного вояжа. И, как следствие, родители, заинтересованные в успехе своих детей, помогли им, обращая особое внимание на интересные моменты поездки, обсуждая любопытные факты, предлагая идеи. В частности, купив небольшой сувенир – забавного кролика, родители предложили детям придумать его легенду, историю его жизни в столице Франции. Так родилась идея проекта настольной игры-экскурсии по Парижу от имени персонажа  из французского мультфильма.  По сути эта приятная и познавательная поездка стала началом разработки игрового  продукта, обучающего  страноведению.

Этапы работы над проектом настольной игры-экскурсии по достопримечательностям «Прогулки Кролика Дилана по Парижу»

Предпроектный этап

Учащиеся обсуждают с учителем  предстоящую поездку  в столицу Франции, рассматривают варианты продуктивного знакомства со страной и её культурой. В самом начале работы происходит подготовка к исследованию, формирование возможной тематики и проблематики проекта. В результате учащиеся самостоятельно формулируют тему предстоящего исследования.

Тема проекта

Достопримечательности Парижа

Проблематизация

Итак, учащиеся, оценив ситуацию и обстоятельства, сформулировали проблему, близкую их интересам, первично мотивирующую к деятельности: как познакомить учащихся изучающих французский язык со столицей Франции и многообразием её достопримечательностей, как привлечь школьников,  и даже их родителей, к изучению Парижа и его уникальных памятников архитектуры, истории и шедевров искусства?

Целеполагание

В свою очередь, личностный смысл проблемы инициирует движение к её решению посредством определения и формулирования цели деятельности и формы проектного продукта: разработки игрового продукта, обучающего  страноведению.

Планирование

Наличие проблемы, требующей решительных действий и осознания путей её преодоления привело к планированию дальнейших шагов, сроков и поступательному движению к реализации цели посредством определения и решения задач проектной работы.

Реализация

Реализация составленного плана работ представляет собой основу и содержание проектной деятельности, включающей также этапы исследования:

·        Изучение степени актуальности темы проекта и возможности практического применения проектного продукта.

·        Сбор, изучение информации по теме проекта и разработка настольной игры для знакомства учащихся гимназии  с достопримечательностями Парижа, его памятниками архитектуры и истории.

·        Поиск информации и изучение различной литературы,  интернет источников для подготовки необходимых компонентов игры, инструкции по её применению, обращения к игрокам персонажа игры  Кролика Дилана.

·        Изучение результатов использования игры на уроках и в семьях для изучения страноведческой информации.

·        Оформление совместно с учителем письменной части проекта в виде полного отчёта о ходе работы, её этапах и итогах в соответствии с правилами структуризации исследовательских работ.

Применение компьютерных технологий

На основном этапе проекта – этапе создания проектного продукта - информационные технологии служат основной ресурсной и программной базой:

·        Для проведения исследования, поиска информации, её анализа,  сопоставления и отбора учащиеся учились ориентироваться в многообразии источников, выбирая лаконичные и необходимые сведения для составления информационных карточек игры.

·        Использование графических редакторов Photoshop, Paint.net позволило учащимся создать игровое поле на основе карты Парижа.

·        Результаты работы и отчёт о создании проектного продукта – настольной игры - учащимися представлены  в виде двух электронных презентаций, разработанных в программе Power Point.

Презентация результата работы

Обязательная составляющая проекта - его защита и представление результатов. Ученицы рассказали о проекте и его итогах одноклассникам, провели игру на уроке французского языка, на занятиях кружка и в своих семьях.

Рефлексия

Размышление о соответствии результата работы основной  идее – это завершающая стадия  проекта,  оценка его результативности. Если исследование - это часть проекта, связанная с получением учащимися новых знаний о столице Франции и творческой разработкой игрового продукта, то его основная цель состоит в решении проблемы, достижении поставленной цели и получении определенного результата. В данном случае конкретная проблема была решена путем создания настольной игры для близкого знакомства учащихся с Парижем, его памятниками архитектуры и истории. Проведя презентацию проекта, игру и затем опрос среди гимназистов, учащиеся подводят итоги. Таким образом, созданная в ходе работы над проектом настольная игра:

·         служит  наглядным пособием учителю;

·         используется на уроках французского языка;

·         применяется на занятиях кружка для знакомства гимназистов с Парижем и его достопримечательностями;

·        заинтересовала родителей учащихся и используется в их семьях;

        принята к публикации на сайте издательского дома "Первое сентября", доступна для общего пользования.

Проектная работа "Экскурсии по достопримечательностям "Прогулки Кролика Дилана по Парижу" участвует в общероссийском фестивале исследовательских и творческих работ "Портфолио ученика" 2013-2014 учебного года.

Итак, в ходе проектной и исследовательской работы формировались  и развивались такие навыки и умения учащихся как, рефлексия, видение проблемы; целеполагание; планирование своей деятельности; инициативность при поиске способа решения задач; умение взаимодействовать в ходе работы с участниками проекта.

Особенности организации проектной деятельности в старших классах

На старшей ступени обучения иностранному языку выбору темы проекта также предшествует индивидуальная работа с учащимися, общение, обмен мнениями по поводу интересных событий или новостей страны изучаемого языка. Возрастные особенности старшеклассников позволяют рассматривать в качестве предполагаемой тематики социокультурные, личностные и психологические проблемы. Хорошо налаженная коммуникация учителя с учениками помогает найти предмет предстоящего исследования и творческой работы. Так, при обсуждении новостей культуры выясняется, что с недавнего времени в нашем городе проходит международный конкурс пианистов имени французской пианистки Веры Лотар-Шевченко, проживавшей в Новосибирске в конце восьмидесятых годов. Необычное совпадение таких фактов как, интересное культурное событие, связанное с личностью, представляющей французскую культуру, заслуженное признание нашей страной ее таланта и самоотверженной судьбы после смерти, вызвало множество вопросов, а, следовательно, стала очевидна проблема, над которой было интересно поработать.

Основанием к созданию данной проектной работы послужил интерес ученицы к истории жизни выдающегося человека, «носителя» французской культуры. Ее события заставляют задуматься о духовно-нравственных ценностях человека и общества,  освещение которых может быть востребовано с точки зрения воспитательной значимости для молодого поколения. Актуальность темы заложена в необходимости примеров, прививающих молодежи такие базовые понятия, как семья, дружба, добро, сочувствие, любовь, уважение и внимательность  к людям, толерантность по отношению к другим народам.  Результатом исследования этого проекта стала статья для молодежной аудитории. На городской научно-практической конференции школьников 2014 г. автор проектной работы была отмечена дипломом лауреата.

Основные компоненты исследовательского проекта «Франция – Россия, незримая связь», посвященного французской пианистке Вере Кармен Аделаиде Лотар-Шевченко

Проблема проекта

Каким образом линия жизни французской пианистки Веры Лотар-Шевченко связала своим творчеством разные поколения и две страны.

Тема

История культурного обмена и сотрудничества России и Франции конца XIX и начала ХХ века, взаимный интерес и эмоциональный отклик двух народов, сблизившихся в едином культурном пространстве.

Цель

Проследить связь поколений в едином пространстве человеческой жизни и культуры на примере непростого жизненного пути  Веры Лотар-Шевченко для исследования граней человеческой индивидуальности, оставившей свой след в истории страны.

Задачи

-рассмотреть историю развития контактов и культурного сотрудничества России и Франции, способствующего возникновению взаимного интереса народов этих стран;

-определить точки пересечения социума, творчества и внешних обстоятельств, их влияние на формирование личности человека на примере жизни и творчества французской пианистки;

-выявить факторы, способствующие взаимосвязи разных поколений посредством творчества и искусства.

Проектный продукт

Полагаясь на исследования данной работы, создать статью для знакомства широкой аудитории с судьбой и творчеством французской пианистки.

В рамках проекта был сформирован основной план действий:

·        изучение литературы, источников по данной теме;

·         исследование проблемных и спорных вопросов;

·         составление отчета о проделанной работе в виде эссе;

·         создание проектного продукта – статьи  для городского журнала «Лицеист».

На этапе практического осуществления запланированных  действий информационно-коммуникационные технологии становятся главным инструментом учащихся в поисковой, исследовательской и познавательной деятельности проекта. Благодаря этим современным технологиям, автор проекта, ученица 11 класса активно реализовывает его задачи:

·        в огромном потоке информации всемирной сети  были найдены уникальные статьи из газет середины 20 века и из книг автора Юрия Данилина, посвященные Вере Лотар-Шевченко;

·        интернет ресурсы предоставили доступ к таким важным аудиовизуальным материалам, как документальные и художественный фильмы о французской пианистке.

·        по искомой теме в интернет-изданиях были отобраны нужные факты и аргументы путем их анализа и сопоставления;

·        информационные источники и технологии были использованы при подготовке электронной презентации и оформлении результатов работы с последующей их публикацией.  

Особенность проектной деятельности в старших классах состоит в ответственности, которую берут на себя участники, принимаясь за сложные проблемы и задачи, решение которых способно принести  пользу обществу.

Старший этап обучения характеризуется также  практически самостоятельной работой ученика на всех этапах проекта, при совместном характере принимаемых решений и обсуждения с учителем идей, спорных вопросов и предварительных результатов. Это связанно с тем, что учащиеся уже имеют определенные навыки и умения учебной деятельности для того, чтобы сформулировать проблему и тему исследования, запланировать ход работы и ее результаты. Ученики равным образом активно и успешно работают в сфере информационных и компьютерных технологий, используя их приоритетные возможности (многоязычие и поликультурность, многоуровневость, мультимедийность и разнообразие) для исследовательской работы. Старшеклассники являются участниками учебного и социального проектирования, при котором проектная  деятельность организуется  за пределами  учебного содержания и имеет определенный социальный контекст.

Миссия проектной деятельности неравнозначна для его участников, ведь для ученика это вид самостоятельной творческой работы, а для учителя средство обучения и развития своих воспитанников.

Итак, учащиеся, владея определенными знаниями, умениями и навыками, используют их в исследовательской деятельности, приобретают учебные компетенции в самостоятельном активном поиске и находят способ решения проблемы, создавая проектный продукт.

В практике обучения французскому языку метод исследовательских проектов содействует стойкой мотивации к его изучению, влияет на личностный рост учащихся, так как помогает приобрести навыки проектирования и критического мышления, формирует коммуникативную культуру.

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

2.М.А.Ступницкая. Что такое учебный проект? - Москва «Первое сентября», 2010.

3.Е.С.Палат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва «Academia», 1999-2005.

4.Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.

Страницы: 1
Вход