Художественное творчество и ребенок…
Возможна ли такая постановка проблемы? Какие виды художественной практики доступны детям? Когда и как приобщать их к художественной деятельности?
Все эти вопросы уже многие десятки лет волнуют самый широкий круг людей – педагогов и художников. Все виды художественной деятельности – восприятие произведений искусства, первые их оценки, попытки исполнять и импровизировать – возникают уже дошкольном возрасте. И дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики. Известно, что педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет проблему природы возникновения детского художественного творчества. В решении этого вопроса сложились две противоположные тенденции. В одних случаях источник творчества рассматривается как результат лишь внутренних самозарождающихся сил ребенка. Становление творческих способностей сводится целиком к спонтанному моменту. Отсюда уже следует вывод о неуправляемости процессов формирования художественных способностей ребенка и тщетности педагогического вмешательства в него. В других случаях источник детского творчества ищут в самой жизни, в искусстве. Создание соответствующих педагогических условий объявляется гарантией активного влияния на развитие детского творчества. Особое значение придается тут усвоению детьми художественного опыта, обучению их приемам творческих действий. Конечно, эти тенденции часто редактировались, приобретали различный характер, обосновывались различными соображениями. В условиях формирования детского художественного творчества сводились лишь к созданию художественной среды, окружения. Роль активного руководства отрицалась. В других же случаях слишком прямолинейно и грубо решался вопрос о непосредственном воздействии взрослого на творческие процессы ребенка. На всех этапах развития советского общественного дошкольного воспитания и его теории проблеме развития детского творчества, отводилось должное место. Заметную (в области изобразительной деятельности), играли взгляды А.Бакушинского. Тонкий знаток детских рисунков, он давал им, однако, не верное толкование, выискивая в них проявления бессознательного начала и подчеркивая стихийность процессов рисования. С его точки зрения, существует некая биологическая предопределенность в развитии детского творчества. Подобный взгляд на природу детского творчества, естественно, привел А.Бакушинского к идее резкого ограничения задачи руководства творчеством лишь, созданием своеобразной художественной среды. Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами. Советский психолог Л.Выготский (1967) отметил, что любая практика, любой опыт, могут быть усвоены двумя путями. Один из них – воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий. В работах Б.Теплова, А.Леонтьева, А.Запорожца подчеркивалась ведущая роль воспитания, обучения, определяющее значение педагогической деятельности в развитии художественно-творческих способностей. Современная наука пытается найти объяснение объективной природы детского художественного творчества. Важно не только получить характеристику его структуры, но и проследить генетический путь его развития, установить оптимальные условия, которые обеспечат его дальнейшее формирование. Огромное значение художественного творчества в эстетическом развитии ребенка не требует специальных доказательств. Здесь следует думать лишь о конкретной реализации поставленных задач. Для того чтобы дети успешно занимались творческой практикой, необходимо прежде всего определенное руководство со стороны взрослых. Взрослый играет огромную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. В психолого-педагогических работах чаще всего отмечается, что наличие способностей к определенному виду художественной деятельности сочетается всегда с положительным отношением к нему. По мнению В.Мясищева, склонности проявляются в раннем возрасте и идут как бы впереди способностей, проявляясь подчас как бы спонтанно. Дети действительно интересуются многим, но поскольку деятельность их ограничена, а способности еще недостаточно сформированы, то и творческие проявления их оказываются слабыми.
Детское творчество должно доставлять удовольствие не только ребенку, но и окружающим, в этом его важное эстетическое качество. Следует иногда тормозить излишнюю эффективность, которая захватывает ребенка в такой степени, что уводит от творчества. Вот почему прав А.Макаренко (1957), когда говорил о соразмерности между активностью и тормозными действиями. В итоге общая проблема получила достаточно разностороннее освещение. Результаты каждого из изучающих данных вопрос сопоставлялись с результатами другого и подтверждались. Подчас обнаруживались в них противоречия, которые анализировались. В целом же исследование было направлено на решение двух основных задач:
а) выявление особенностей детского продуктивного творчества, его художественно-образной природы, критериев его оценки;
б ) определение путей управления им;
«Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем».
Л.С.Выготский
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Все равно будет ли это создание творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным; он бывает, связан теснейшим образом с нашей памятью; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее создавшиеся и выработанные приемы поведения, или воскрешает следы от прежних впечатлений. Когда вспоминаешь дом, в котором провел свое детство, или далекие страны, которые некогда посетил, воспроизводишь следы тех впечатлений, которые воспринял в раннем детстве или во время путешествия. Точно так же, когда срисовываешь с натуры, пишешь или делаешь что-либо по заданному образцу, во всех этих случаях воспроизводится только то, что существует перед нами, или то, что было усвоено и выработано ранее. Во всех этих случаях общим является то, что деятельность не создает ничего нового, что основой ее является более или менее точное повторение того, что было. Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму ряду творческого или комбинирующего поведения. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением. В житейском обиходе воображением называют все то, что не реально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же, воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное творчество. В этом смысле все решительно, что окружает нас, и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
«Всякое изобретение, - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества, и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей. Ребенок, который, сидя верхом на палке, воображает, что едет на лошади, и девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью, и ребенок, который в игре превращается в разбойника или моряка, - все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой деятельности. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью, как игра. Вот это умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новых сочетаниях и составляет основу творчества. Длительность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственной именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Мы видим, что воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. До сих пор существует еще мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего делать все, говорил Гете, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения. Все это взятое в месте и послужило основанием для того, чтобы утверждать, будто фантазия в детском возрасте работает богаче и разнообразнее, чем у зрелого человека. Мы знаем, то опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека. Воображение – один из самых загадочных феноменов человеческой психики. Но, несмотря на это, до сих пор практически ничего не известно о механизме воображения, о его физиологической основе. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени; прошлое фиксируется в образах его памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли; будущее предстает в мечтах и фантазиях.
Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.
Педагог должен способствовать развитию воображения у дошкольников, поощрять их фантазию. И пусть в детских головах рождаются неординарные прочтения традиционных книжных сюжетов, пусть своей жизнью живут созданные ими игрушки, раздвигаются границы иллюстраций. Дети в дошкольном возрасте должны творить, и именно воображение помогает им в этом.
« Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить»
Стендаль
Одним из важных условий формирования нового человека является эстетическое воспитание, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в рисовании. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, гуаши. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. На занятиях рисованием, дошкольники учатся бережно относится к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работ. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ, дети обучаются способом сотрудничества: договариваются о типах работы над общей композицией рисунка. Занятия направлены на развитие у дошкольников творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляет воображение, реализует свой замысел, самостоятельно находит средство для его воплощения.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» определены задачи формирования личности ребенка средствами искусства и разных видов изобразительной деятельности. Используя лучшие произведения искусства, педагог воспитывает у детей интерес и способность эстетически воспринимать картины. Изобразительное искусство важно и для нравственного воспитания людей. Воспитатель, как на занятиях, так и в повседневной жизни предлагает детям для рассматривания картины разных жанров, в которых художники передают красоту родной природы, жизнь людей, сказочные образы. Наиболее ярко представляется эмоциональное отношение детей к природе. Картины о природе пробуждают у детей добрые чувства ко всему живому, желание проявлять заботу о птицах. Педагог воспитывает у них уважение к труду, желание самим в нем участвовать. Яркие цвета красок вызывают у них радость, веселое настроение. Эстетическое отношение к окружающему формируется и в процессе приобщения детей к разным видам изобразительной деятельности. В рисунках педагог формирует у детей эмоциональное отношение к явлениям действительности. Наиболее полно оно проявляется в старшем дошкольном возрасте. Рассматривая рисунок, дети любят рассказывать о том, что изображено. Для тог чтобы дети наиболее полно передавали образ, сюжет, педагог развивает у них самостоятельность, стремление действовать в новых ситуациях. На занятиях по изобразительной деятельности педагог стремится к тому, чтобы дети могли свободно владеть различными материалами (карандашами, красками, акварелью, гуашью.) Для этого требуется умение закрашивать, пользоваться карандашом, кистью. Интерес ребят к знаниям по изобразительной деятельности заметно вырастает, если им предшествует подготовительная работа. С этой целью педагог проводит экскурсии, читает детям стихи, рассказы, углубляя их представления об окружающем. Благодаря взаимосвязи видов изобразительной деятельности, дети учатся использовать различные способы изображения. Это усиливает выразительность образа, делает его более динамичным. У детей появляется уверенность, желание пробовать, находить новые способы изображения. На занятиях по рисованию не только обогащается жизненный опыт детей, формируются их взаимоотношения, проявляется устойчивый интерес к результатам своего творчества. На занятиях по изобразительной деятельности педагог учит детей самостоятельно действовать в процессе рисования, формирует дружеские взаимоотношения между детьми, умение помочь сверстнику. Ведущими в самостоятельной изобразительной деятельности являются методы косвенного руководства: советы, поощрения, предложения и т.д. Такое руководство направлено на формирование интересов, склонностей детей к какому-либо виду художественной деятельности.
Главное в том, что ребенок, предоставленный самому себе, не способен в полной мере выявить свои природные задатки, «вмешательство» взрослого определяет успех творческого развития ребенка.
« Нельзя стать художником, не имея художественного таланта, но обладая художественным талантом, художник только тогда сможет добиться истинных успехов»
И.Бехер