Новосибирская книга памяти

Профессиональные сообщества
Мой профиль
Описание сообщества

Новости
Управление цифрового образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО и ООО «ЯКласс» приглашают на семинар 2 июня в 16-00 «Реализация проекта «ЯКласс 500+» в Новосибирской области: опыт и перспективы» руководителей и заместителей, методистов, учителей образовательных организаций города Новосибирска и Новосибирской области.
План семинара:

1.     Цифровой образовательный ресурс ЯКласс

2.     Реализация национального проекта "Образование" в рамках подпроекта 500+ с ресурсом ЯКласс.

3.     Возможности работы в проекте ЯКласс 500+ для учителя.

4.     Награждение активных педагогов и образовательных организаций – участников проекта.

Регистрация онлайн-участников: https://edu54.ru/videocast/view/285354
Начинаем майский спринт

Приглашайте выпускников на бесплатные онлайн-консультации по ЕГЭ-2021
В последний месяц до экзаменов хочется успеть всё: ещё раз дать теорию, пройтись по заданиям и довести до пятёрки каждого ученика. Сконцентрируйтесь на подготовке ребят по своему предмету, а мы ответим на базовые вопросы, например про бланки.
Поделитесь с ребятами ссылкой:  https://foxford.ru/I/cZq6


Какие будут консультации

5 мая — общая
«Как заполнять бланки ЕГЭ и подавать документы в вуз»

8–12 мая — предметные
по десяти предметам ЕГЭ: от русского языка до химии
Мы поможем ученикам с формальной частью экзамена и напомним, как решать самые сложные задания. Так вы сэкономите время занятий, чтобы точечно разбирать темы, нужные ребятам :)

ЯКласс 29 апреля в 18:00 (нашего времени) приглашает на Всероссийскую конференцию «Педагогическое призвание. Воспитание и творчество».  

Перед участниками конференции выступят молодые и опытные педагоги из разных регионов России, представители высшей школы, призёры и победители профессиональных конкурсов. Они представят методики современного образования.

  • Все вместе обсудим общие тенденции и частные успешные практики воспитательной работы.
  • Спикеры представят кейсы совместной творческой деятельности, социальных, краеведческих проектов.
  • Наши эксперты поделятся приёмами, идеями, технологиями, которые помогли решить общеобразовательные задачи, справиться со сложными педагогическими ситуациями и трудностями, с разногласиями между школой и семьёй в вопросах воспитания личности ребёнка.

Поговорим о том, какие подходы применяют школы в профориентационной работе, учитывая социальные условия города, региона, как организуют участие школьников в волонтёрской работе и в различных гуманитарных акциях, как помогают выявлять и развивать таланты детей.
Модератор конференции — Методический центр «ЯКласс».

Участие в вебинаре бесплатное. Все слушатели, которые зарегистрируются на вебинар на сайте получат именные сертификаты.

Живая лента
Ольга Борисовна Зырянова Биология
Лаборатория педагогического мастерства
Сказка - викторина "Алиса в стране чудес"
   

                            Сценарий сказки – викторины

«Алиса в стране чудес» (для 5 класса)

Действующие лица:

Ведущие

Алиса

Кролик

Чеширский кот

Шляпник

Заяц

Соня

Карты – маляры

Королева

СЦЕНА №1

Занавес закрыт. За занавесом, пока происходит основное действие, сидит Алиса с книжкой. В это время идёт работа с командирами.

1-ая ведущая: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, знаете сказку «Алиса в стране чудес». Кто назовёт героев этой сказки?

2-ая ведущая: Тот, кто хочет ответить, поднимает руку.

1-ая ведущая: Давайте познакомимся с этими героями поближе.

                                          СЦЕНА №2

                              (Перед занавесом)

На сцене сидит Алиса и читает. Появляется кролик из зала.

Алиса: Кролик, куда ты спешишь?

Кролик: Я спешу, очень спешу, моя шёрстка, мои усики, я очень спешу!!!

Алиса бежит за кроликом (импровизация). Попадает на поляну.
На сцене стоит сундук.

Алиса: Мне кажется, я потерялась. Помогите мне, пожалуйста!

2-ая ведущая: Ребята, давайте поможем Алисе! Для этого вы должны разгадать кроссворд, в котором есть подсказка. В кроссворде вы заполняете каждую строчку и из выделенных букв составляете ключевое слово.

(Задание №1 - ключевое слово - СУНДУК)

Алиса: Сундук! Надо его поискать! Что же в нём лежит?

                                                          Открывает

Алиса: Ключи! Ключи - они открывают дверь. А где же она, эта дверь? Вот она!

                       Одним из ключей пытается открыть дверь

1-ая ведущая: Дверь открыть непросто! Для этого даны 5 ключей. На каждом ключе – записка. В четырех – необходимо   отыскать одно лишнее слово и подчеркнуть его. В записке пятого ключа все слова связаны по смыслу, напишите объединяющее слово. Это и будет нужный ключ.

(Задание №2) Ведущая называет правильные ответы.

Алиса открывает дверь, занавес поднимается. Пробегает кролик, за ним Алиса… Появляется улыбка Чеширского кота.

СЦЕНА №3

Алиса: Не видели ли вы, куда побежал кролик?

Чеширский кот: Туда.

Алиса: Куда «туда»?

Чеширский кот: Кто?

Алиса: Кролик!

Чеширский кот: Какой кролик?

Алиса: Ты только что про него сказал!

Чеширский кот: Может быть видел, в может и нет, это будет зависеть от тебя! Если ты мне поможешь найти ответы на эти сложные вопросы (показывает), то, может быть, я тебе и скажу…

Алиса: Ребята, нужна ваша помощь. Вот эти сложнейшие вопросы.

(Задание №3)

Занавес закрывается.

Чеширский кот: Направляйся туда, где вечное веселье и хорошее настроение.

На авансцене кот читает правильные ответы.

В это время за занавесом идёт приготовление: выносят столы, стулья, чашки… В зале Алиса и кролик. Они друг друга не видят. За кулисами слышен шум, разговоры. Кролик убегает за занавес.

Занавес открывается.

СЦЕНА №4

Алиса выходит на сцену. Шляпник и Заяц пьют чай и беседуют. Алиса походит к столу.

Алиса: Не видели ли вы кролика?

Заяц и Шляпник, видя Алису, одновременно: Мест нет!!!

Алиса удивленно смотрит на них.

Алиса: Вы не видели здесь кролика?

Шляпник: Не хочешь ли ты выпить с нами чашку чая?

Алиса: Нет, спасибо! Скажите, куда убежал кролик?

Соня: Мерцают, звёздочки мерцают…

Шляпник: Вчера я ходил на день рождения к Пиковой даме, и там мне рассказали такую историю про кроликов и зайцев. Эта история мне так понравилась, что я её записал и сохранил для гостей. Не хотите ли ознакомиться? (Подаёт лист с рассказом Алисе)

Алиса (бегло прочитывает): Очень интересная история, но в ней же ошибки!

Шляпник: Наверное, ребята тоже захотят ознакомиться с этим рассказом. Ребята, прочитайте текст, найдите и исправьте ошибки.

(Задание №4)

Шляпник зачитывает рассказ без ошибок.

Шляпник (обращаясь к Зайцу): Кстати, я подозреваю, что кролик уже должен быть во дворе Червовой королевы.

Занавес закрывается. Основное действие происходит на авансцене. Изображены два куста белых роз. Два маляра (карты) с банкой краски и конвертом. Они с печальным видом красят розы.
СЦЕНА №5
Алиса подходит к картам-малярам и спрашивает у них.

Алиса: Что вы делаете?

Первый карта-маляр: Мы вырастили белые розы, а наша королева любит красные, и мы их сейчас перекрашиваем.

Алиса: Почему вы такие печальные?

Второй карта-маляр: Королева вручила нам конверт с загадками -легендами о цветах, но мы не можем их отгадать.

Алиса: Ребята, поможем найти ответы на загадки!

(Задание №5)

Пока Алиса красит розы, карты-маляры раздают задания, позже собирают ответы.

Первый карта-маляр: Легенды так прекрасны.

Второй карта-маляр зачитывает правильные ответы

Занавес открывается. Королева и кролик пьют чай.
К ним подходят все остальные. Алиса замыкает круг.

СЦЕНА №6

Алиса: Кролик, наконец-то я тебя нашла! Помоги мне вернуться домой!

Кролик: А как ты меня нашла?

Алиса: Мне помогли эти замечательные ребята!

Королева: Чем же они тебе помогли?

Алиса: Они отвечали на сложные вопросы, которые возникали на каждом шагу.

Королева: Мои подданные всё время следили за вами и сейчас мы узнаем, кто был самым лучшим!

СЛОВО ЖЮРИ (Объявление результатов)

Алиса: Ребята, спасибо вам за помощь! Теперь я смогу вернуться домой!

Королева: До свидания, дети!

Задания с ответами
Задание №1

По горизонтали:

1)     Он соло пел серди ветвей. Певца назвали…

3) Он огромней всех на суше.

    У него большие уши.

     Он чудесным шлангом-носом

     Может с пальм срывать кокосы

4) Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички.

По вертикали:

2)     Когда он в клетке, то приятен, то приятен,

На шкуре много чёрных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр похож на кошку.

5) Пестрая крякушка, ловит лягушек.

    Ходит вразвалочку, спотыкалочку.

                                                 

Задание №2
1 лист

·        Утконос

·        Ящерица (пресмыкающееся)

·        Медведь

·        Панда

·        Белый тигр

2       лист

·        Инфузория-туфелька

·        Лев

·        Лягушка

·        Кактус (растение)

·        Волк

3       лист

·        Антилопа Гну

·        Страус Эму (птица)

·        Жираф

·        Гиена

·        Морж

4       лист

·        Одуванчик

·        Берёза

·        Тюльпан

·        Ель (хвойное растение)

·       Ромашка

5       лист

·        Паук

·                                                                Шмель

·        Муха                                    

·        Комар                (членистоногие)

·       Бабочка

Задание №3

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю.

                                (Рыбы)

Не кузнец, а с клещами,

С длинными усами.

Когда он черен -

Куслив и задорен.

А лишь покраснеет,

Так и присмиреет.

                                  (Рак)

Днём молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает,

Прохожих пугает.         (Сова, Филин)

Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли -

Им с ходулей не сойти.

                                   (Цапля, Аист)

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам.       (Павлин)

                                   

Задание №4

1.     Текст с ошибками

Кролики обитают в лесах. Их круглые уши, дёргающиеся носы и огромные глаза ловят малейшие признаки опасности; почуяв неладное, животное сразу выбегает на открытую местность или удирает с огромной скоростью. Кролики были завезены в немногие части света и невероятно расплодились везде, а в особенности в Австралии. Но кролики не только уничтожают дома и города, они ещё нарушают равновесие домашней природы. Они съедали всю растительность, так что местные животные умирали от голода.

2.     Исправленный текст

Кролики обитают на открытых травянистых местностях. Их длинные уши, дёргающиеся носы и огромные глаза ловят малейшие признаки опасности; почуяв неладное, животное сразу скрывается в норке или удирает с огромной скоростью. Кролики были завезены во многие части света и невероятно расплодились везде, а в особенности в Австралии. Но кролики не только уничтожают посевы, они ещё нарушают равновесие дикой природы. Они съедали всю растительность, так что местные животные умирали от голода.

Задание №5

1) Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить - на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды.

                                                                                                                      (Василёк)

2) Это растение было символом богини любви и красоты Афродиты. Согласно легенде, Афродита появилась на свет, выйдя из моря у южного побережья Кипра. В этот момент тело богини покрывала белоснежная пена. Именно из неё и возник первый цветок с ослепительно-белыми лепестками. Боги, увидев красивый цветок, обрызгали его нектаром, который придал ему восхитительный аромат. Это растение оставалось белым, пока Афродита не узнала о том, что её возлюбленный Адонис смертельно ранен. Богиня побежала к любимому, не замечая ничего вокруг. Афродита не обратила внимания, как наступила на острые шипы этого цветка. Капли её крови окропили белоснежные лепестки этих цветов, сделав их красными.

                                                                                                                                 (Роза)

3) Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила этому цветку белый наряд. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хоть наряд ему не полагался. И он стал просить цветы поделиться с ним одеянием. Цветы, боясь замёрзнуть, не откликнулись на его просьбу, и только это растение укрыло его своим одеянием. С тех пор этот цветок и снег неразлучны друг с другом, как друзья.

                                                                                                                     (Подснежник)

                 Автор  Зырянова Ольга Борисовна , учитель биологии

Анастасия Осипова
Управление цифрового образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО и ООО «ЯКласс» приглашают на семинар 2 июня в 16-00 «Реализация проекта «ЯКласс 500+» в Новосибирской области: опыт и перспективы» руководителей и заместителей, методистов, учителей образовательных организаций города Новосибирска и Новосибирской области.
План семинара:

1.     Цифровой образовательный ресурс ЯКласс

2.     Реализация национального проекта "Образование" в рамках подпроекта 500+ с ресурсом ЯКласс.

3.     Возможности работы в проекте ЯКласс 500+ для учителя.

4.     Награждение активных педагогов и образовательных организаций – участников проекта.

Регистрация онлайн-участников: https://edu54.ru/videocast/view/285354
Оксана Викторовна Курта
Начинаем майский спринт

Приглашайте выпускников на бесплатные онлайн-консультации по ЕГЭ-2021
В последний месяц до экзаменов хочется успеть всё: ещё раз дать теорию, пройтись по заданиям и довести до пятёрки каждого ученика. Сконцентрируйтесь на подготовке ребят по своему предмету, а мы ответим на базовые вопросы, например про бланки.
Поделитесь с ребятами ссылкой:  https://foxford.ru/I/cZq6


Какие будут консультации

5 мая — общая
«Как заполнять бланки ЕГЭ и подавать документы в вуз»

8–12 мая — предметные
по десяти предметам ЕГЭ: от русского языка до химии
Мы поможем ученикам с формальной частью экзамена и напомним, как решать самые сложные задания. Так вы сэкономите время занятий, чтобы точечно разбирать темы, нужные ребятам :)
Анастасия Осипова
Педагогическое призвание. Воспитание и творчество

ЯКласс 29 апреля в 18:00 (нашего времени) приглашает на Всероссийскую конференцию «Педагогическое призвание. Воспитание и творчество».  

Перед участниками конференции выступят молодые и опытные педагоги из разных регионов России, представители высшей школы, призёры и победители профессиональных конкурсов. Они представят методики современного образования.

  • Все вместе обсудим общие тенденции и частные успешные практики воспитательной работы.
  • Спикеры представят кейсы совместной творческой деятельности, социальных, краеведческих проектов.
  • Наши эксперты поделятся приёмами, идеями, технологиями, которые помогли решить общеобразовательные задачи, справиться со сложными педагогическими ситуациями и трудностями, с разногласиями между школой и семьёй в вопросах воспитания личности ребёнка.

Поговорим о том, какие подходы применяют школы в профориентационной работе, учитывая социальные условия города, региона, как организуют участие школьников в волонтёрской работе и в различных гуманитарных акциях, как помогают выявлять и развивать таланты детей.
Модератор конференции — Методический центр «ЯКласс».

Участие в вебинаре бесплатное. Все слушатели, которые зарегистрируются на вебинар на сайте получат именные сертификаты.

Оксана Викторовна Курта
Уважаемые коллеги и друзья!
От всей души поздравляем вас наступающими праздниками! Будьте здоровы, счастливы и мирного неба над головой!

may.jpg may-2.jpg  
Оксана Викторовна Курта Биология
Сообщение форума
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (fipi.ru)
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» представляет банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности».

В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.

Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов включает 700 разработанных заданий, в том числе:

•200 заданий для обучающихся 7 классов;
•200 заданий для обучающихся 8 классов;
•300 заданий для обучающихся 9 классов.
Оксана Викторовна Курта Биология
Сообщение форума
Новости из мира биологии
Созданы трансгенные обезьяны с человеческим вариантом гена microcephalin
Китайские генетики сообщили о создании одиннадцати трансгенных макак-резусов с человеческим вариантом гена microcephalin (MCPH1). Изменения этого гена предположительно сыграли важную роль в эволюции мозга и когнитивных способностей приматов в целом и гоминид в частности. Хотя мозг у трансгенных обезьян не увеличился по сравнению с обычными макаками, у них улучшилась кратковременная память, а в развитии коры появились неотенические черты, что также характерно для человека. В частности, у трансгенных макак замедлились процессы миелинизации аксонов и созревания нейронов и астроцитов коры головного мозга. Кроме того, на более поздний возраст сместилась активация многих генов, влияющих на дифференцировку нейронов и работу синапсов. Некоторые из этих генов у человека тоже «включаются» позже, чем у других приматов. Исследование продемонстрировало принципиально новый подход к экспериментальному изучению функциональной роли генетических изменений, сделавших нас людьми.

http://biologynews.ru/281-sozdany-tra...ephalin...
Оксана Викторовна Курта
Исследование: как работают нейроны, когда мы делаем выбор
 04.11.2020 | Биология
Когда вы стоите перед выбором – например, съесть на десерт мороженое или шоколадный торт, – и взвешиваете варианты, работают клетки мозга. Исследования на животных показали, что каждый вариант активирует определенный набор нейронов в головном мозге. Чем привлекательнее предложение, тем быстрее срабатывают соответствующие нейроны. Результаты исследования могут помочь в изучении зависимости, расстройств пищевого поведения и других психоневрологических состояний, связанных с неправильным принятием решений. Новость появилась на научном портале EurekAlert!.

http://sci-dig.ru/biology/issledovani...aem-vybor/
0 Ещё
Оксана Викторовна Курта

Биологи открыли новый тип строения плаценты у животных
Исследователи из СПбГУ и Университета Вены выяснили, что у представителей древней группы мшанок Cyclostomata — колониальных беспозвоночных, обитающих на дне морей и океанов, формируется уникальная плацента. Клетки, окружающие ранний эмбрион, начинают быстро расти, превращаясь в ценоциты — крупные многоядерные клеточные структуры. Что интересно, ценоциты широко распространены среди растений и грибов, но редки у животных. В плаценте же их обнаружили впервые. Результаты фундаментального исследования, поддержанного грантом РНФ, опубликованы в журнале BMC Ecology and Evolution.

Биологам хорошо известно, что клетки живых организмов умеют вести себя самым необычным образом. Случается так, что они сливаются друг с другом, образуя единую структуру с большим количеством ядер — синцитий, окруженный общей мембраной. Такое «поведение» позволяет им быстро обмениваться питательными веществами, не тратя время и ресурсы на преодоление клеточных мембран. Бывает, что похожая структура возникает в результате совершенно другого процесса — не слияния, а роста клетки, которая начинает копировать ядра и значительно увеличивается в размерах.

В результате этого образуется ценоцит. Если первое явление характерно в основном для животных, например, в плаценте человека синцитием покрыты выросты эмбриональной оболочки, внедряющиеся в стенку матки, то второе — в основном удел растений и грибов. В обоих случаях получаются достаточно объемные структуры неправильной формы, напоминающие ткань.

«Начиная работать с циклостоматами, мы вместе с аспиранткой Ульяной Неклюдовой (первым автором вышедшей статьи) предполагали, что обнаружим у них именно синцитий, известный в плацентах других организмов, а обнаружили ценоциты — многоклеточные структуры, которые нетипичны для животных, — рассказал руководитель проекта, профессор кафедры зоологии беспозвоночных СПбГУ Андрей Островский.

— Эмбрионы этой группы мшанок не просто прилегают к плаценте, как это бывает обычно, а погружены в нее, буквально впаяны. Плацента состоит из нескольких крупных ценоцитов, связанных друг с другом цитоплазматическими мостиками и двумя типами клеточных контактов. Ценоциты имеют разную ультраструктуру, что указывает на то, что часть из них выполняет питающую, а часть — проводящую функции. Кроме того, появление такой сложной плаценты могло стать необходимым условием возникновения в этой группе животных полиэмбрионии, когда ранний эмбрион, вырастая, расщепляется на множество (более сотни) вторичных эмбрионов, каждый из которых развивается в личинку. Такая исключительно редкая комбинация репродуктивных признаков (живорождение, плацентотрофия и полиэмбриония) встречается еще только у одной группы существ на Земле — у броненосцев из рода Dasypus».

Образцы исследователи собрали рядом с Морской биологической станцией СПбГУ на Белом море. Им также удалось узнать, что плацента формируется из органа, который исходно отвечает за высовывание щупалец. Все мшанки выметывают спермии в воду, откуда их захватывают щупальца зооидов из других колоний. Для высовывания щупалец используется снабженный кольцевыми мышцами орган — мембранная сумка. Именно она после оплодотворения становится основой плаценты из ценоцитов, которая будет питать эмбрионы. Такое явление смены функции в эволюции получило название экзаптации.

В целом подавляющее большинство мшанок сначала выводят оплодотворенное яйцо из внутренней полости во внешнюю среду, а затем перемещают ее в специальную выводковую камеру, где осуществляется вынашивание.

Биологи открыли новый тип строения плаценты у животных (ab-news.ru)

Однако циклостомные мшанки и здесь поступают иначе: их личинки развиваются прямо в полости гонозооида — члена колонии, ставшего плацентарным инкубатором. Процесс выхода потомства продолжается практически все лето — созревшие личинки постепенно покидают гонозооид.

«Полиэмбриония считается эволюционно провальным делом: вроде как детей много, но все они клоны — нет генетического разнообразия, — объясняет Андрей Островский.

— Обычно именно тот факт, что потомки разные, обеспечивает лучшую выживаемость. И тут возникает вопрос — почему полиэмбриония, ископаемым свидетельствам наличия которой у Cyclostomata около 200 миллионов лет, оказалось такой устойчивой? А с ней и сама группа. В чем подвох? Возможно, это объясняется тем, что, продуцируя личинки-клоны на протяжении нескольких месяцев подряд, мшанки “сталкивают” их с постоянно меняющейся окружающей средой. Получается, что варьируют здесь не геномы, а условия, в которых эти геномы оказываются».




1 Ещё
Оксана Викторовна Курта Биология
Сообщение форума
ЭВОЛЮЦИЯ
Высказана гипотеза о происхождении вторичноротых от первичноротых.


Вторичноротые (Deuterostomia) — древний эволюционный ствол двусторонне-симметричных животных (билатерий), к которому относимся и мы, хордовые. В последнее время они часто рассматриваются как группа, очень примитивная по ряду признаков и сохраняющая черты общего предка билатерий. Однако известный датский зоолог Клаус Нильсен «переворачивает» эту проблему: по его мнению, общий предок билатерий был гораздо ближе к первичноротым (Protostomia), от которых вторичноротые в некотором смысле произошли.

https://elementy.ru/novosti_nauki/4326..._ot_per...
Оксана Викторовна Курта
Неудачное планирование: почему вымерли родственники птиц — летающие древесные динозавры
Американские и китайские учёные выяснили, что два вида летающих динозавров-тероподов вымерли в конце юрского периода всего за несколько миллионов лет. И чи и амбоптериксы не смогли конкурировать со своими древесными сородичами и первыми птицами, поскольку летали очень плохо, несмотря на наличие крыльев. Исследование показало, что эволюционно динозавры по-разному пытались приспособиться к воздушной среде, но далеко не все пути развития были успешными.
  • Парящий амбоптерикс (реконструкция)
  • © Gabriel Ugueto

Палеонтологи из Университета Маунт Марти (США) и Гонконгского университета (Китай) провели анализ окаменелостей двух видов родственных современным птицам летающих динозавров — и чи (Yi qi) и амбоптерикса (Ambopteryx longibrachium). В результате была установлена причина быстрого вымирания этих животных в конце юрского периода — неспособность к активному полёту. Исследование опубликовано в журнале iScience.

Учёные сканировали останки маленьких летающих древесных динозавров методом лазерной спектроскопии, чтобы понять устройство их костей и мускулов. Затем для проверки «лётных характеристик» этих далёких родственников птиц исследователи применили методы математического моделирования.

  • Восстановление строения динозавра и чи методами лазерной спектроскопии
  • © Thomas Alexander Dececchi/iScience

Как показали расчёты палеонтологов, оба вида представляют собой своеобразный эволюционный тупик: обладая крыльями, эти динозавры научились планировать между деревьями, как белки-летяги, но так и не освоили активный взлёт и полёт.

Также по теме

«Эволюция органического мира»: российский палеонтолог — о страусах-гигантах, динозаврах и пещерных гиенах в Крыму

Учёные могут обнаружить останки древних людей в районе крымской пещеры Таврида после того, как там были найдены кости их современника...

Примитивных навыков оказалось недостаточно для конкурирования с другими древесными динозаврами и первыми птицами, полагают учёные. Поэтому жившие около 160 млн лет назад позднеюрские и чи и амбоптериксы вымерли всего за несколько миллионов лет. Результаты исследования также показали, что до возникновения птиц динозавры использовали различные полётные техники, но далеко не все они были успешными.

«Как только птицы поднялись в воздух, оказалось, что эти два вида динозавров были настолько плохо приспособлены к полёту, что их просто оттуда вытеснили. Вероятно, при таких неудовлетворительных показателях можно выживать и в течение нескольких миллионов лет, но их поджидали хищники сверху, конкуренты снизу и даже некоторые мелкие млекопитающие, которые вытеснили их до полного исчезновения», — отмечает автор исследования доцент биологии Томас Дечекки.

Учёные напоминают, что два этих вида относятся к совсем маленьким видам динозавров-тероподов. Именно этот подотряд является прародителем птиц. При этом и чи и амбоптериксы заметно отличались от большинства тероподов — они весили менее 1 кг, жили на деревьях и планировали с ветки на ветку, питаясь насекомыми, семенами и другой растительной пищей. И эти динозавры, скорее всего, не умели взлетать самостоятельно.

«Только с очень большой натяжкой можно представить, что они могли летать за счёт взмахов крыльями... Они могли парить, но даже с парением у них выходило не очень хорошо», — говорит Дечекки.

https://russian.rt.com/science/article...-vymiranie
0 Ещё
Оксана Викторовна Курта
Новости науки »Биология »Российские ученые секвенировали геном вымершей стеллеровой коровы

Российские ученые секвенировали геном вымершей стеллеровой коровы  21.04.2021|

Анализ геномов морских коров показал, что эти малоподвижные животные были обречены вымереть задолго до встречи с человеком. Стеллеровы коровы были весьма крупными морскими млекопитающими, уступавшими в размерах разве что китообразным. Эти безобидные растительноядные животные вели почти неподвижный образ жизни и паслись среди водорослей, ближе к поверхности холодных вод северного Тихого океана.

© Medium

Стеллеровых коров открыли только географические экспедиции начала XVIII века, и уже через полсотни лет люди полностью перебили их, как ранее — маврикийских дронтов и множество других видов. Ключевой вклад в исчезновение этих неповоротливых животных внесла активная охота на «морского бобра», калана, которая нарушила естественный баланс водорослевых «лесов» ламинарии. Впрочем, популяции этих неповоротливых животных начали исчезать задолго до XVIII века — благодаря охоте, которую люди вели на них еще со времен палеолита. А новая работа российских биологов показывает, что стеллеровы коровы были обречены задолго до своей первой встречи с охотниками.

0 Ещё
Оксана Викторовна Курта Биология
Сообщение форума
Биологический лекторий
https://elementy.ru/video/544/Rekonstr...dinozavrov
Реконструкция динозавров.
Лекция была прочитана 2 ноября 2018 года в московском парке «Зарядье» в рамках тематического лектория, проводимого совместно с «Курилкой Гутенберга».
Оксана Викторовна Курта
Учёные выявили коронавирусы у летучих мышей в России
Специалисты выявили коронавирусы у летучих мышей в России, однако о конкретном типе вируса говорить пока рано. Об этом рассказала руководитель группы геномики и постгеномных исследований ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Анна Сперанская.
  • © REUTERS/Charlie L. Harper III

«Какие-то (пока неизвестно, какие именно) коронавирусы у летучих мышей, живущих в России, есть. Какие именно — предмет исследования», — рассказала Сперанская РИА Новости.

Кроме того, исследование помогло установить последовательности геномов ряда других вирусов (не коронавирусов), которые были найдены «заодно».

По словам эксперта, летучие мыши не опаснее, чем другие дикие животные, например лисы и ежи, которые могут переносить опасные для человека вирусы.

Сперанская добавила, что человеку достаточно не трогать летучих мышей и не разорять места их обитания. Специалист подчеркнула, что исследование этих животных не завершено, оно будет продолжаться ещё около двух лет.

В июле стало известно, что российские учёные планируют исследовать геномы сибирских летучих мышей на наличие коронавируса.

По данным китайских учёных из Национального центра по профилактике и контролю заболеваний, вероятным источником коронавируса стали дикие животные.

Например, сотрудник центра Тан Вэньцзе отметил, что 2019-nCoV на 90% схож с коронавирусом из организма летучей мыши, обитающей в городе Чжоушань провинции Чжэцзян.

https://russian.rt.com/science/news/79...chaya-mysh

0 Ещё
Оксана Викторовна Курта
Отказавшиеся мигрировать на зиму киты возвестили о разрушении экосистемы Арктики
Аномальное поведение популяции гренландских китов зафиксировали по пению: вместо ежегодной миграции на юг они остались в Северном ледовитом океане и даже демонстрировали брачные ритуалы. Это необычное явление свидетельствует о серьезных сдвигах во всей водной экосистеме Арктики, виновато в которых, скорее всего, глобальное потепление.

О причинах беспрецедентной аномалии ученые будут дискутировать еще долго, и для поиска наиболее достоверного ответа потребуются дополнительные данные. Но уже имеющаяся на руках канадских морских биологов информация говорит о главном: в экосистеме Северного ледовитого океана происходят серьезные изменения. Причем последствия их могут быть катастрофическими.

Согласно недавней публикации в рецензируемом научном журнале Лондонского королевского общества, значительная часть популяции гренландских (или полярных) китов осталась зимовать в заливе Амундсена. Обычно в начале осени порядка 20 тысяч гигантских животных мигрируют из моря Бофорта через Чукотское в Берингово. Там, на самом севере Тихого океана, они зимуют, а когда вода теплеет, снова повторяют путешествие длиной более шести тысяч километров в обратную сторону.

Но зимой 2018-2019-х что-то пошло не так — и ученые стали получать сообщения о встречах с гренландскими китами в заливе Амундсена. Эти прибрежные воды Канады служат обиталищем колоссальных морских животных только летом, поэтому аномалию бросились сразу изучать. За всю историю наблюдений подобного не происходило ни разу.

Сотрудники Университета Капилано (Виктории), Британская Колумбия, обратились к сети подводных акустических датчиков, которые расположены в арктических водах. При помощи специального программного обеспечения они обнаружили, что с октября 2018 года по апрель 2019-го от 0,5% до 3% записей содержат свидетельства присутствия гигантских млекопитающих. Эти станции наблюдения находятся в четырех локациях, где гренландские киты бывают только летом.

Причем, что самое удивительное, на некоторых записях слышно пение — такое поведение ученые ассоциируют с брачными ритуалами этих животных. В норме поиск пары и сам процесс спаривания у гренландских китов происходят весной или ранним летом, когда они еще путешествуют в межсезонье. Иными словами, что-то в календаре самых крупных обитателей местных вод серьезно изменилось.

Среди возможных причин такой аномалии морские биологи на первое место ставят глобальное потепление. Все остальные поводы не мигрировать могут влиять лишь косвенно или вовсе — прямое следствие изменений климата. Известно, что гренландские киты очень чувствительны к температуре воды: для них комфортен узкий диапазон между минус 0,5 и двумя градусами Цельсия. Если среда становится теплее, животные начинают испытывать буквальный перегрев и стремятся мигрировать севернее.

Отказавшиеся мигрировать на зиму киты возвестили о разрушении экосистемы Арктики — Новости науки (sci-dig.ru)

0 Ещё
Елена Николаевна Кашина

С 20 по 25 апреля 2021 года в Новосибирске пройдёт V Городской молодежный форум «Мой зелёный Новосибирск: экологические задачи решаем вместе». Форум проводится с целью содействия развитию ответственной активной жизненной позиции молодежи города Новосибирска в сфере экологической деятельности и ориентирован на молодежные общественные экологические объединения, молодежь учреждений молодежной политики города, студентов вузов, ссузов, учащихся средних и старших классов школ Новосибирска и НСО, интересующихся и занимающихся вопросами экологии окружающей среды.

С учетом сохранения на данное время режима ограничения на проведение массовых мероприятий в городе и области форум проводится в очно-дистанционном формате. Дистанционная часть форума проходит на платформе по организации аудио и видеоконференций – ZOOM. Мероприятия в формате «офлайн» будут проходить на уличных площадках.

Мероприятия форума будут проходить на 11 площадках города.

Для участия в Форуме до 19 апреля  2021 года необходимо направить заявку (Приложение 1.2) с пометкой «Форум МЗН-2021» на электронную почту  oynovak@yandex.ru.

Файлы:



Администрация сообщества
Осипова
Анастасия Сергеевна
Администратор сообщества, методист УМО ОблЦИТ
Курта
Оксана Викторовна

Модератор сообщества, старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования
НИПКиПРО

Календарь
Июль, 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Видеопереговорная
Только для участников группы
Работы победителей конкурса "Современный мультимедийный урок"
Видеосюжеты
Видеотрансляции Минобрнауки Новосибирской области
Новосибирская областная ассоциация учителей и преподавателей биологии
Методическая копилка
Тип: Проект
Предмет: Биология
Уровень образования: Основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 9 класс
Автор: Ольга Головня
Оценка экспертов:

Краткое описание:

В исследовательской работе представлены различные эксперименты с растениями, которые можно применять в нашей обыденной жизни: выращивание  рассады овощных культур, приемы хранения овощей в домашних условиях ; опыт на цветущих растениях,  пересадка комнатных растений и способы размножения...

Опубликовано: 27.04.2021 11:26:37
Тип: Конспект урока (занятия)
Предмет: Биология
Уровень образования: Основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 9 класс
Автор: Юрий Лиховец
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Технологическая карта урока. Органы выделения. Строение и функции почек. С использование ЭФУ  М.Р.Сапин, Н.И.Сонин. Биология. Человек. 9 класс...

Опубликовано: 19.04.2021 16:51:08
Тип: Методическая разработка
Предмет: Биология
Уровень образования:
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 6 класс
Автор: Николай Еланцев
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Представлен подробный сценарий урока. ...

Опубликовано: 12.03.2021 09:04:20
Тип: Другой тип
Предмет: Биология
Уровень образования: Основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 7 класс
Автор: Ольга Головня
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Исследовательская работа в 7 классе "Гидропоника" ...

Опубликовано: 03.03.2021 16:26:04
Тип: Проект
Предмет: Биология
Уровень образования: Основное общее образование
Целевая аудитория: Учащийся (студент)
Класс: 9 класс
Автор: Ольга Никитенко
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Индивидуальный итоговый проект ученицы 9 класса по теме "Всё о пчёлах и про мёд"...

Опубликовано: 17.01.2021 23:12:53
Тип: Сценарий урока (занятия)
Предмет: Биология
Уровень образования: Среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 10 класс
Автор: Ирина Вострокнутова
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Технологическая карта разработана к уроку биологии  в 10 классе по теме "Биосинтез белка"...

Опубликовано: 17.12.2020 14:47:17
Тип: Презентация
Предмет: Биология
Уровень образования: Среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 10 класс
Автор: Ирина Вострокнутова
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Презентация к уроку "Биосинтез белка" для 10 класса...

Опубликовано: 17.12.2020 14:46:14
Лаборатория педагогического мастерства
Тип: методические рекомендации
Краткое описание:

Данный интеллектуальный конкурс предполагает участие ребят 4-5 классов

Опубликовано: 29.06.2021 21:05:07
Оценка экспертов:

Тип: методические рекомендации
Краткое описание:

Опубликовано: 17.03.2021 21:15:04
Оценка экспертов:

Тип: методические рекомендации
Краткое описание:

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНО ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Опубликовано: 09.03.2021 21:32:26
Оценка экспертов:

Тип: методические рекомендации
Краткое описание:

Опорный конспект по теме "Цветок, его строение и значение", позволит учащимся получить дополнительную информацию. Работать с учебником, как самостоятельно, так и в группах.

Опубликовано: 17.01.2021 15:49:12
Оценка экспертов:

Тип: методические рекомендации
Краткое описание:

Ребусы

Опубликовано: 23.11.2020 10:23:54
Оценка экспертов:

Полезные ссылки
Управление

Вход