Патриотическое воспитание в объединении барабанщиц «Ритм»
(Из опыта работы МБУДО ДДТ «Первомайский»)
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований, в том числе и в сфере образования. Важную роль в воспитании подрастающего поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны. Стало очевидным, дальнейшее развитие страны во многом зависят от уровня сформированности гражданской позиции российской молодежи, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.
В решении поставленных задач на федеральном и региональном уровнях направлены законодательные акты такие как: Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Программа развития воспитания Новосибирской области на 2019-2024 годы «Воспитание гражданина России – патриота Новосибирской области» по реализации стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года и другие.
В доме творчества «Первомайский» в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательной организации, разработана «Программа воспитания» сроком на 2020-2023 годы. В рамках данной программы в объединениях ведется активная работа по патриотическому воспитанию.
Одним из объединений, где задачи патриотического воспитания решаются наравне с образовательными является объединение барабанщиц «Ритм», созданное в 2014 году. В объединении реализуется дополнительная общеобразовательная программа, целью которой является - формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В объединении занимаются девочки в возрасте от 10 до 15 лет. Это так называемый трудный возраст, именно в этом возрасте происходит становление собственного «Я», и не только в себе, но главное «Я» в других, то есть происходит становление гражданской личности. Именно в это время закладываются основы осознанного патриотизма, а для этого надо знать историю своей страны, традиции, символику.
На основе анализа ситуации, с опорой на опыт работы других педагогов и школ, работающих в жанре «марширующих барабанщиц», а так же при использовании методической литературы на данную тему, была разработана модель музыкально-театрального объединения барабанщиц. Модель позволяет обеспечить стабильность коллектива обучающихся. При работе с группой в процессе проведения занятий идет индивидуальная работа с каждым. При этом учитываются способности, склад характера, индивидуальное видение темы и средств выражения каждым ребенком. В течение года возможно введение новых тем, техник, сочетание различных техник в зависимости от интересов, потребностей и возможностей обучающихся.
При работе с детьми активно используются учебные видеоматериалы с участием высокопрофессиональных музыкантов, а также посещение живых концертов, с целью последующего коллективного анализа увиденного. Это дает детям более глубокое представление об исполнительстве на инструменте, формирует самостоятельность мышления и умение выражать свои мысли. Такие формы занятий как: посещение музея истории Первомайского района, мемориалов города Новосибирска и области, встреча с ветеранами войны и труда, беседы о героях России, изучение образцов военного костюма, познавательный и достоверный материал о важных для истории страны событиях, способствуют воспитанию патриотических чувств у подростков, гордости и гражданской идентичности.
Знание истории, традиций своей страны необходимо для гармоничного воспитания личности учащегося. Это направление пронизывает учебный процесс объединения в течение всего года, но особое значение эта работа приобретает в период подготовки к знаменательным датам, таким как День Защитника Отечества, День Победы и День независимости России. Именно в период с февраля по май с наиболее подготовленными обучающимися проводится работа над подбором и разучиванием патриотического репертуара, созданием сценариев мероприятий, посвященных историческим датам (День города, памятные даты Великой Отечественной войны, День защитника Отечества, День Победы, День памяти и скорби).
Обучающиеся воспитываются на лучших образцах отечественной классики, исполняют композиции, отражающие важнейшие этапы истории нашей страны, произведения гражданского звучания. Это позволяет создавать тематические программы патриотической направленности для ветеранов войны и труда, для молодежи города.
Воспитание чувства патриотизма происходит в процессе обучения игре на ударных инструментах, посредством создания ансамбля маршевых барабанщиц, а так же создание сценических шоу - постановок, отличных от традиционных программ музыкальных коллективов. В репертуаре коллектива такие сценические номера: ритмические композиции «Гусарский марш» и «Триумф»; «Служить России», слова И. Резник, музыка Э.Ханок; «Вперед, Россия» слова и музыка О. Газманова; «Время вперед» на музыку Г. Свиридова.
Традиционные мероприятия, в которых принимает участие объединение барабанщиц «Ритм»:
· тематический концерт, посвященный Дню защитника Отечества;
· тематическое мероприятие, посвященное годовщине выводу российских войск из Афганистана «Листая памяти страницы»;
· концерт «Майский привет», посвященный встрече и чествованию ветеранов ВОВ и работников тыла;
· организация и проведение Митинга у монумента Славы Первомайского района в День Победы 9 мая;
· День памяти и скорби у Монумента Славы 22 июня;
· познавательно-игровая программа «Я гражданин России» в рамках летней кампании ЛДП «Маяк».
Одним из эффективных способов педагогического обеспечения учебно-познавательной деятельности учащихся является метод проектов. Проектирование – педагогическая технология, которая ориентирована на углубление и конкретизацию деятельности в рамках образовательной программы и Программы воспитания. В 2018 объединении был реализован проект «Ритм как средство образования, воспитания и развития», направленный на развитие патриотического воспитания обучающихся. Материалы проекта приняли участие в конкурсе методических материалов «Золотая медаль» - 2018 в номинации «Так зажигают звезды». По итогу конкурса проект завоевал Малую золотую медаль.
Таким образом, актуальность и результативность деятельности объединения барабанщиц «Ритм» заключается в том следующих аспектах: создан стабильный творческий коллектив; высокий уровень востребованности его деятельности у обучающихся детей и их родителей; интереса к творческой деятельности коллектива со стороны зрителей концертных мероприятий; результатами участия в конкурсной и фестивальной деятельности от районного до международного уровней. Реализация задач по патриотическому воспитанию в объединении в конечном счете способствует гармоничному развитию личности молодого поколения.
Литература:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся».
3. Указ президента РФ «О национальных целях развития России на период до 2030 года» (от 21 июля 2020).
4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р).
6. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018 г., протокол №3).
7. Программа развития воспитания Новосибирской области на 2019 - 2024 годы «Воспитание гражданина России – патриота Новосибирской области» по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
8. Программа воспитания Дома детского творчества «Первомайский» на 2020-2023 годы.