Книги всё чаще заменяются другими развлечениями


С раннего детства нас учат говорить, затем мы учимся писать и читать, расширяя свой кругозор. Но чтобы быть успешным, зачастую школьных знаний на сегодняшний день не достаточно, поэтому нужно стремиться получить профессиональное или высшее образование. Для этого в нашей стране созданы все условия.

В древности грамотой владели лишь единицы, и они были самыми мудрыми и почтенными. В России же в первой половине XIX в.  образование было доступно ещё не для всех. Крестьяне, например, были лишены возможности обучаться. Это тормозило развитие страны и общества в целом. Многие образованные люди понимали эту проблему. Так, например, Н.Г. Чернышевский писал: «Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны».

Готовясь к сочинению по данной проблеме, я вспомнил произведение А.П. Чехова «Злоумышленник». Рассказ о непросвещённости, непроходимой глупости, которая может стать причиной больших бед, подвергнуть опасности жизнь и здоровье людей. Неказистый мужик Денис Григорьев, стоящий перед судебным работником, никак не мог понять, в чём его обвиняют. Его поймал сторож на железнодорожных путях за откручиванием гайки и привёл в суд. Денис не отрицает, что откручивал гайку, но слишком глуп, чтобы понять, о каких последствиях толкует следователь.

Да! Для власти проблема безграмотности населения стала очевидной, и во второй половине XIX века стали открывать церковно – приходские и земские школы, высшее же образование оставалось почти недоступным для внушительной части россиян вплоть до начала двадцатого века. 

В наше время трудно встретить глупого чеховского Дениса, грубого, безграмотного, булгаковского Шарикова или Шурыгина, персонажа рассказа Шукшина, который задумал снести здание церкви XVII века, а из оставшегося кирпича построить свинарник, но далеко не всех современников, умеющих читать и писать, можно назвать грамотными. Грамотно говорить и выражать свои мысли нужно для того, чтобы у окружающих нас людей не возникало недопонимания. Грамотные и образованные люди часто добиваются в жизни успехов. А успешный человек всегда востребован в обществе.

Всё это так. Но у моих ровесников двоякое мнение о необходимости быть грамотным. Мнение многих: «Зачем? Для меня это не важно. Любой текст можно набрать на клавиатуре, и ошибки сами исправятся. Моя будущая профессия никак не связана с письменностью». Некоторые связывают понятие грамотности исключительно с письменностью, созданием текста без ошибок и правильным оформлением документа.

Формированию такого мнения, на мой взгляд, способствовали следующие причины:

- отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления;

- чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок;

- общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль уже вошел в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность — это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни.

К сожалению, люди старшего поколения считают, что современное образование на низком уровне. По их мнению, наше поколение не знает ни русского языка, ни русской литературы, ни культуры. Возразить сложно. Среди моих современников читают книги единицы. Но мы, благодаря развитию высоких технологий, научились пользоваться информацией, а не конспектировать и заучивать наизусть. Безусловно, развитие памяти не менее важно. Однако, согласно такой системе образования, важно не только усваивать материал, но и научиться самостоятельно делать выводы и умозаключения, находить альтернативные решения, видеть взаимосвязь между разными на первый взгляд предметами обсуждения, вести дискуссию, подкрепляя свои утверждения логическими доводами, и так далее. Выходит, мы грамотны. Ведь в наше время понятие грамотности приобрело более широкое значение: от грамотности русского языка и литературы до профессиональной грамотности.

Быть грамотным – это не только владеть навыками устной и письменной речи в соответствии с литературным языком, но и уметь чëтко и ясно излагать свои мысли, владеть актуальной на данный момент информацией в какой-либо области (а еще лучше – в разных областях), способствующей развитию науки и техники. В наше время человеку нужно владеть компьютером, смартфоном, интернетом, чтобы не отставать от требований современности.

По-моему, грамотный человек – это хороший специалист, мастер своего дела, а такие работники нужны на любом предприятии. Благодаря им развивается экономика страны, улучшается социальная жизнь людей.
Следовательно, грамотный человек всегда будет иметь больше шансов на успешное и даже более быстрое повышение по службе, чем неграмотный.

Грамота всегда нужна, именно благодаря ей мы познаем что-то новое, продвигаемся дальше, становимся лучше и богаче, - одним словом, грамота - это основа благополучной жизни человека и общества в целом.

Алексей Чуприн
Приобская школа №53




Комментарии
Вход