Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Анна Викторовна Петрова: «В работе педагога важны искренность и любовь к детям»

17.09.2019
Анна Викторовна Петрова – музыкальный руководитель детского сада №21 «Родничок» города Новосибирска. Победитель конкурса «Воспитатель года 2019».
Общий стаж – 9 лет. Педагогический стаж – 8 лет.

В моем доме всегда звучала хорошая музыка

Родилась я в Алтайском крае, в маленьком городке Камень-на-Оби. Мой папа всю жизнь трудился аппаратчиком на мельнице Каменского элеватора. Мама Елена Михайловна Осадчая – педагог с большим стажем: была учителем начальных классов, библиотекарем и сейчас, будучи на пенсии, работает в детском саду воспитателем по изобразительной деятельности. Она Почетный работник общего образования Российской Федерации, ветеран труда. Мама интенсивно сотрудничает с Алтайским институтом повышения квалификации, у нее очень много методических разработок, уроки ведет по своей авторской программе.

Профессиональным музыкантом в семье стала я одна. Хотя у мамы хороший музыкальный слух и мой старший брат Андрей увлекался музыкой, у него прекрасные музыкальные способности. Андрей учился в музыкальной школе по классу вокала, прекрасно пел. Смело могу сказать, что он самородок, самостоятельно освоил игру на многих музыкальных инструментах, кроме духовых и скрипки. В 90-е годы даже пытался создать свою рок-группу, года два проучился по классу академической гитары... Но сейчас его работа никак не связана с музыкой. Это, скорее, его увлечение, любимое хобби. У нас дома всегда звучала хорошая музыка. Как-то брату купили пианино. Я тогда училась в третьем классе, и, глядя на него, стала тоже интересоваться инструментом, разучила ноты, сыграла свою первую песню. Несмотря на то, что мне было 9 лет и считалось, что уже поздно отдавать меня в музыкальную школу, мама все же решила попытаться это сделать. Нина Григорьевна Грифинштейн прослушала меня, дала возможность сыграть на инструменте и приняла без вступительных экзаменов. В музыкальной школе я проучилась восемь лет и закончила ее на «отлично».

После окончания двух школ – общеобразовательной и музыкальной – встал вопрос, куда поступать. Одинаково любила и музыку, и математику. Дело в том, что я училась в физико-математическом классе, участвовала в олимпиадах, все мои одноклассники планировали учиться в политехническом вузе, и мне нравились точные науки. Выбор помогли сделать моя первая учительница в музыкальной школе Нина Григорьевна и Михаил Семенович Ванштейн, преподаватель Алтайского государственного музыкального колледжа. Он приехал в нашу школу, прослушал меня и других моих одноклассников и порекомендовал поступать в музыкальный колледж. Не знаю, почему, но в тот момент он мне очень не понравился. А в дальнейшем, как оказалось, именно этот человек направил меня на музыкальное поприще, и я ему безгранично благодарна за это. 

Первая работа

Я легко поступила в колледж, мечтала стать пианистом-концертмейстером. Но из-за некоторых особенностей строения моей руки я не могла играть определенные музыкальные произведения, а артист должен уметь исполнять все. Поэтому мое поступление в консерваторию отложилось. И в 2010 году поступила на заочное отделение в Барнаульский филиал Финансового университета при правительстве Российской Федерации на специальность «менеджмент». На первом курсе вышла замуж за военнослужащего. Супруг по роду службы был в разъездах, а мне тяжело давались бесконечные переезды в интересном положении. Поэтому мама предложила мне поработать какое-то время в детском саду.

Заведующая Лидия Михайловна Фоменко без промедления приняла меня на работу и сыграла важную роль с моем становлении как педагога. У меня тогда возникли трудности: в колледже меня учили преподавать игру на фортепиано, а как организовывать музыкальные занятия с дошкольниками, я не знала. Буквально через неделю Лидия Михайловна сообщила, что надо провести открытое занятие. Я растерялась, но затем собрала волю в кулак и стала смотреть видеоролики, занятия других педагогов. Тщательно и с особым усердием готовилась к первому занятию и провела его, как чувствовала, как видела, как думала, как предполагала. Очень старалась и рада, что все прошло замечательно.

Заведующая мне тогда сказала: «Я вижу, что ты будешь профессионалом, никогда не бросай эту работу, это призвание». В тот сложный период я не ощущала твердой почвы под ногами. Муж военный, мы постоянно переезжали, приходилось часто менять место работы, скоро родится ребенок. Что ждет меня впереди? Поэтому особенно приятно было услышать добрые слова и высокую оценку труда. Через несколько месяцев ушла в декретный отпуск. Когда же он закончился, мы с семьей были уже в Кемерово. Там открыли новый детский сад для детей военнослужащих.

Коллектив был дружный и сплоченный, в нем трудились педагоги с большим опытом, у которых можно было многому научиться. Мне повезло познакомиться с удивительным человеком – Еленой Анатольевной Кирпиченко, руководителем методического объединения музыкальных руководителей Заводского района. Она лично и профессионально поддержала меня, помогла мне развиваться, совершенствовать мастерство, вновь войти в профессию после долгого перерыва. Низкий ей поклон. Елена Анатольевна поддержала мое решение участвовать в конкурсе «Молодой педагог», хотя у меня было мало опыта. Благодаря ее советам и ценным рекомендациям других коллег я стала финалисткой, но не победила. И только успешно окончив финансовый вуз, я окончательно поняла, что работа с детьми – это действительно мое призвание.

От детей ничего не скроешь

Через год, в январе 2018-го, вместе с мужем переехала в Новосибирск. Узнала, что в детский сад №21 «Родничок» микрорайона Родники требуется музыкальный руководитель. Я приехала на собеседование, и меня, на удивление, сразу приняли. Все сложилось легко и удачно для меня и моей семьи. Рада, что быстро влилась в молодой коллектив (в феврале нашему учреждению исполнилось десять лет). Здесь трудятся добрые и отзывчивые люди, способные оказать помощь в любой жизненной ситуации. Если в кемеровском детском саду коллектив был устоявшийся, так сказать, «возрастной», и традиции были незыблемы, то здесь несколько иначе. В «Родничке» много молодых педагогов, у каждого фонтан идей и задумок, все находятся в постоянном поиске новых форм работы, стремятся незамедлительно воплотить новинки в жизнь, все быстро меняется, совершенствуются занятия. В работе педагога важна, прежде всего, искренность – искренне показывать радость, искренне показывать грусть и волнение. Дети чувствуют ваше настроение, от них ничего не скроешь. Если педагог горит своей работой, ребятишки пойдут за ним. И это не вопрос чрезмерной занятости или финансирования, просто надо любить свою профессию.

Стараюсь на занятие приходить с хорошим настроем. Тем более, что, когда детям нравится петь и танцевать, у них горят глаза, ты сама заряжаешься от них положительной энергией, становится радостно и тепло на душе. Я обожаю детей и свою работу. Ведь музыка отражает отношение человека к миру и к самому себе. Поэтому уже в раннем детстве надо формировать музыкальный вкус, приобщать дошкольников к искусству. Стремлюсь развивать у молодых людей, независимо от того, есть ли у них слух или нет, музыкально-творческие способности и чувство ритма, привить любовь к хорошей музыке, не обязательно классической. Ребятишкам еще очень далеко до мировых шедевров, им нужны детские произведения. А потом уже в музыкальной школе, училище молодежь пусть сама выбирает то, что ей по душе. Главное – надо каждому дать свободу выбора. Многие родители ошибаются, когда заставляют ребенка играть на скрипке или фортепиано, а ему этого не хочется. Важно научить самовыражаться посредством музыки. 

Давно заметила, мальчикам и девочкам не нравится скучное заучивание однотипных песен, их привлекает свобода творчества, возможность создавать свою музыку. Поэтому на занятиях применяю в том числе и приемы музицирования. Вместе с воспитанниками изготавливаем нетрадиционные шумовые инструменты, и в зависимости от того, как он звучит, придумываем им названия – «шуршалка», «ритмостук», «вжик-вжик». Учу ребятишек извлекать звуки из окружающего мира: мы их изучаем и экспериментируем, оживляем стихотворения, сказки и мультфильмы с помощью звуков, извлеченных из предметов быта. Дети в восторге от таких занятий! Так, на одном из них мы искали звуки в музыкальном зале: один мальчик теребил штору, девочка поднимала и опускала ковер, кто-то стучал по стенке и столу, другой шуршал страницами книги…

Кроме того, в последние годы пытаюсь изменить стиль и формат праздничных мероприятий, проводимых в нашем детском саду. Родители привыкли быть пассивными зрителями: дети выступают, мамы и папы смотрят. А я мечтаю вовлечь родителей в праздничный процесс. Понимая, что это сделать непросто, потихоньку, шаг за шагом, воплощаю в жизнь свои «реформы». Стараюсь минимизировать подготовку детей к праздникам, сделать их стихийными, чтобы творилась музыка здесь и сейчас. 

Адреналин помогает и в жизни, и на работе

В этом году Галина Анатольевна Чернышова, старший воспитатель, предложила мне участвовать в конкурсе «Воспитатель года», я подумала и согласилась: «А почему бы и нет, это интересно прежде всего для себя, для приобретения опыта». Я не ставила перед собой цель – победить, для меня главное – показать все, на что способна. М.С. Ванштейн всегда говорил мне: «Если ты умеешь что-то делать хорошо, то иди и делай, а если чувствуешь, что это тебе не под силу, то тогда и не берись, не надо». Мама также наставляла меня работать качественно, с максимально полной отдачей.

Еще учась в музыкальном колледже, заметила за собой, что стопроцентная самоуверенность и отсутствие волнения на экзаменах не приносят хороший результат. Для достижения высокой планки мне нужно немного адреналина, который помогает собраться и максимально сконцентрироваться. Это стало моим оберегом. Кто-то для удачи кладет под пятку монетку, а я пугаю себя, заставляю сомневаться в своих возможностях, и это позволяет мне фокусироваться на результате. Перед началом конкурса сказала себе: «Не страшно, если не стану победителем, отрицательный результат – это тоже опыт. Но я обязана достойно и на высоком уровне представить детский сад, в котором работаю, показать свой потенциал». 

Во время конкурсных испытаний я находилась в гуще событий, познакомилась с педагогами и музыкальными руководителями других дошкольных учреждений, так сказать, полностью окунулась в педагогическое сообщество Новосибирской области. И, конечно, была счастлива, что победила на районном и городском, а затем и областном этапах.

На торжественной церемонии награждения, когда объявили меня победителем, я испытала множество чувств: сначала удивление, безграничную радость и гордость, а через несколько секунд появились страх и груз ответственности. Ведь я буду представлять весь регион! И теперь мне уже не надо себя специально запугивать, я, действительно, сильно переживаю. Ведь впереди заключительный этап конкурса, который пройдет с 16 по 21 ноября в Московской области.

Считаю себя самокритичным человеком, даже после успешного завершения какого-либо дела анализирую все, нахожу недочеты, стараюсь их исправлять и больше не повторять. Поэтому сейчас помимо основной работы я занимаюсь работой над ошибками. Моя задача – продумать каждый свой шаг, каждое конкурсное испытание в мельчайших подробностях и деталях, представить Новосибирскую область на высочайшем уровне.


  


  


  


  


  


  


  




Образование. Алтайский государственный музыкальный колледж, специальность – преподаватель фортепиано, артист-концертмейстер. Барнаульский филиал Финансового университета при правительстве Российской Федерации, специальность –предприниматель, менеджер. 

Авторитет в педагогике. Среди педагогов-практиков – это Елена Анатольевна Кирпиченко, музыкальный руководитель детского сада №205 города Кемерово, и Ирина Алексевна Качулина, музыкальный руководитель детского сада № 8 (корпус 2) города Камень-на-Оби. Эти замечательные педагоги поддерживали меня и поддерживают до сих пор и в работе, и в моем участии в конкурсах и других проектах. Ну и, конечно же, моя любимая мама, моя поддержка и опора! Это человек, которые постоянно горит и живет своей профессией. Невозможно не заражаться ее энтузиазмом. При подготовке к музыкальным групповым занятиям часто обращаюсь к трудам педагогов-теоретиков Т.Э. Тютюнниковой и И.М. Каплуновой.

Историческая личность. Великий реформатор, уникальная личность и просто неординарный человек Петр I и знаток народного языка и русской души Сергей Есенин. Люблю его творчество.

Хобби, увлечения. Вышиваю крестиком картины. А еще люблю спорт. Периодически занимаюсь тайским боксом. Помогает снять эмоциональную нагрузку, а мозг при этом отдыхает. 

Любимое кино. Я разносторонний человек, но предпочитаю киноленты, которые заставляют поразмышлять, пофилософствовать. Поэтому люблю смотреть кино в одиночку. Недавно пересматривала «Мирного воина», где спортсмен получает травмы, но преодолевает себя и вновь возвращается в спорт. Обожаю документальные и исторические фильмы.

Любимые книги. Практически вся русская классика, «Собор Парижской богоматери» Гюго.


Разговаривала Алеся Воякина


Вход