Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Надежда Владимировна Александрова: «Началось все с любви к учителям и школе»

19.08.2019
Надежда Владимировна Александрова – учитель английского языка школы № 207 г. Новосибирска. Лауреат конкурса «Учитель года 2019».
Педагогический стаж – 23 года.

А началось все с любви…

Я родилась в Чебоксарах – столице Чувашской Республики. Мой папа – милиционер, а мама работала заведующей магазином. К сожалению, папа рано ушел из жизни. Помню: мне уже было семь лет, мама купила школьную форму, я хочу примерить ее и прошу отца: «Папа, посмотришь, какая я в школьном платье?». А он ответил, что посмотрит в другой раз. Но этого не произошло – отец умер в июле. Поэтому мама воспитывала нас с братишкой одна. Она была и есть мой лучший друг и советчик, во всем меня поддерживала и поддерживает до сих пор.

А началось все с любви к учителям и школе…

Моя ладошка в теплой маминой руке, и я в очередной раз уговариваю записать меня в школу. И вот оно, свершилось, я – первоклассница! Я знала, что буду учителем. Так хотелось быть похожей на них. Мне казалось, что меня обучают богини, излучающие свет и владеющие миром. Что может понять, оценить и проанализировать ребенок? Возможно, многое, а возможно, и нет, но… добрые и веселые глаза первой учительницы Таисии Федоровны Сайфуллиной не забыть.

Школьные годы, как известно, чудесные, и время летит незаметно. Вот я уже подросток. Начинаю в богинях открывать для себя новые стороны. Одним я доверяю, видя искреннее отношение ко мне как к растущей личности, других уважаю за интерес к предмету, который им удалось разжечь, третьих просто люблю за неординарность, доброту и обаяние. Подростком я не могла оценить их профессионализм, но уроки, увлекательные и необычные, мы с одноклассниками «глотали» с жадностью и всегда ждали, а что дальше?

В школе жизнь бурлила, и я была ее активным участником: занималась в хоровой студии, в клубе бальных танцев, играла на фортепиано и посещала кружок «Затейник». Семь лет была старостой класса, идейным вдохновителем многих мероприятий, стремящимся непременно привести свой класс к победе. В этот период появляется ощущение, что учителя доверяют мне. Возможно, разглядев во мне ростки педагогического таланта, учитель музыки предоставила мне возможность вести ее уроки. В те моменты меня переполнял восторг. Разумеется, я готовилась к урокам под руководством моего наставника, и пятиклашки слушали внимательно.

Мне вспоминаются уроки геометрии. Я сижу за партой, а Татьяна Александровна объясняет нам новый материал, доказывая очередную теорему. В моей голове бегущая строка-мысль: «Она – богиня! Так умеет объяснять, что абсолютно все понятно и легко. Вот бы так уметь!»

К слову сказать, геометрию я обожала. И это заслуга только ее, моей учительницы математики Татьяны Александровны Кузьминой.

Любовь и уважение учителя к ученику. В этих чувствах я «купалась» в своей школе. Да, мне повезло. Очень повезло. Я вспоминаю директора школы и каждого учителя с благодарностью, уважением и любовью. И эти чувства я пронесу сквозь годы. Это их заслуга, что я – учитель.

Первый урок

Нетрудно догадаться, что после окончания школы я поступала в педагогический университет, но… Судьба меня испытывала. А мечта вела за собой, и я поступила в Канашский педагогический колледж. Это самые яркие три года студенческой жизни. Все творческие и спортивные мероприятия не прошли мимо меня.

А педагоги… Мне снова повезло. Хотя поначалу так не казалось. Строгая и справедливая Мариза Николаевна Юрьева, преподаватель математики и методики, поначалу отнеслась ко мне с недоверием. Ведь я же городская, бойкая. И когда вся группа, не дождавшись прихода преподавателя, решила сбежать в парк, Мариза Николаевна тут же «назначила» зачинщицей побега меня. Было немного обидно, тем более, что я пыталась отговорить от затеи и ушла в числе последних, но все побоялись сказать правду. Я их тогда все же поняла. Ведь учиться у Маризы Николаевны было трудно, да еще экзамены впереди. Позже все утихло, правда открылась, и я со своей любовью к математике и активной жизненной позицией стала ее любимой студенткой.

Наступило время первого моего урока в качестве учителя. Это был урок математики. Мариза Николаевна просматривала наши уроки тщательно и репетировала с нами, отрабатывая малейшие детали. Именно она научила относиться к уроку как к таинству и привила мне уважение к учительскому труду.

И вот он, мой первый урок. Мариза Николаевна предупредила: «Ничему не удивляйся и ничего не бойся». Только я начала занятие, как меня прервал второклассник и торжественно направился ко мне с открыткой, сделанной своими руками. Он прочитал трогательное стихотворение о первом в жизни учителя уроке. Я чуть не расплакалась, но собралась и провела урок так, что у детей глаза горели от удовольствия. А открытку я храню до сих пор. Да, мне повезло. Очень повезло. Это заслуга и Маризы Николаевны, я – учитель.

Я – учитель

Окончив с отличием колледж,  поступила в педагогический университет. И однажды весной раздался телефонный звонок. Звонил директор школы, в которой я училась: «Надя, мы тебя ждем… Уверены, ты отлично справишься!»

И вот я в своей родной школе работаю в классе коррекции… Трудности не пугают, потому что еще не знаешь всех тонкостей работы. Но есть огромное желание помочь ребятишкам. Занималась с ними после уроков, много общалась с родителями, просто любила этих детей и не могла не помочь своему маленькому ученику, который вдруг перестал посещать школу.

Позже выяснилось, что у пьющих родителей не было средств на одежду и школьные принадлежности. Не знаю, что подействовало сильнее, но на выпуске из пяти четвертых классов мой класс коррекции по итогам районных контрольных работ и компьютерного тестирования оказался на третьем месте. Конечно, радовалась, что мои усилия не пропали даром.

1999 год – жаркий период в моей жизни. Это год, когда я выпускала свой первый четвертый класс, познакомилась со своим будущим мужем, защищала диплом в университете, училась по программе профессиональной переподготовки «Английский язык» и по просьбе директора согласилась участвовать в конкурсе «Учитель года». Несмотря на небольшой стаж, стала финалистом городского конкурса «Учитель года».

Вслед за мужем еду в далекую Сибирь, не зная, что меня ждет. Но окрыленная первыми победами и успехами, полна энтузиазма. Возможно, это и разглядела во мне Ирина Михайловна Михно (директор Второй Новосибирской гимназии), когда приняла меня на работу. Пожалуй, одиннадцать лет работы в гимназии и стали самыми важными в формировании меня как учителя. И опять мне повезло: рядом со мной был удивительный человек, опытный наставник – Татьяна Константиновна Крапивина. Она с радостью делилась своим мастерством, а я впитывала все, понимая ценность происходящего. Благодаря талантливому руководителю у меня была возможность много учиться, выступать на конференциях и осваивать современные информационно-коммуникационные технологии. Да, мне повезло. Очень повезло. Это и их заслуга, что я – учитель.

Семья и школа

Появились значимые результаты: победы учеников в районе, городе и России. И снова я лечу за мужем уже на правый берег Оби. Так я оказалась в красивом и уютном районе «Родники», где и расположена школа №207, в которой я работаю девятый год. Что мне больше всего нравится в этой школе? Это комфортная, дружеская атмосфера и ощущение невероятного творческого полета.

Мое советское детство, с его системой бесплатного дополнительного образования, позволило в свое время разносторонне развиваться каждому ребенку, и мне в том числе, невзирая на уровень доходов родителей. Не секрет, сейчас с этим все сложнее. И здесь возрастает роль взаимодействия классного руководителя и семьи. Я помню, как моя мама, понимая, что воспитать Человека – это ответственная и сложная задача каждого родителя, выписывала журнал «Семья и школа». А я, будучи подростком, очень любила читать поучительные статьи этого журнала о непростых судьбах, о школьных проблемах и их решениях…

Педагоги, видя проблему взаимодействия школы и семьи, часто натыкаются на глухую стену непонимания и равнодушия современного общества. А ведь нужно совсем немного – доверие и уважение всех участников образовательного и воспитательного процесса.

Мне снова повезло. С родителями моего математического класса мы – единомышленники. Мы вместе открывали для себя Новосибирск, побывав в научно-исследовательских институтах Академгородка, цехах НЗХК, театрах и музеях. Чтобы наши мальчики и девочки развивались разносторонне, мы организовали интеллектуальные команды. В этом направлении активно сотрудничаем с Надеждой Михайловной Бельской и детским домом творчества «Содружество». Горжусь, что мои ученики в составе команды «Эй, Арнольд!», отстаивали честь Новосибирской области на международном и всероссийском уровнях, участвуя в интеллектуальных играх в Томске, Красноярске, Новосибирске, Иркутске. Неоднократно становились победителями и призерами.

Но самое главное, ребята осознали, что дополнительные занятия помогли им в учебе, позволили по-новому взглянуть на изучаемые школьные дисциплины. Многие из них уже студенты лучших вузов нашей страны. Им на смену уже подрастает новое поколение интеллектуалов при активном сотрудничестве новой смены родителей. И снова мне повезло. Мы с родителями моих семиклассников постепенно становимся теми единомышленниками, которые понимают, что воспитывают Человека.

«Учитель года» – праздник идей, открытий, мастерства

Семь лет назад я дала слово директору нашей школы Валентине Владимировне Вержук, что буду участвовать в конкурсе «Учитель года». Дал слово – держи. Говорить, что желания победить не было, – это небольшое лукавство. Лидер по натуре всегда стремится вперед. Сначала моей главной целью было достойно представить свой опыт и образовательное учреждение, в котором я работаю, оправдать возложенное на меня доверие. Но цель постепенно поменялась. Я увидела, что посредством конкурса есть возможность поднять престиж профессии и вернуть доверие и уважение общества к учительскому труду.

Конкурс – это не только уникальный, я бы сказала, где-то экстремальный проект, позволяющий каждому педагогу повысить свою квалификацию, это еще и возможность обновить, систематизировать и усовершенствовать свою рабочую концепцию, увидеть эффективность системы своей работы в целом и получить независимую оценку со стороны педагогического сообщества.

В анкете конкурсанта был вопрос «Что бы вы сделали для своей школы?». Думаю, продолжу, как и все мои коллеги, сеять разумное, доброе, вечное, вселяя надежду на лучшее будущее. А для всего коллектива моей школы и жителей микрорайона «Родники» актуален вопрос загруженности школы №207 (более 2000 учеников, обучение в две смены, высокая проходимость кабинетов, нехватка кадров и т.п.).

Строительство новой школы, которое завершится через год, проблему не решит. А территория моей школы позволяет построить рядом с основным корпусом здание для начальной школы. Но это мне не подвластно…


  


  


 


  


  


  


  


  


  


  






Образование. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Английский язык». 

Авторитет в педагогике. В студенческие годы были очень близки идеи Шалвы Александровича Амонашвили, разработчика оригинальной концепции гуманной педагогики. И, конечно, труды Антона Семеновича Макаренко: «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях». Еще хотелось бы отметить педагогическую трилогию В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»... Я благодарна всем вышеупомянутым педагогам. Именно они сформировали меня – учителя.

Историческая личность. Леонардо да Винчи и Михаил Ломоносов – эти два человека не перестают удивлять меня. Это не просто одаренные и талантливые люди, это – феномен. Такие личности рождаются, наверное, раз в тысячелетие. 

Хобби, увлечения. У меня много увлечений. Играю в волейбол, плаваю в бассейне с коллегами. Музыка – моя слабость. Я играю на фортепиано, гитаре, обожаю петь. 

Любимые книги. В последнее время люблю пофилософствовать. Поэтому нравится «Шагреневая кожа» О. Бальзака, «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, «Идиот» Ф.М. Достоевского.

Любимое кино. В последнее время смотрю в основном фильмы на английском языке. Один из любимых – «Гордость и предубеждение» 1995 года. 


Разговаривала Алеся Воякина


Вход