Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Александр Викторович Сизиков: «Сделаю все возможное, чтобы хорошая школа с богатыми традициями стала лучшей»

21.05.2019
Александр Викторович Сизиков – директор школы №1 поселка Краснообск.
Педагогический стаж – 32 года.

Учителя оставили неизгладимый след в моей душе

Я – коренной новосибирец. Фамилия «Сизиковы» относится к числу тех, которые основали деревню Кривощеково, откуда затем и вырос город Новониколаевск. У родителей нас было двое: я и младшая сестренка - Наталья. Папа умер рано, ему еще не было и пятидесяти. А мама, слава Богу, жива до сих пор. Сестра, как и я, работает в школе: прошла путь от старшей пионервожатой до заместителя директора. Мы пошли по стопам своего прадеда, который тоже был учителем.

Школьные годы запомнились на всю жизнь.

Благодарен первой учительнице – Тамаре Федоровне Ухналевой, которая научила меня читать и писать, привила любовь к учебе и книге. В старших классах также везло на талантливых педагогов. С огромной теплотой вспоминаю всех учителей, которые оставили неизгладимый след в моей душе.

У каждого из них можно было многому научиться, каждый – уникальная личность. Это – наш строгий и требовательный классный руководитель Анна Николаевна Григорьева. Великолепный учитель русского языка и литературы Аркадий Павлович Мандель, который научил нас любить и понимать русскую литературу. Нельзя не упомянуть учителя истории Галину Викторовну Анклуд, во многом повлиявшую на мой выбор профессии. Географ Раиса Ибрагимовна Салехова – не только замечательный учитель, но и прекрасный человек. Она умела очень искусно выстроить отношения и с детьми, и с родителями. И до сих пор поддерживает дружеские отношения со многими из них.

И учеба, и семья

В детстве, как и многие мальчишки того времени, мечтал о профессии военного, а потом начал бредить археологией. Стать военнослужащим было не суждено – подвело зрение. Поэтому и решил поступать на исторический факультет Новосибирского государственного педагогического института.

Факультет всегда славился своей идеологической направленностью. Декан часто говорил нам: «Помните ребята, вы будущие идеологи!». Помимо глубокого изучения истории большое внимание на истфаке уделялось воспитательной работе, активно работал клуб ребячьих комиссаров (КРК), вожатские отряды всероссийских пионерских лагерей «Артек» и «Орленок» каждый год пополнялись нашими студентами-вожатыми. В те годы на факультете было негласное разделение на «историков» и «пионеров»: часть ребят занималась научной работой, изучала сибирские архивы, ездила на археологические раскопки, других привлекала воспитательная работа с детьми. А мне нравились оба направления. Сначала с удовольствием занимался археологией, но потом все-таки чаша весов склонилась в пользу воспитательной работы: был председателем КРК, работал вожатым в «Орленке», других летних и зимних детских оздоровительных лагерях.

С будущей женой Татьяной познакомились в институте, она тоже училась на историческом факультете, только на курс младше. В этом же вузе она окончила еще факультет психологии. После двух лет дружбы и последующего бракосочетания у нас родилась дочка Надежда. Огромного медведя, которого нам подарили однокурсники в связи с ее рождением, мы храним до сих пор. Уже позже, после окончания института и завершения службы в рядах вооруженных сил появилась младшая дочь Любовь.

Обе они пошли по стопам матери: стали психологами. Сейчас я счастливый муж, отец и дедушка: у меня внук Ярослав и две внучки – Виктория и Диана.

А еще, в нашей семье недавно появился пес - Дарси. Дело было так. Два года внук мечтал о собаке, и «бусик Танюсик» (так внуки зовут мою жену) на Новый год подарила ему щенка золотистого ретривера. А через 6 месяцев, когда семья старшей дочери уехала по контракту работать в США, о собаке стали заботиться мы с женой. Конечно, Дарси и Ярослав скучают друг по другу. Хорошо, что есть возможность общения по скайпу. Умный пес весело лает, когда видит на экране внука и даже пытается ему что-то рассказать о себе на своем языке.

Ушел, не оглядываясь

Моя карьера складывалась удачно. Закончив институт в 1985 году, по распределению, но очень недолго работал учителем истории в селе Сурково Тогучинского района. Затем – служба в танковых войсках советской армии. Службу закончил офицером запаса в должности командира танкового взвода. А после устроился учителем истории и обществознания в школу №158 Калининского района. Месяца через три мне предложили должность организатора внеклассной работы и около двух лет работал с трудными подростками, занимался организацией воспитательной работы в школе.

Далее три года возглавлял школу № 28 Калининского района – очень интересное было время. В педагогическом коллективе я был самым младшим по возрасту. Приходилось многому учиться, и до сих пор я с благодарностью вспоминаю своих коллег, которые помогали мне, молодому директору. Работа спорилась. Наверное, я бы продолжал там трудиться и дальше. Но…

К 100-летию Новосибирска был объявлен конкурс по созданию проекта инновационного образовательного учреждения. Среди победителей конкурса оказался проект педагогического лицея, который был разработан новосибирским отделением Творческого союза учителей. Моя супруга Татьяна была в числе тех, кто был в группе разработчиков этого проекта. Естественно, дома мы часто обсуждали идеи творческой группы, спорили и постепенно мне все больше и больше хотелось работать в этом лицее. Однажды, в выходной день, я с Татьяной поехал туда.

Директор Василий Яковлевич Олейников как бы между прочим говорит мне: «А слабо тебе, Саша, прийти к нам работать заместителем директора по воспитательной работе с директорской должности?!» Я ответил: «Нет, не слабо».

И так получилось, что 30 августа я провел педсовет, поздравил педагогический коллектив школы с началом нового учебного года и попрощался… Ушел, что называется, с понижением в должности. Но уж больно привлекала меня новая инновационная площадка, команда творческих людей. Хотя, конечно, душа еще какое-то время болела по школе № 28.

В то время я осознал, что мне интересно работать, пока горят глаза, когда надо думать, искать новые пути развития. И мне становится скучно, когда я знаю, что будет завтра.

Под лицей был отдан комплекс зданий школы-интерната в Октябрьском районе, находящихся в состоянии капитального ремонта. Образовательный процесс в первый год работы учебного заведения шел параллельно с капитальным ремонтом, но лицеистов это нисколько не смущало, настолько жизнь была бурной, интересной и необычной. Никогда не забуду этот коллектив, объединенный идеями коммунарства под руководством Людмилы Глебовны Борисовой, вдохновителя и идеолога лицея, а также его первого директора – Василия Яковлевича Олейникова, мудрого руководителя и отличного хозяйственника.

Одним словом, коллектив был замечательный, дружный, креативный. Поэтому несколько лет пролетели, как один миг.

Но в ситуации перманентного развития учреждения всегда появляются противоречия и разногласия между творческими людьми, возникает кризис в коллективе, выход из которого приводит к новому витку развития или смене концепции. Не избежал этого и педагогический лицей: в один год одновременно его покинули директор и сразу два из трех заместителей, в числе которых был и я.

Далее мне довелось работать сначала преподавателем педагогики, потом заведующим кафедрой и даже деканом психолого-педагогического факультета Новосибирского гуманитарного университета. Это был один из возникших в 90-е годы негосударственных вузов Новосибирска.

Но в 1996 году мне неожиданно предложили стать директором Новосибирского педагогического колледжа №3. Работа в негосударственном учебном заведении казалась мне тогда нестабильной, и я перешел в колледж, который возглавлял тринадцать лет. Он был расположен на улице Блюхера, 40. Все эти годы коллектив находил новые направления развития, открывались востребованные в обществе и системе образования специальности, такие, как учитель иностранного языка, социальный педагог и другие. Высокопрофессиональные педагоги колледжа внедряли передовые методики для того, чтобы подготовить хороших специалистов.

Гром грянул среди ясного неба: неожиданно для всего коллектива было принято решение реорганизовать учреждение, а студентов перевести в педколледж №2. Словами не передать, сколько было переживаний по этому поводу! Но время все лечит!

После этого я три года работал в должности консультанта в управлении среднего профессионального образования департамента образования Новосибирской области. Очень скоро мне стало понятно, что эта работа не для меня, но сменить ее оказалось не так просто. Поэтому, когда Вера Гавриловна Перкова пригласила меня в Областной центр информационных технологий, я с радостью согласился. Вместе с Верой Гавриловной, Нелей Андреевной Ким, Сергеем Васильевичем Емельяновым и многими другими сотрудниками ОблЦИТ нам удалось реализовать в Новосибирской области ряд замечательных инновационных проектов.

Школа набирает обороты

В 2015 году я выиграл конкурс на должность, и меня назначили директором Краснообской школы №1. И я сказал себе: «Сделаю все возможное, чтобы хорошая школа с богатыми традициями стала лучшей». Работа закипела…

У нас в коллективе много идей и задумок, которые хотелось и хочется непременно воплотить. Успешно реализуется региональный проект «Специализированные классы», совершенствуется система предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, развивается школьный информационно-библиотечный центр, школьные СМИ – телестудия и газета, ресурсный центр развития инженерных компетенций учащихся «Умникум». В ближайших планах – наладить деятельность Умникум RADIO.

Ежегодно наши воспитанники показывают высокие результаты, принимая участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях различного уровня, акциях.

По результатам трехлетнего мониторинга НИМРО наше учебное заведение входит в группу школ Новосибирской области, показывающих стабильно высокие образовательные результаты. Ежегодно школа выпускает золотых медалистов. Качественная успеваемость составляет более пятидесяти процентов.

В 2018 году наша школа выиграла право быть региональным представительством международного Балтийского научно-инженерного конкурса (г. Санкт-Петербург). Отныне каждый год у нас будет проходить отборочный этап среди учеников 8-11-х классов и студентов 1-2 курса организаций среднего специального образования по таким направлениям, как биология, экология, физиология и медицина, органическая и неорганическая химия. Авторы лучших проектов и исследований будут защищать честь Новосибирской области в финале конкурса, который пройдет в Санкт-Петербурге.

Школа является лауреатом рейтинга ТОП-500 образовательных организаций федерального списка в номинации «Лучшие условия для обмена педагогическим опытом и профессионального развития».

По результатам Всероссийского конкурса в 2017 году школа признана «Лучшей сельской школой», а в 2018 году – «Лучшей школой с углубленным изучением отдельных предметов».

В школе создан благотворительный фонд ее поддержки и развития. Он призван консолидировать родителей, которым небезразлично, в каких условиях учатся ребятишки, оказать посильную помощь, подчеркиваю, совсем не обязательно финансовую, в решении актуальных вопросов школьной жизни. Например, благодаря Алексею Носкову, выпускнику и родителю 3-х детей, которые учатся в нашей школе, нам удалось реконструировать фонтан во внутреннем дворе в рамках школьного проекта по благоустройству пришкольной территории.

Многие родители активно участвуют в школьной жизни: мамы и папы бесплатно ведут кружки и спортивные секции, совместно с учителями и ребятами снимают социальные видеоролики, в рамках проекта «Школевуд» проводят различные мероприятия и акции.

В год экологии школа получила звание лучшей ЭКО-школы в Новосибирском районе. А в 2018 году стала лучшей в Новосибирской области по сбору макулатуры.

Второй год подряд благотворительный фонд организует и проводит для ребят и родителей потрясающее военно-патриотическое шоу «Сильная Россия» с привлечением подразделений спецназа, разведки, бронетехники, представителей казачества и военно-патриотических клубов.

Жизнь бьет ключом, школа не останавливается на достигнутых успехах и идет вперед. Коллектив постоянно в поиске новых направлений работы.


  


  


  





Образование. Новосибирский педагогический институт, исторический факультет, специальность – учитель истории и обществознания и методист по воспитательной работе.

Авторитет в педагогике. Прежде всего – это Антон Семенович Макаренко, Игорь Петрович Иванов и его ученица, а мой учитель - Людмила Глебовна Борисова. Отдельно хотел бы отметить Иосифа Семеновича Ладенко. Восхищен этим незаурядным и мудрым человеком. Будучи слепым, (в детстве лишился зрения от разорвавшейся гранаты) он как философ добился мировой известности. Иосиф Семенович давно ушел из жизни, а его философские труды до сих пор востребованы и значимы.

Историческая личность. Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Имея историческое образование, мне сложно выделить кого-то. С позиции прожитых лет, я понял, что идеальных людей не бывает, у каждого есть сильные и слабые черты характера, плюсы и минусы, и надо воспринимать человека таким, какой он есть. Поэтому позвольте мне не называть никого.

Хобби, увлечения. Конечно, люблю читать, прежде всего произведения исторической тематики. Если предоставляется возможность, мы с женой путешествуем, бывали в разных странах: Перу, Израиль, Китай, Индия, США и другие. Мне доставляет особое удовольствие общение с внуками, прогулки с собакой и забота о ней. 

Любимое кино. Есть много хороших художественных и документальных фильмов. Но самый любимый – «Доживем до понедельника». Часто пересматриваю кино советского периода, люблю хорошую фантастику. Не нравятся «ужастики», адреналина и в жизни хватает! Возмущают некоторые современные киноленты, где школу и педагогов выставляют, так сказать, в неприглядном виде. 


Записала Алеся Воякина


Вход