Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Людмила Аркадьевна Монахова: «Верна просветительской деятельности!»

11.10.2018

Начало

Директор Новосибирского областного фонда сохранения и развития русского языка «Родное слово»  Председатель комиссии по вопросам культуры и сохранению культурного наследия Общественной палаты Новосибирской области.

Я родилась в простой рабочей семье. Мои родители – Александра Константиновна и Аркадий Григорьевич – познакомились во время работы по призыву комсомола в целинном совхозе №301 Новосибирской области. Папина семья перебралась в Сибирь с верховьев Волги, поэтому в моей памяти до сих особый мягкий окающий вятский говор.
Мама родом из Верх-Ирменского района. Часто рассказывала о трудном военном детстве, голоде, тяжелой деревенской работе подростков во время войны. У нее семь классов образования, и она всегда говорила своим внучкам: плохо учиться сегодня – грех, вы накормлены, вам тепло, светло… С особым уважением относилась к людям образованным. Даже когда девочки учились уже в вузах, она интересовалась, как дела с учебой, когда сессия, какие будут экзамены, обязательно звонила накануне. Сама очень много читала и любила пересказывать прочитанное.

В моем выборе профессии особую роль сыграла моя учительница русского языка и литературы Раиса Никитична Мирнова. Я пришла в новосибирскую школу №15 сентябре, в 5-й класс, после переезда семьи на новую квартиру. Русский язык и литературу вели в сентябре разные учителя, которые мне все нравились. Одноклассники мне объясняли, что все они замещают учительницу, которая училась тогда заочно в Москве. Говорили о ней с придыханием и восхищением!
Раиса Никитична обращалась к детям исключительно «друзья мои». Уже тогда предлагала задания, которые требовали групповой подготовки: делила вопросы следующего урока между группами, давала дополнительные материалы, мы готовились у кого-нибудь дома. Много рассказывала о себе, своих чувствах, семье, первой любви. Никто с нами не говорил так доверительно!
Помню, как 7-м классе она дала мне почитать номер журнала с «Одним днем Ивана Денисовича» (!), приносила интересные статьи из журналов «Родная речь», «Литературная газета», «Литература в школе». Р.Н. Мирнова ушла затем работать завучем в школу №187, а затем долгое время была директором школы №20. Была депутатом горсовета. Ее интеллигентность, уважительное отношение к детям, к людям стало и для меня главным толчком к профессии.

Говорите по-русски правильно!

Все начиналось с плакатов в метро «Говорите по-русски правильно!». Это был 2007 год.
Я еще работала в 70-й школе, в ней был и есть сегодня Фонд развития французского языка, и от имени фонда мы заявили впервые проект «Уроки русского» на грант администрации области и получили деньги. В 2008 году на «Сибирской ярмарке» проводили выставку проектов общественников, и нас пригласили на эту ярмарку, дали место для презентации проекта.
Мы наклеили плакаты «Говорите правильно!» (они уже были в метро), еще и на листочках распечатали, предлагали брать с собой. Немало людей ко мне подходило в тот день!

Шел мимо Игорь Владимирович Галл-Савальский, председатель Новосибирской областной организации Всероссийского общества инвалидов, член Общественной палаты:
– Хорошее, нужное дело.
– По-настоящему должна быть программа «Русский язык в Новосибирской области» с полной концепцией и наполнением конкретными делами! – говорю я.
– Так вы все это серьезно? – удивился Игорь Владимирович.
Я начала называть, какие должны быть формы работы по поддержке русского языка, культуры речи: нужно использовать широкоформатные экраны на улицах города, использовать телеэкраны в вагонах метро (они тогда только были установлены), проводить бесплатные курсы русского языка для взрослых, лекции…
– Позвони мне завтра.

Я называю Игоря Владимировича моим вторым крестным отцом. Он предложил мне написать заявление о вхождении в состав Общественной палаты («тебе нужна трибуна»), посоветовал обратиться в Сибирский центр поддержки общественных инициатив («что-то надо организовать, чтобы ты получала постоянную поддержку»).

Русский язык идет!

Видом некоммерческой организации был выбран фонд. Спустя небольшое время я вошла в состав Общественной палаты, никто меня не знал еще, говорили так: «Русский язык идет!».
Я работаю и работала в комиссии палаты по вопросам культуры, где познакомилась с ее председателем – замечательным, отзывчивым человеком – Светланой Анатольевной Тарасовой, директором Областной научной библиотеки. Познакомились и решили открыть в библиотеке Центр русского языка… для русских. Это первый, и, по-моему, единственный в России центр с таким содержанием работы.

В создании фонда очень помогла замечательная Людмила Васильевна Фролушкина, председатель регионального отделения Российского детского фонда. Она филолог по образованию. Называла мне известных новосибирцев, которых можно просить войти в попечительский совет фонда: Леонид Григорьевич Панин, декан гумфака НГУ, Юрий Васильевич Шатин, Игорь Николаевич Решетников (тогда служил в «Сибирском соглашении»), Елена Юрьевна Булыгина, Владимир Михайлович Калужский, Владимир Михайлович Кошкин и другие.

С Юрием Васильевичем Шатиным и Еленой Юрьевной Булыгиной мы потом долго придумывали полное название для фонда.

Лекции, курсы, лекции, курсы…

Сначала были живые лекции для горожан. Самую первую лекцию в ноябре 2009 года прочитал Валерий Владимирович Мароши, доктор филологических наук.

В 2010 году в городе впервые появился большой праздник в честь 6 июня «Прекрасный наш язык» в филармонии, как-то я сразу почувствовала, что такое событие должно быть постоянно в нашем календаре. Первый конкурс творческих работ, который провел фонд, конечно, был про Пушкина. Гости праздника единогласно оценили: это глоток свежего воздуха!

Затем стало ясно, что нужны бесплатные курсы русского языка. Нашли деньги (этим делом я занимаюсь постоянно!), преподавателей, разработали программу, объявили набор. И народ повалил валом. Сейчас в среднем в год учится 700-800 человек по пяти модулям.

Курс «Деловой русский» открыли по просьбам новосибирцев. В 2015-16 годах фонд организовал и провел курсы «Деловой русский» во всех районных администрациях Новосибирска. Анатолию Евгеньевичу Локтю не так давно я сказала, что в регулярной аттестации чиновников в перечень вопросов нужно вставить и владение русским языком. «Я согласен», – ответил мэр…

Четыре года назад мы приняли решение об организации курсов русского языка для взрослых и в области. Программа «Духовные родники России», по которой работает фонд, ежегодно включает 5-6 проектов. Это лекции, курсы, конкурсы, чтения, семинары, научно-практические конференции, тематические праздники.
В прошлом учебном году «специализировались» по устной разговорной речи, сейчас готовим к изданию сборник «Позиция в диалоге: стратегия устного и письменного общения», это опыт учителей русского языка из города и области, наша третья книга в рамках «Школы понимания».
В этом учебном году темой отдельного проекта будет современная поэтическая сказка. Ее предложил Илья Владимирович Кузнецов, доктор филологических наук, профессор НГТИ. В программе – мастер-классы для детей и взрослых по выразительному чтению сказок, семинары для учителей, лекции для горожан, выпуск новой поэтической сказки. Будет полезно и интересно!

Лет шесть назад появились центры русского языка в Карасуке. Один на базе ЦБС, второй – в 176-м лицее и третий в педколледже.

С районами области работаем так. Я же член жюри областного конкурса «Учитель года»! Смотрю на выступающих учителей русского языка и литературы. Вот из Багана приехала Ольга Юрьевна Калугина, смотрю, какая замечательная, грамотная, доброжелательная. Думаю, пусть она курсы проведет в Багане! Знакомлюсь поближе и предлагаю такую работу от фонда, мы помогаем, предлагаем программу обучения. Пишу главе района письмо: вот такие будут курсы, поддержите, фонд оплатит работу преподавателя, а вы направьте на курсы своих специалистов, пусть поучатся, поддержите административно! Наши партнеры в таких проектах – местные библиотеки, на их базе курсы и проводятся, специалисты помогают набрать группы, анонсируют курсы, предоставляют помещение, возможность использовать на занятиях оборудование. Спасибо коллегам огромное!

Парк Пушкина – это отдельная большая история. В 2018 году уже 250 парков Пушкина встречали гостей в Новосибирске и в районах области!

Это всё можно назвать и снежным комом, а получается, что деятельность фонда расширяется просто по необходимости.
Подмечаем, что не занимаемся с дошкольниками – появляется проект «Растим читателя».
Потом смотрим – студенчество мало охвачено. И второй год проходит научно-практическая конференция «Родной язык: традиции и современность».
Как только в структуру министерства образования области вошли колледжи, мы с ними стали активнее сотрудничать, потому что министерство образования (как, впрочем, и министерство культуры) главные партнеры фонда! Студенты колледжей участвуют теперь и в Ломоносовских чтениях, и в НПК ко Дню родного языка, и свое творчкство присылают на областные конкурсы о русском языке, трудятся волонтерами в День грамотности и День русского языка.

Нашей задачей считаю постоянную работу со всеми категориями жителей Новосибирской области!

Фонд для родителей

Лекторий для родителей дошкольников – тоже из первых начинаний и достижений. Это сейчас полегче, а 10 лет назад было совсем туго с дошкольными учреждениями. Я как педагог понимала, что родители у нас совершенно некомпетентны, дети сидят дома у компьютеров и телевизоров. И обратилась за помощью к Татьяне Леонидовне Чепель:
– Мне нужен хороший лектор, специалист по дошкольной психологии.
– Я вам его сейчас назову. Татьяна Дмитриевна Яковенко.

Мы работаем вместе уже девятый год! Уверена, что родительский лекторий должен быть во всех районах области, да и в стране. Почему? Да потому, что у детей сегодня нет настоящего интереса к книге, не говоря уж о любви. Не надо питать надежды, что ребенок станет любознательным, если родители не читают, не ходят в театр, на выставки, в библиотеку!
Книги, к сожалению, исчезают из дома. Мамы и папы мало разговаривают с детьми, находят для себя свободное время, усадив ребенка перед телевизором или компьютером. Взрослые стали вообще мало разговаривать с детьми, все общение сводится к вопросам-ответам: как дела в детсаду, в школе, что ели-пили и т.д. Темп нашей жизни диктует и стиль общения.
Татьяна Дмитриевна в каждой лекции говорит о том, что ребенку нужны впечатления. О чем малыш или школьник будет рассказывать, если нигде не был и ничего не видел? О том, как обедали или как мама час разговаривала по телефону?

Кроме лекций в 2014 году мы проводили и практические занятия в рамках лектория «Воспитание словом» (получали грант мэрии). Темы были разные: как организовать детский театр дома, как правильно выбрать иллюстрации для ребенка, как сформировать детскую домашнюю библиотеку. Проводили занятия для родителей во всех районах Новосибирска. Выезжали с лекциями для воспитателей детсадов, родителей дошкольников, библиотекарей в районы области.

Беседа с умным человеком

Когда-то мы придумали новый формат работы – лекции для юношества – и результаты подтвердили наши предположения: прямая беседа с умным человеком открывает для подростка новые горизонты, рождает жажду знаний. Вот случаи из нашей практики.
Преподаватель НГУ Д.В. Долгушин о Василии Жуковском как-то ребятам повествовал. Казалось бы – где современный подросток и где Жуковский?! Вечером учителю, приводившему ребят на встречу, звонит мама: вы куда сына водили, у него рот не закрывается, он про Жуковского без умолку рассказывает!
А вот привели десятиклассников на лекцию Ю.В. Шатина. Учительница сразу поставила задачу: завтра на уроке расскажете тем, кто не был, что нового узнали. И какое же было самое большое впечатление? «Он полтора часа говорил, никуда не заглядывая!!!»

Цель достигнута!

Я считаю себя больше менеджером. Определить цель, поставить задачу, убедить, доказать, пригласить, найти деньги… вот такие мои функции. Выносить идею, показать ее, раскрутить. Очень четко понимаю, что я делаю. Самое ценное – найти настоящих, глубоких специалистов и «соединить» их с теми, кому они сейчас нужны.

Хоть сейчас и не работаю в школе, но я по-прежнему верна просветительской деятельности, выбранной мною в юношестве профессии.

     Когда еду в метро, и молодежь фотографирует наши постеры-плакаты-листовки или материалы экспозиции в поезде-музее, думаю – отлично, цель достигнута! Когда родители, педагоги и воспитатели благодарят за тему какого-нибудь конкурса, говорю себе – попали в точку!

     У меня большая коллекция благодарственных писем, дипломов и грамот с солидными подписями губернаторов и министров «за большой вклад». Особенно дороги Почетная грамота Новосибирска -- высшая награда нашего города, медаль из рук Станислава Говорухина. Однако важнее, что сотни, тысячи ребятишек и взрослых задумались над стихотворной строчкой, перечитали хорошую книгу, оценили красоту русского языка.
     
     Есть традиция в нашей семье: 1 сентября отмечать День знаний, как один из самых важных праздников для развития человека в любом возрасте. Настоящий семейный праздник! Покупаем торт, нарядно накрываем стол. В последнее время к застолью присоединились оба зятя и малышка внучка. Радует, что эту традицию поддерживают в своих семьях и обе дочери!


  

  

  

  

  

 



Образование. Новосибирский государственный педагогический институт

Авторитет в педагогике. Сухомлинский. Считаю, что к его педагогическим принципам нам надо сегодня возвращаться, важно, что при воспитании личности в коллективе не размывается сама личность. Давайте не только учить детей, давайте ежедневно сеять в них еще и «доброе, вечное»!

Историческая личность. Михаил Васильевич Ломоносов, поражает его стремление к знаниям, служение отчизне, верность науке. Это пример истинного россиянина-патриота.

Хобби, увлечения. Путешествия. Люблю активный отдых с тем, чтобы узнавать новое, удивиться и восхититься. Особенно путешествия с семьей, потому что можно быть вместе!

Любимые книги. Стараюсь читать книги нобелевских лауреатов – Джон Стейнбек, например («Зима тревоги нашей» особенно, «Гроздья гнева», «Золотая чаша»), на Маркеса в свое время в доме была очередь. Из наших классиков – Чехов, люблю его за интеллигентность и краткость, которая потом заставляет долго размышлять. Очень люблю рассказы Шукшина, все его герои для меня живые, настоящие. Я таких встречала в деревне, когда гостила у бабушки летом. Конечно, люблю наших сибиряков – В. Астафьева, В. Распутина.

Любимое кино. Которое по сто раз можно пересматривать. «Весна на Заречной улице», «Высота», «Доживем до понедельника».



   Разговаривала Вера Владимирова

Вход