Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Светлана Васильевна Ермакова: «Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке неповторимую индивидуальность»

14.06.2018
Ермакова Светлана Васильевна – учитель математики в средней общеобразовательной школе № 105 города Купино. Педагогический стаж – 15 лет. Участвует в реализации проекта «Развитие сети специализированных классов в Новосибирской области». Весной 2018 года стала победителем Всероссийского конкурса профессионального мастерства.

При сегодняшнем уровне развития информационно-коммуникационных технологий у журналиста есть возможность познакомиться с героем своего очерка на расстоянии. И не важно, сколько километров вас разделяет – сто, тысяча, десять тысяч… На этот раз это было четыреста шестьдесят километров. Столько от Новосибирска до Купино, небольшого городка почти на самой границе с Казахстаном. Здесь в средней общеобразовательной школе номер сто пять преподаёт математику Светлана Васильевна Ермакова.

С февраля по апрель нынешнего года проходил Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогических работников, приуроченный к 130-летию со дня рождения знаменитого советского педагога Антона Семеновича Макаренко. Конкурс проводился в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Всего по стране в нём участвовали 137 тысяч педагогов. Из Новосибирской области – 2977 и 22 из них стали победителями на федеральном уровне. Светлана Васильевна Ермакова среди них.

Захожу на интернет-сайт Светланы Васильевны https://ermakcv.jimdo.com/ и сразу вижу крупным курсивом замечательную фразу Льва Николаевича Толстого: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться».
Понимаю, что я знакомлюсь с человеком, который лёгких путей не ищет. Очень, очень интересно.

Светлана Васильевна сообщает, что адресует информацию на своём сайте не только учителям математики, но и классным руководителям, молодым педагогам, ученикам, родителям и, конечно, пишет, что надеется на отклики. Их просмотр я откладываю на потом, вначале хочу составить о педагоге своё мнение, сориентироваться на собственное впечатление. С главной страницы перехожу на ту, в которой Светлана Васильевна обращается к коллегам-учителям, а именно к математикам. И снова вижу афоризм:


«Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком». (К. Вейерштрасс)

Категорично, но, пожалуй, верно. Однако кто этот Вейерштрасс? Мне о нём ничего не известно. Забираюсь в дебри Интернета. Ага, это знаменитый германский математик девятнадцатого века, исследователь и аналитик в области математики и геометрии, автор многих замечательных научных работ. А ещё он был ректором Берлинского университета, членом Лондонского королевского общества…

Но, я понимаю, что для Светланы Васильевны, безусловно, не менее важно то, что одно время Вейерштрасс учительствовал в гимназиях нескольких городов, был профессором математики в германском Технологическом институте, а значит общался со школярами и студентами. Он педагог-практик. Значит этому его опыту, тем более так афористично высказанному можно верить.

А каким опытом делится с коллегами Светлана Васильевна?
Она излагает его в педагогических заповедях. Вот некоторые из них.

- Старайся, чтобы ученики как можно чаще переживали радости успеха.

- Учитесь «перешагивать через себя», умейте мужественно признавать свои ошибки.

- Следи за тем, чтобы твои мысли не расходились с делом.

- Не увлекайся нотациями: они вызывают желание заткнуть уши.

- Умей иногда не заметить, не расслышать.

- Люби детей. Если ты их не любишь – уходи из школы.

- Как можно чаще ставь себя на место Ваших учеников; учитесь смотреть на себя их глазами; стремитесь понять их трудности.

- Будьте добрыми, но не «добренькими».

- Не будьте «рабами» традиций. Если традиции обветшали, они перестают быть традициями и превращаются в штампы

В этих максимах учителя математики Ермаковой угадывается её вторая ипостась – социальный педагог. В её дипломе по окончанию в 2002 году Новосибирского государственного педагогического университета в графе специальность так и отмечено: «учитель математики и социальный педагог». Она и начинала свою учительскую практику в Купинской сто пятой, как педагог социальный, но потом любовь к математике взяла своё. Преподавала этот предмет в пятом классе, потом в шестых и девятых.

А что привело Светлану Ермакову успешную выпускницу НГПУ из столицы Сибири в городок Купино на самом краю нашей области? Оказывается всё просто. Она здесь родилась. Учителей в семье не было, но…

«…С детства меня всегда завораживало слово «Учитель», оно казалось мне каким-то необычным, волнующим, светлым. В школе, а затем и в университете меня вводили в мир знаний чуткие преподаватели. В эти незабываемые годы они для меня были людьми мудрыми, дающими не только знания, но и помогающими найти своё предназначение, свой жизненный путь…».

Да, да. По признанию Светланы Васильевны на выбор будущей профессии повлияла школьный учитель немецкого языка Галина Андреевна Позднякова, когда сказала, что видит её учителем.
Работая над этим очерком, ещё раз восхитился современными средствами связи: мобильный телефон, электронная почта, скайп… Привожу выдержки из нашего разговора на расстоянии. Мы беседовали о педагогическом кредо Светланы Васильевны.

«…Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись только современными методиками, технологиями, концепциями… От педагога требуется ещё и нелёгкий труд души. Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок - человек, имеющий собственное представление о мире, свои чувства, свой опыт…».

«…К ученикам отношусь с уважением, считаюсь с их мнением, часто разговариваю по душам. Всегда помню, что воспитывают не нотациями, а личным примером…».
«…Стараюсь помочь каждому ученику найти себя, открыть в себе творческие способности, а может быть, и талант. Для этого, на мой взгляд, нужно изменить роль ученика: из пассивного слушателя превратить его в активного участника учебного процесса…».

«…Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению… Главное - чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью...».

«…Убеждаю ребят, что не нужно отчаиваться, когда что-либо не получается хоть в учёбе, хоть в жизни. И не надо бояться ошибиться. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт…».

Со Светланой Васильевной я совершенно согласен. Где-то прочёл о том, что никогда не надо бояться делать то, что ты не умеешь. Надо помнить, что ковчег был построен любителем, а профессионалы построили «Титаник». Шутка конечно, но в ней большая доля правды.
А вот «кусочек» нашего диалога в электронной почте в режиме: вопросы – ответы.

- Светлана Васильевна, расскажите подробней о вашем инженерном классе. Его направление?..

- Класс организован в 2016 году. Направление его инженерно-агро-технологическое. Такое направление выбрали сами дети и это вполне понятно. Купинский район – в основном аграрный район, и проект, в реализации которого участвует наш инженерный класс – это региональный проект для сельских районов и называется: «Инженерные компетенции – сила развития Родины». Он часть большого проекта – «Развитие сети специализированных классов в Новосибирской области»…

- Сколько в классе школьников? Как он оборудован?..

- Сегодня это девятый класс и в нём 25 учащихся. Он разделен на две группы: «аграрии» и «инженеры». В первой добавлена биология, во второй – физика. Математика ведется на базовом уровне, но во второй группе она повышенного уровня. Сейчас пришли результаты ОГЭ. Они меня порадовали! У нас двадцать две четвёрки и пятёрки. Класс насыщен компьютерами, цифровыми микроскопами. Оборудованы цифровые лаборатории по физике и химии…

- Известно вот такое высказывание Альберта Эйнштейна: «Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста». Я полагаю, Вы с ним согласны. У вас в школе есть такие возможности?.. Я понимаю, Вы учитель математики, но может быть, и Вы в своей педагогической практике что-то делаете, чтобы помочь ребятам стать личностями гармоничными, с широким кругозором, нравственными принципами?

- Мне известно это высказывание великого учёного и я приведу примеры того, как мы ему следуем.
В феврале нынешнего года у нас в школе прошла уже традиционная научно-практическая конференция школьников «Эврика». В нём участвовали и пятиклассники, и далее все, включая одиннадцатиклассников, будущих выпускников.
Были представлены 16 научно-исследовательских работ по четырём направлениям: гуманитарному, инженерно-технологическому, естественнонаучному, общественнонаучному… Или вот в марте мы в школе провели свой этап регионального фестиваля «Школа. Творчество. Успех». Обратите внимание. Фестиваль посвящен столетию дополнительного образования детей… Нашим зрителям: гостям, родителям и, конечно, школьникам была представлена разнообразная творческая программа: музыкальное исполнительство, художественное чтение, народный танец, выставка декоративно-прикладного творчества…
Все эти мероприятия, какие я назвала, безусловно, создают благоприятные условия для развития творческого потенциала и перспективного роста школьников… Наши учащиеся также активно участвуют в проектах: «Моя малая родина», «Ветеран на моей улице», во многих благотворительных акциях… В своей педагогической деятельности, в общении с ребятами я иногда исподволь, иногда явно, конечно, уделяю их эстетическому воспитанию, выработке у них навыков культуры поведения. Всё это есть у меня в практике классных занятий…
Ну, к примеру, мне известен метод побуждающий ребенка в проблемной ситуации к творческим и практическим действиям. Или метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире…
И ещё я на ваш вопрос отвечу тоже афоризмом, правда, автора его я не помню: «Мир держится на математике и красоте».

- Хорошо, Светлана Васильевна, а какие проблемы в школьном образовательном процессе Вас сегодня беспокоят более всего?

- Заметное снижение у ребят учебной мотивации, а также отсутствие у них навыков самостоятельного труда. Да, сегодня именно это, прежде всего, приходится преодолевать в общении с обучающимися… И что касается электронных ресурсов. Мы здесь, в глубинке, к сожалению, не можем использовать весь их потенциал в ходе учебно-воспитательного процесса из-за невысокой скорости интернета. Это наш ежедневный раздражитель.

А теперь для полноты картины приведу самые характерные отклики посетителей сайта Светланы Васильевны Ермаковой, а это и учители, и родители, и школьники.

«Светлана Васильевна! Вы молодец! Ваш сайт содержит ценный материал, позволяющий сделать обучение радостным, а уроки интересными и познавательными. Успехов и удачи Вам!».

«Вы очень интересно ведете свои уроки. Время пролетает просто незаметно!».

«Светлана Васильевна, оптимист и одновременно реалист!!! Благодарна Вашим советам и доверию. Профессиональный стандарт педагога уже изучаю. Спасибо!».

«Много полезной информации для учащихся и их родителей. Для начинающих учителей - это кладезь идей и находок, как для предмета, так и для классного руководителя. Удачи в дальнейшей деятельности!».

«Прекрасный педагог, а главное человек, который всегда тебя поймёт и поддержит. Желаю Вам удачи».


  


  


  




Образование. Новосибирский государственный педагогический университет.

Авторитет в педагогике. Для меня всегда был авторитетом директор моей школы Владимир Андриянович Ерымовский. Я училась в Яркульской средней школе Купинского района. А из известных русских педагогов - это Константин Дмитриевич Ушинский.

Историческая личность. Конечно, Пётр Первый. Кстати говоря, он меня не раз в студенчестве выручал. На экзаменах по истории в университете.

Хобби, увлечения. Прикладное искусство. В частности, занимаюсь алмазной вышивкой картин, создаю топиарии, плету корзинки, вяжу… Последнее, чем я увлеклась: создаю объемные цифры, буквы из цветов.

Любимые книги. Самое первое, что вспоминается: «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу, «Три мушкетера» Александра Дюма…

Любимая музыка. Конкретных предпочтений нет, но мне нравится лёгкая музыка восьмидесятых, девяностых годов, как российская, так и иностранная.

Любимое кино. «Чародеи», «Вечный зов»… Я вообще люблю старое советское кино, и с удовольствием смотрю каждый раз, даже зная реплики из фильмов наизусть. В этом случае просто наслаждаешься игрой талантливых актёров.



Разговаривал Владимир Пискарев

Вход