Личность

Татьяна Вячеславовна Горбачева: «Учителем хотела быть с детства»

16.04.2018

В классе я всегда отдыхала душой

Учителем хотела быть с детства. Помню, как вывешивала на двери нашей квартиры листы бумаги и объясняла воображаемым ученикам тему, писала, выставляла оценки. Правда, сначала хотела быть учителем русского языка и литературы. Но после школы пошла поступать на историко-философский факультет Латвийского государственного университета.

Татьяна Вячеславовна Горбачева – директор МБОУ «Лицей №159» Почетный работник общего образования РФ.
Общий педагогический стаж – 33 года, стаж работы директором – 13 лет.

На русском языке обучение велось только на вечернем и заочном факультетах, куда был большой конкурс – 8 человек на место. Поступив на вечернее отделение, пошла работать пионервожатой в школу, которую окончила.

Мой муж – военнослужащий, и в 1988 году он привез меня в Новосибирск. Здесь случилась забавная история. В Риге я училась и начала свою профессиональную деятельность в школе №81, когда же приехала в ракетный городок поселка Пашино, куда распределили мужа, то, к своему удивлению, увидела, что школа в военном городке тоже носит номер 81.

Начинала работать старшей пионервожатой, вскоре стала учителем истории, а затем была назначена заместителем директора по воспитательной работе. 10 лет пребывала в этой должности, а в 2005 году была назначена директором школы №159.

4 года назад моя преподавательская деятельность, к сожалению, закончилась, так как сложно стало совмещать с основной: работа директора не всегда плановая, довольно часто возникают ситуации, требующие срочного рассмотрения. Я преподавала историю и обществознание в старших классах, готовила ребят к ЕГЭ. Старшеклассники всегда это понимали, но у меня был дискомфорт и тяжелое ощущение внутренней неудовлетворенности. До сих пор скучаю по учительской работе, которой мне не хватает. Когда видишь лица детей в классе, то просто отдыхаешь душой от всей административной суеты, хозяйственных вопросов, жалоб и конфликтов.

Лицей развивается и меняется

В 2009 году школа №159 после серьезной аккредитационной процедуры приобрела статус школы с углубленным изучением математики и физики, а с 2014 года мы работаем в статусе лицея.

Наш лицей – очень интересный организм, восприимчивый, живой. Он развивается, реагирует на изменения в обществе.
Мы, как и многие наши новосибирские школы, работаем сегодня в сложных условиях. Учреждение рассчитано на 550 детей, а учится больше тысячи. Лицей работает в полные две смены, отчего мало возможности для дополнительного образования детей (занятость кабинетов). Но, несмотря на это, стараемся работать с достойным результатом.

Когда пришла в школу, средний возраст коллектива составлял 53 года. Тогда было очень важно активно принимать молодых педагогов, чтобы они учились у Мастеров, перенимали прекрасные профессиональные традиции, впитывали тот дух учительства, которым так сильна наша школа.

Наши педагоги быстро и творчески воспринимают профессиональные нововведения. С 2010 года мы активно реализуем проект по созданию и развитию специализированных классов: для одаренных детей в области математики, инженерно-технологического образования; классов с углубленным учебно-тренировочным процессом для детей, одаренных по видам спорта. На данный момент у нас 6 спецклассов, из которых один является классическим спецклассом для одаренных детей в области математики и 5 классов инженерно-технологического направления. Дети участвуют в технических олимпиадах, которые проводит СГУПС. Прикладные навыки применяют в Учебном центре Детской железной дороги. С нами работает НГТУ по электронике. У нас хорошо развито прототипирование, дети активно участвуют в JuniorSkills. В прошлом учебном году уже во второй раз стали победителями регионального конкурса «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни».

В марте был реализован проект «Школьный референдум». Активность наших детей, родителей, педагогов не может не радовать. В референдуме приняло участие 1848 человек! Начальная школа с большим отрывом проголосовала за пятидневную учебную неделю – мы работали в таком режиме и будем продолжать дальше. Средняя ступень выбрала школьное самоуправление, и я абсолютно с этим согласна. Удивилась и порадовалась, что с серьезным перевесом наши дети и родители отказались от использования гаджетов на уроках.

А вот реализация решений старшеклассников не будет простой. Они проголосовали за создание отдельного гардероба для старших классов, и теперь нужно думать, где его разместить. Они проголосовали за установку вендинговых аппаратов, которые нужно приобрести и поставить, за использование банковских карт Visa, MasterCard, Мир при оплате в школьной столовой. Но уверена, что мы с нашим комбинатом питания решим и эти вопросы.

Горжусь тем, что мы привели в порядок и содержим школу в надлежащем состоянии, несмотря на ее 55-летний возраст. Благодарна нашим детям, родителям, коллегам за помощь и поддержку! Еще в 2005 году здесь были дерматиновые стены в коридоре первого этажа, рассыпающиеся двери, испорченный линолеум, всего 4 компьютера, старые тяжелые деревянные парты. Не было компьютерного класса. И шаг за шагом мы с родителями и детьми сделали лицей таким, какой он есть сейчас.

О детях и родителях

Дети стали, конечно, другими. Я недавно думала о том, что раньше мы постоянно конспектировали статьи, выписывали важные фразы. А сейчас сфотографировал – и все! Детям меньше нужно запоминать. Они много путешествуют и видят тот мир, который мы видели только по телевизору. Раньше больше гуляли и чаще открыто общались, сейчас погружены в переписки и соцсети. Такова наша реальность, хотя, думаю, что в прежних временах, в детских «казаках-разбойниках», салочках и прятках было много того, чего современным детям недостает…
Как прежде, так и сейчас дети очень хорошо чувствуют искренность и фальшь, лукавство, они очень требовательны, активны, инициативны, имеют свою точку зрения. И это позволяет каждый день идти на работу с радостью.

Если говорить об отношении современных родителей к школе, то в обществе произошли большие изменения. В прежние времена авторитет учителя был незыблем. Вспоминая свои школьные годы, я уже сейчас с позиции профессионала понимаю, что у учителей и тогда были огрехи, ошибки и даже несправедливое отношение к ученикам. Но у моих родителей никогда не возникало желания или потребности пойти в школу, чтобы что-то выяснить. Когда я начинала работать в школе, родители тоже приходили очень редко. А чтобы написать жалобу… Это было ЧП.
Сегодня, на мой взгляд, у родителей чересчур много возможностей. Они могут эмоционально решить, что Марья Ивановна несправедливо поставила ребенку «тройку», открыть сайт общественной приемной президента и написать жалобу.
Как только наша работа стала называться услугой, стало сложнее выстраивать с родителями равноправные отношения. Если родитель предъявил претензию школе, педагогу, мы априори становимся в позицию оправдывающегося. А как только мы предъявляем родителю претензии, реакция аналогичная – не работаем и не учим. И когда родители дома детям активно демонстрируют свою позицию по отношению к школе, то мы получаем перекос и во взаимоотношениях с ребенком.
Но ведь и родители не всегда качественно выполняют свои обязанности. Мы не роботы, чтобы всегда и все делать безошибочно. К счастью, у людей есть великий дар – общение! Благодаря ему, уверена, всегда можно найти конструктивное решение даже очень сложной задачи.

Молодые учителя стали более амбициозными

Молодые педагоги сейчас тоже стали иными, но теперь в положительном смысле. Был период, в начале 2000-х годов, когда начинающие учителя шли в школу во многом потому, что здесь стабильная зарплата, 56 дней оплачиваемого отпуска и другие блага, то есть не для высокой идеи служения развитию и воспитанию детей, а с абсолютно конкретными и приземленными целями. И работали как «урокодатели» в ожидании другого времени, чтобы уйти. Пристраивались на короткий промежуток времени, чтобы зацепиться, наработать опыт. Был период, когда в наш педагогический университет поступали лишь для того, чтобы получить диплом о высшем образовании, но не для работы в школе.

Сейчас ситуация меняется. Я работаю в составе жюри конкурса «Педагогический дебют» и вижу, что молодые ребята – это уже профессионалы с тем Учительским настроем, который так ждет школа, дети, родители. Они несут тот настрой, который мне понятен и близок, действительно хотят и стремятся работать в школе с детьми.
Они приходят более амбициозными, чем мы когда-то приходили в школу. У них есть прицел на карьерный рост: первая категория, высшая категория, заместитель директора, директор и дальше.

Конечно, не всегда получается принимать молодых учителей в школу безошибочно. Бывает, придет, так красиво говорит, а на практике видно, что детей не любит. Дети это чувствуют, мы это видим. И с кем-то мы расстаемся. Я им просто говорю: «Это не ваше». Зачем терять время, еще молодые, можно развиваться в другой сфере. А здесь мучить себя и детей…

Молодежь интересная приходит, и есть те, которые точно пришли в школу не зря и, возможно, на всю жизнь.

«Учителем года» может быть лишь выносливый и творческий профессионал

Работу опытных учителей регулярно наблюдаю на конкурсе «Учитель года», где вхожу в состав Большого жюри. Это весьма интересный конкурс, важный. Он точно проверяет учителя на выносливость, показывает микроклимат в коллективе: сразу видна разница, выходит учитель один или с командой.

Возможно, что-то я бы поменяла в этом конкурсе. Ведь это в каком-то смысле работа напоказ, она имеет некий глянец, это не та черновая работа, которую мы проводим день ото дня. С другой стороны, этот глянец – тот наивысший уровень мастерства учителя и команды.

Знаю многих учителей, кто прошел через конкурс. И участвовать в нем, на мой взгляд, нужно с прицелом на победу. Если есть такой педагог, который обладает мега-выносливостью, является творческой личностью, профессионалом и поддерживается коллективом, его можно направлять на конкурс. Такие педагоги, как Екатерина Игоревна Калинина из лицея №9, Жанна Владимировна Курченкова из Второй Новосибирской гимназии, Людмила Алексеевна Некрасова из лицея №130, Сергей Иванович Шипилин из лицея № 200 и многие другие очень заслуженно и красиво победили.

Моя работа в жюри всегда сопровождается сомнениями, объективно ли я оцениваю, ведь любая оценка субъективна. И мера ответственности высока. Трудность в том, что Большое жюри работает в целом составе лишь на последних этапах: сначала, если удается, мы работаем по предметным группам и видим только часть педагогов. Не всех получается посмотреть на уроке, и этого не хватает.

Вопросы и проблемы

Знаете, в российском образовании я бы серьезно во многом изменила систему поощрения педагогов. У нас очень сложно идет продвижение звания «Заслуженный учитель РФ». Хотя получение этого звания не влечет за собой никакой финансовой нагрузки... В свое время мы с Ириной Викторовной Мануйловой пытались поднять эту тему на уровне страны. Один из серьезных критериев получения звания – наличие победителей олимпиад различного уровня. Тогда автоматически вычеркиваются из списка возможных претендентов педагоги, работающие в коррекционных школах и с детьми с особыми возможностями здоровья.
И мне это непонятно. Заслуженных артистов мы видим после единственного сериала. А почему заслуженный учитель так сложно дается… Нужно просто подумать над этим вопросом с позиции сегодняшнего дня и принять верное решение.

Еще один существенный момент – это привлечение молодежи в школу. Чтобы молодые специалисты активнее шли в школу и закреплялись там, нужно продуктивно решать жилищный вопрос. Несколько лет назад действовала программа, по которой молодой педагог имел право на определенные льготы по ипотеке, получал первоначальный взнос.

Тогда не все могли «потянуть» ипотеку, а сегодня зарплаты у активных, творчески работающих молодых педагогов вполне достойные, но льгот уже нет. А ведь это так нужно для молодежи и в наши дни...


  


  


 





Образование. Латвийский государственный университет, факультет истории и философии.

Историческая личность. Как ни пафосно звучит, но Владимир Путин: всегда принимает сложные решения, противостоит многим, ведя страну вперед. Историческая личность – однозначно Петр I, которому удалось все перевернуть. В нашей Новосибирской области личность, на мой взгляд, Александр Карелин. И еще глубоко восхищаюсь и преклоняюсь перед Александром Караськовым, директором клиники Мешалкина – такой скромный человек, но так много делает для системы здравоохранения, для нашего здоровья и здоровья наших близких, в буквальном смысле держа сердце в руках.

Авторитет в педагогике. Ирина Михайловна Михно – человек, который создал свою авторскую школу и творит уже много лет, продвигая не только Вторую Новосибирскую гимназию, но и устанавливая очень высокую планку, к которой стремятся многие руководители. И директор школы гениев «Эйнштейн» Татьяна Александровна Шипулина – такая молодая, мать четверых детей, но так много делает для нашего образования, внедряет прорывные идеи, придумывает проекты. Если таких людей будет больше в нашей системе образования, мы станем лучшими в мире.

Хобби, увлечения. Занимаюсь йогой. Люблю читать. Очень люблю гулять со своей собакой. И люблю путешествовать.

Любимые книги. Мне очень нравится книга Ирины Хакамада «Дао жизни», где она пишет о своем личном опыте, часто ее перечитываю.

Любимое кино. «Движение вверх» и «Время первых» – очень понравились. Внутреннее потрясение вызвал американский фильм «Судья».



Разговаривала Алена Юдина