Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Андрей Вальдимортович Брикман: «Очень важно, чтобы дети сами выбирали свою будущую профессию»

02.04.2018

Когда стал директором, понял, что ничего не знаю

Я родился в простой семье. Отец рано ушел из жизни, и появилась необходимость начать работать. Но работу найти без образования непросто – я решил поступить в техникум.
Пересмотрели много учреждений, мама посоветовала идти в авиационный, здесь хорошие специальности. Так что моя жизнь в системе среднего профессионального образования началась с того, что я поступил в Новосибирский авиационный техникум!

Андрей Вальдимортович Брикман – директор Новосибирского авиационного технического колледжа им. Б. С. Галущака , почетный работник среднего профессионального образования РФ, лауреат конкурса «Директор года 2017».
Стаж работы в образовании – 21 год.

Хотел пойти на программирование, но не прошел по конкурсу, и передо мной встал выбор: самолетостроение или технология машиностроения. Остановился на втором. В то время, как и сейчас, в техникуме была отличная дисциплина, профессиональный педагогический состав, много возможностей для самореализации студентов. Меня очень увлекала активная общественная деятельность, я посещал спортивные секции, работал в кружках, играл в КВН, участвовал в студенческом самоуправлении.

Когда окончил техникум, по распределению должен был идти на завод им. В.П. Чкалова. Но Владимир Николаевич Тихомиров, который тогда был директором техникума, отметил мою склонность к общественной, педагогической деятельности и посоветовал продолжить обучение в педагогическом институте. Во время учебы подрабатывал в колледже, проходил в нем педагогическую практику. По окончании вернулся в родные пенаты преподавателем, работал в приемной комиссии, возглавил внебюджетное подразделение – образовательный центр по дополнительному образованию, был назначен заместителем директора по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий, и в 28 лет по ходатайству прежнего директора и коллектива был назначен директором авиационного технического колледжа.

Поначалу, проходя путь от студента до заместителя директора, подрабатывая в студенческие годы и уборщиком помещений и комендантом, ведя педагогическую деятельность, мне казалось, что я знаю все в родном учебном заведении. Но когда стал директором – понял, что ничего не знаю! Хотя, по сути, я здесь вырос. И при поддержке моего наставника, Владимира Николаевича Тихомирова, пришлось практически заново всё осваивать, познавать секреты управленческой деятельности, разбираться в финансово-хозяйственных вопросах. Многому учился у своих коллег-руководителей учебных заведений нашей области и в других регионах.

Наше учреждение всегда было сильным, престижным, и эту планку опускать было нельзя. С помощью нашего базового предприятия – Чкаловского завода – удалось выстоять в трудные годы. Заводчане тогда работали над Су-34, наши ребята принимали в этом активное участие. И моя приверженность к программированию сыграла свою роль, мы повсеместно внедряли информационные технологии. Компьютерное моделирование, применение программирования на производстве – это тогда редко использовалось.

Наше учреждение всегда было сильным, престижным, и эту планку опускать было нельзя. С помощью нашего базового предприятия – Чкаловского завода – удалось выстоять в трудные годы. Заводчане тогда работали над Су-34, наши ребята принимали в этом активное участие. И моя приверженность к программированию сыграла свою роль, мы повсеместно внедряли информационные технологии. Компьютерное моделирование, применение программирования на производстве – это тогда редко использовалось.

Консорциумы и новые специальности

В 2011 году по инициативе руководства базового предприятия был создан Научно-производственный образовательный Консорциум в авиастроении, который позволил объединить ресурсы и усилия авиационного завода им. В.П. Чкалова, НГТУ, авиационного технического колледжа и авиастроительного лицея по подготовке востребованных специалистов.
Были переработаны учебные планы, программы учебных дисциплин и модулей, программы практического обучения, ребятам были предложены разные траектории обучения в зависимости от их способностей и кадровой потребности предприятий авиастроительной отрасли. Лицей стал готовить рабочих, мы – средний персонал, вуз – инженеров. Объединенная в общий ресурс материально-техническая база, созданные учебные участки на предприятии, позволили всем образовательным учреждениям при необходимости гибко реагировать на потребности авиационного завода. Так как Совет молодежи завода очень активно проводит совместно с нами профориентационную работу, резко выросла мотивация школьников при поступлении в наши учреждения. В НГТУ ребята в основном идут уже на заочное обучение, так как после окончания авиастроительного лицея или нашего колледжа они уже в состоянии работать по специальности. Наша сила в качественной организации большого объема практического обучения на самом предприятии. В результате на авиационном заводе резко повысилась «закрепляемость» наших выпускников на предприятии, уменьшилась текучесть кадров, значительно уменьшился срок адаптации выпускников при трудоустройстве. Уже ради этого нужно было создавать консорциум.

Сейчас мы выстраиваем такую систему взаимодействия и с другими работодателями: есть консорциум в приборостроении. В 2015 к колледжу присоединился приборостроительный техникум, и это пошло нам на пользу. После реорганизации у нас стало более 1000 студентов, три основных полноценных специальности: технология машиностроения, самолетостроение и приборостроение. Продолжаем качественно обучать программированию. В этом году открываем набор по новым специальностям, входящим в ТОП-50 наиболее перспективных профессий и специальностей: монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (ремонт и наладка станков с программным управлением), эксплуатация беспилотных авиационных систем, аддитивные технологии.

Есть у нас и еще одна интересная специальность – медицинская оптика. Она пришла из приборостроительного техникума, а точнее из Профессионального лицея №41. Знаете, для меня было открытием, что производство очков – это очень сложный процесс! И я теперь понимаю, что на улице очки покупать нельзя, обязательно в сертифицированном магазине оптики. Очень много нюансов… Правительство Новосибирской области нас здесь поддержало. В России сейчас всего 3-4 заведения, где учат изготавливать очки, а за Уралом мы вообще одни, поэтому спросом специалисты пользуются большим.

Стараемся внедрять такие промышленные специальности, которые актуальны и необходимы. И когда работаем со школьниками, мы им показываем, что не все промышленные специальности – это завод, масло, грязь, стружка. Сейчас промышленность почти полностью автоматизирована, и деятельность специалиста от физической перешла в интеллектуальную.

Сейчас ребята активно участвуют в различных разработках, в том числе конструкторских. Казалось бы, среднее профессиональное образование, но мы уже начинаем осваивать и прикладную науку.

Профориентацию нужно начинать с пятого класса

За последние 2-3 года мы поменяли свои подходы к профориентационной работе со школами. Всегда проводили различные олимпиады, выставки, но поняли, что мало просто предоставлять информацию.
Мы со многими школами заключили договоры о сотрудничестве. В этих школах есть инженерные классы. Мы даем возможность участвовать в юниорском подразделении WorldSkills, учим выполнять разные задания. Мы даже из детского сада приводили ребят! Они все рассматривали с интересом, мы показывали и телескопы, и манипуляторы, и приборы.

Раньше работали активно только с 10-11 классами, потом стали привлекать и 7-9 классы. А сейчас мы считаем, что начинать нужно с 5 класса. У ребенка должна быть возможность попробовать себя в разных профессиях, а на это нужно время.

Профориентацию мы ведем активными методами: школы привозят к нам целые классы, мы показываем лаборатории, проводим мастер-классы, школьники могут что-то потрогать, сделать своими руками, поработать с оборудованием. Потом формируем несколько направлений, и одни идут в самолетостроение, другие – на полимеханику, третьи – на беспилотные летательные аппараты или медицинскую оптику, в программирование. У ребят есть желание, и мы идем им навстречу. Особенно это актуально для инженерных классов. Школы получают финансирование, мы закладываем свои средства на профориентацию, частично дополнительное профессиональное образование могут оплачивать родители, в области реализуется программа политехническая и агрошкола. Ребенок при этом получает первичные профессиональные навыки, рабочую профессию. Если не понравилось – есть время попробовать освоить другие компетенции. А при выпуске из школы уже идет более осознанный выбор.

Мы, кстати, активно работаем и с родителями, просим, чтобы они тоже приходили на экскурсии. И мы убеждаем их давать право выбора ребенку. Ведь очень важно, чтобы тот выбрал профессию сам.

Я уверен, что учреждения среднего профессионального образования должны стать своего рода образовательными центрами, которые дают первичные профессиональные навыки. Мы можем предложить много образовательных траекторий, полностью открыты новому, и школы это прекрасно понимают. Форматов работы масса: наши преподаватели приходят на уроки технологии, проводятся активные формы профориентационной работы, помощь в подготовке к участию в JuniorSkills, WorldSkills junior, олимпиады НТИ, конкурсы профмастерства... Чем больше у нас будет возможности для взаимодействия со школами, чем больше школы будут открыты профессиональным пробам, тем более осознанный выбор будут делать школьники при выборе дальнейшего профессионального образования, тем качественнее будет проходить их обучение в профессиональных образовательных организациях, и в конце концов наша экономика получит востребованного высококвалифицированного специалиста.

У нас нет конкуренции с вузами

У нас всегда был большой конкурс, минимум 1,5-2 человека на место даже в самые плохие годы. Сейчас на некоторые специальности конкурс доходит до 10 человек на место. Конечно, мы уже в состоянии конкурировать за абитуриентов с ВУЗами. Но опять же в консорциуме мы объясняем, что мы не конкуренты. Ребята, которые не проходят по конкурсу, могут пойти в лицей, а по окончании колледжа и лицея их с большим удовольствием возьмут в университет. С НГТУ замечательно взаимодействуем, выстроили отношения со СГУГиТ. Когда идет взаимодействие и оно направлено на ребят, тогда будет хороший результат.

Сейчас ребята приходят сильнее, чем раньше. Но расстраивает, что многие «натасканы» на ЕГЭ и ОГЭ. Это не очень хорошо. Сейчас оценки в аттестате не говорят о том, насколько готов ребенок к дальнейшему обучению.
Среднее профессиональное образование доступно всем, мы не можем проводить вступительные испытания. Но учитывая пока еще разную базовую подготовку в различных школах, примерно полгода выравниваем контингент по тем знаниям, которые необходимы для дальнейшего освоения компетенций по выбранной специальности.

Главное в профессии

Долгое время я вел уроки – преподавал информатику и инженерную графику, но в последнее время отошел от педагогической деятельности. Считаю, что уроки вести нужно, необходимо знать студентов, общаться с ними. Всегда стараюсь брать несколько ребят на дипломное проектирование, чтобы не терять навыки.

Преподаватели бывают разные – строгие и добрые, отличные лекторы и мастера по привитию практических навыков, но ребята всегда ценят, если ты с ним искренен. И в нашей профессии это, пожалуй, самое главное.
Когда начинал преподавать информатику, с некоторыми ребятами поначалу учился вместе, иногда они знали даже больше меня. Важно установить с ними диалог на доверии. У нас была сложная группа «самолетчиков», ребята разбалансированные, долго к ним искал подход. Потом вдруг кто-то сделал хороший чертеж, и я поставил «5». Ребята удивились, что можно и «5» получить, хотя дисциплина «хромает»! А почему нет? Так постепенно все подтянулись. Многие преподаватели больше «3» или максимум «4» не ставят, если плохо себя вел. А у меня другая позиция. Если ребенок сделал работу на «5», он получит «5». А после этого и дисциплина подтянется.

О традициях и перспективах

Я стал директором авиационного технического колледжа в 2001 году. Учреждение планомерно менялось, мы идем в ногу со временем, осваиваем новые профессии.

Горжусь тем, что удалось сохранить традиции. Оставили все хорошее и привнесли новые разработки, методики, оборудование. У нас много преподавателей из числа выпускников – более 30%. И так было всегда. Есть, конечно, и опытные возрастные преподаватели, которые ведут классические дисциплины, есть преподаватели с богатым производственным опытом.

В будущем мы хотим сделать из колледжа центр освоения новых производственных технологий – есть предпосылки, заинтересованность. Мне не нравится слово «технопарк», но это сегодня точнее всего описывает наши планы.
Закупать лаборатории для учебного производства очень дорого, и мы хотим привлечь инновационные компании, чтобы они поставляли свое оборудование, а ребята в ходе обучения участвовали бы в производственном процессе. Такой центр технологических инноваций мог бы выпускать современную продукцию при участии студентов. Конечно, это амбициозный проект, но мы планируем с помощью наших выпускников-производственников и предпринимателей более серьезно описать задуманный проект, проработать механизмы взаимодействия и необходимые правовые документы, а затем обратиться с таким проектом к руководству региона и надеемся на поддержку.


  


  


  


  


  


 




Образование. Новосибирский авиационный техникум, технолог по обработке металлов на станках с программным управлением. Новосибирский государственный педагогический университет, факультет технологии и предпринимательства, инженер-педагог

Авторитет в педагогике. Макаренко и Сухомлинский.

Историческая личность. Владимир Путин – ему удалось вдохнуть новую жизнь в нашу промышленность. Сталин – без такой сильной личности на мой взгляд мы не смогли бы выиграть войну. В образовании для меня личностью является мой наставник В. Н. Тихомиров, который всю жизнь отдал своему заведению, всегда держал техникум-колледж в процессе развития, более 40 лет был директором колледжа и до конца своих дней обладал безусловным авторитетом. В нашем колледже он считается Учителем учителей.

Хобби, увлечения. Работа на дачном участке. Нравится высаживать разные необычные сорта растений, наблюдать за их ростом, ухаживать, ждать их цветения и, если повезет, урожая.

Любимые книги. И в детстве любил, и сейчас люблю перечитывать произведения Александра Дюма.

Любимое кино. Фильмы советского периода, очень люблю исторические, особенно про Великую Отечественную войну.



Разговаривала Алена Юдина

Вход