Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Василий Яковлевич Синенко: «Счастье учителя – профессиональная компетенция»

16.05.2016

Начало

Я родился и вырос в селе Половинное Краснозерского района. Отец Яков Максимович Синенко – рабочий совхоза. В семье было 12 детей. Моя мама Федора Парамоновна, также рабочая совхоза, имела орден «Мать-героиня». Самый старший ребенок – 1925 года рождения, самый младший – 1951-го. Выросшие дети ухаживали за младшими, обязанности были распределены. У матери был культ порядка и чистоты, это передалось всем моим братьям и сестрам.
Мама рассказывала, как в войну почти босиком пахали на коровах по первому снегу, наши нынешние заботы по сравнению с тем, что им пришлось пережить, выглядят смешными.
Обычно отец спрашивал детей: «Как ты сегодня работал в школе?» Для него учеба детей в школе была их работой.
Некоторые принципы, принятые в нашей семье, я даже описал в нескольких научных работах по народной педагогике.

Учителя в Половинном были уникальнейшие: Людмила Петровна Болдырева, учитель физики, Николай Яковлевич Собольков – учитель биологии, Семен Степанович Мироненко – географии. Все они были фронтовики, удивительные люди. Мне повезло, что русскому языку и литературе нас учила Лариса Григорьевна Башкирова. Она с нами Набокова читала, которого и в программе не было. Все свои статьи и монографии я редактирую сам.
Я рано увлекся физикой. Электричество в Половинном появилось в только в 1958 году, так я экспериментировал с проводами, батарейками, лампочками. Мне казалось сказкой, что я могу протащить провода в погреб, тут их соединить с батарейкой – и там будет светло! Наверное, это и есть начало моей будущей научной судьбы, любви к экспериментам и опытам.

Когда я окончил в 1960 году школу, меня попросили поработать в Луговской семилетней школе – воспитателем в интернате и учителем математики и физкультуры. Опыт преподавания был: по просьбам учителей, еще будучи учеником, много работал с одноклассниками, научился сложные вещи объяснять простым языком.
Летом полтора месяца исполнял обязанности директора и вот чем отличился: взял и разрушил всю школу – плохие и старые фундамент и печки. Кирпичи почистил и сложил аккуратно. И школа в результате получила отличные печки и шикарный фундамент.

Тогда же начал готовиться к поступлению в педагогический институт. Об иной судьбе не мечтал…


Василий Яковлевич Синенко – ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, академик Российской академии образования, заслуженный учитель школы РФ, доктор педагогических наук, профессор.
Общий стаж – 50 лет.

«Наукой были увлечены»

И в институте я встретился с прекрасными преподавателями. Юрий Борисович Румер – советский физик-теоретик, специалист по квантовой механике и оптике, друг Льва Ландау, работал у Резерфорда и Эйнштейна. Его ученик Илья Абрамович Гилинский расстраивался, если кто-нибудь из студентов не мог решить олимпиадные задачи, он говорил – как же вы будете преподавать? А сейчас некоторые учителя и школьные задачи не могут решить. Мотивация другая…

Заканчивались лекции, мы на перерыв выходили на Комсомольский проспект и продолжали спорить друг с другом по содержанию теоретической физики, а преподаватели подключались. Наукой были очень увлечены! Фильм «Девять дней одного года» – это про нас, мы ждали, что через 20 лет будет коммунизм. Шла хрущёвская оттепель, мы все верили в хорошее, жилось интересно!

Студенты нашего поколения отлично подготовлены были и по содержанию предметов, и в воспитательном смысле. Нам преподавали Юрий Владимирович Шаров, Нелли Петровна Аникеева.
Учились, как воспитывать средствами физики. Проводили интереснейшие мероприятия с ребятишками – например, «Съезд ученых ХХХ века». Практики было много, почти все студенты старших курсов вели уроки

После окончания НГПИ поработал в Краснозерской средней школе год, а потом приехал в Новосибирск к семье: к тому времени был уже женат на Светлане Владимировне. Познакомились мы благодаря спорту, я был капитан волейбольной команды, а она изумительно играла в баскетбол и настольный теннис.
И стал учителем в 29-й школе (в Центральном районе). Спустя какое-то время меня пригласили на новосибирское телевидение вести телевизионные уроки физики. Я вел их 15 лет!
Юрий Владимирович Шаров сказал как-то: прекрасные у вас телепередачи. Сделайте темой кандидатской диссертации «Использование средств массовой коммуникации в обучении детей». Но не было суждено осуществить такую идею, Ю.В. Шарова не стало. Позже я только опубликовал несколько статей на эту тему.


Институт усовершенствования учителей

Жизнь сложилась так, что моя кандидатская диссертация была посвящена совершенствованию системы повышения квалификации учителей физики.
Я перешел в институт методистом, когда из 29-й школы приглашали стать директором соседней школы. Не хотел быть администратором!
В тогдашнем институте усовершенствования учителей действовали своеобразные методические кабинеты: методисты приглашали преподавателей из вузов, чтобы те читали учителям лекции. Учились только летом, по двадцать дней. Я и сам читал лекции.

Однако никуда не ушло желание заняться наукой. Я придумывал опыты и приборы, мы создали лабораторию для учителей физики, куда приезжали со всего Советского Союза изучать наш опыт. Меня включили в методический совет при министерстве просвещения РСФСР.

В 1984 году я стал на тот момент единственным в Советском Союзе кандидатом наук в системе институтов усовершенствования учителей. 


Простое в сложном

И меня назначили заместителем декана физико-математического факультета нашего педагогического института. Спустя полгода стал деканом, а еще через полтора – проректором по учебной работе. 

Пытался внедрить на ряде факультетов педмастерские. Студент со второго семестра прикрепляется к мастерам – учителям.  У него индивидуальный план работы. Он помогает учителю, к примеру, лабораторные готовить. У него высокая мотивация к изучению предмета, студент сразу понимает, его это будущее или не его…

В это же время работал над докторской. Изучил процесс исследовательской деятельности ученых нашего Академгородка, выявил 8 основных этапов, которым, желая или не желая того, они следуют в своей работе, описал эти этапы, а потом разработал методику адаптации процесса к деятельности школьников. Ведь генетически в каждом ребенке исследователь заложен, детей надо только легко подтолкнуть, чтобы эту деятельность они присвоили, как это называется в психологии. У меня на уроках ученики всегда выполняли много исследовательской работы.

Получилось так, что на защите моей кандидатской диссертации присутствовал Роберт Рождественский. И он там прочитал эти замечательные стихи:

«Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!»
Отдельное мое увлечение – разработка и моделирование приборов, которые могут использовать в работе учителя физики. Особенность всех моих экспериментов в этой сфере – как на простом оборудовании показать сложные физические процессы, хоть невесомость, хоть деление атома. Я изобрел свыше 200 приборов. 



Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Василий Яковлевич Синенко активно участвует в разработке идей профильного обучения, системы здоровьесберегающих технологий (дидактика здоровья), дидактических основ информатизации образования, духовно-нравственного воспитания, тенденций развития общего образования. Он главный редактор научно-методического журнала «Сибирский учитель», член редколлегий ряда научно-педагогических журналов.

Сюда перевел меня Иван Иванович Индинок в 1995 году, тогдашний губернатор Новосибирской области.
Были тяжелые времена. Зарплаты по полгода сотрудники не получали. Мне повезло, что тогда начальником облоно был Геннадий Васильевич Борисов, тоже учитель физики. Он мне доверял и не мешал.
Кадры пошли, стал привлекать ученых. Открылась аспирантура. Я хотел добиться, чтобы институт стал образцовым учреждением дополнительного профессионального образования, но при этом не копией педвуза. Главным был практический уклон.

Оценил андрагогику – педагогику обучения взрослых. Там важный принцип – нельзя повышать квалификацию учителя, не используя его опыт, иначе это потерянное время.
Недавно выступал на конференциях в Москве и в Сочи, предлагая идею трехэтапной каскадной циклической системы повышения квалификации.




Василий Яковлевич Синенко – автор более 300 научных работ. Один из ведущих разработчиков современной теории и методики обучения физике, а также системы повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Как обычно это происходит?
Педагог пришел, сел, дали готовое знание, получил бумажку и… работает по-прежнему.
Что можно сделать?
У курсов три этапа.
Докурсовой период учитель вместе с завучами в школе составляет проект роста своего профессионализма. Что я не умею делать? Чему я должен научиться? Какие ресурсы потребуются?

Потом он приезжает в институт повышения квалификации с этим проектом. А здесь его встречают консультанты. Учитель составляет индивидуальное расписание своих занятий, выбирает из предлагаемых то, что действительно нужно. Этот этап завершается публичной защитой.
На третьем этапе, вернувшись домой, учитель проводит серию мастер-классов и, конечно, необходима рефлексия.
К сожалению, эта система не носит массовый и регулярный характер, потому что и учителей, и преподавателей надо переделывать: трудно сражаться со стереотипами, привнесенными в профессию из собственной учебы в школе и педвузе.

Недавно мы начали работать над проектом «Счастливый учитель» в Хабаровском крае, я у них методолог. Суть проекта – счастье учителя как профессиональная компетенция.
Несчастливого учителя нельзя допускать к школе!

  

  

  

  

  


Образование. Новосибирский государственный педагогический институт, учитель физики и математики. 

Авторитет в педагогике. Академики: Антонина Васильевна Усова и Василий Григорьевич Разумовский.

Историческая личность. Василий Макарович Шукшин.

Хобби, увлечение. Изобретения приборов, астрономические наблюдения, мастерство, строительство.

Любимые книги. Книги Валентина Распутина.

Любимое кино. «Доживем до понедельника», «Семнадцать мгновений весны».


Разговаривала Вера Владимирова


У Василия Яковлевича Синенко опубликовано свыше трёхсот научных работ: монографий, учебных пособий, статей.
В том числе: «Модернизация системы дополнительного профессионального педагогического образования», «О нормативах качества образования», «Инновациям в образовании – инновационное управление»

 Полный список смотрите на сайте НИПКиПРО