Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Вадим Николаевич Платонов: «Главное, чтобы у ребят появился интерес к исследовательской деятельности»

14.12.2015
Вадим Николаевич Платонов – директор школы №112 города Новосибирска, почетный работник общего образования РФ. Общий педагогический стаж – 26 лет. Стаж работы директором – 22 года.
Важный этап в развитии

Школа основана в 1958 году. Это была школа-интернат для детей строителей Новосибирской ГЭС. Затем стала восьмилетней школой, потом десятилеткой. 
Из этих 57 лет примерно лет тридцать была актуальна проблема строительства пристройки. Школа была маленькая, не вмещала всех детей. Когда я пришел руководителем, а это было 22 года назад, – школьники учились в три смены. Затем двадцать лет наша школа располагалась в двух зданиях – в бывшем детском саду и в нынешнем корпусе. 
Наконец в 2013 году наше здание реконструировали, и появилась пристройка, которая расширила площадь в шесть раз. Это важный этап в развитии школы, позволивший нам организовать обучение школьников на качественно более высоком уровне. На сегодняшний день у нас есть замечательный актовый зал, пять спортивных залов, в том числе специализированные залы для занятий по греко-римской борьбе, фехтованию; современный библиотечно-информационный центр, новая столовая, оснащенные кабинеты – условия для школьника прекрасные! И учимся мы в одну смену. 


У школы свой путь 

Когда я начал работать директором школы, то старался развивать те лучшие направления, которые формировались десятилетиями. А учебное заведение имело особые традиции, свои успехи. Уже существовал опят работы математических, физико-математических классов. Они явились прообразом специализированных классов, которые открыты сегодня. 
Одно из направлений образовательной модели – это инженерно-технологическое образование школьников. Почему выбрали его? Потому что наша школа находится в районе ОбьГЭС. Это окраина Новосибирска, здесь сосредоточены заводы и предприятия. Еще 16 лет назад мы стали думать: какова ниша нашей образовательной организации в окружающем социуме? Участвовали в различных грантах и конкурсах. В 2008 стали победителями в конкурсном отборе в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Выигранный грант потратили на покупку оборудования. Сейчас в нашей школе успешно работает Ресурсный центр формирования инженерных компетенций обучающихся специализированных инженерно-технологических классов Новосибирской области. 
Наши педагоги внедрили прикладные технологии в образовательный процесс: прототипирование, компьютерное трехмерное моделирование в программе «Компас 3D», Компас-3D Home, Компас-3D LT, ArtCam; работа на станках с ЧПУ. Потом школа включилась в проект «Инженерные компетенции – сила развития Родины». Активно сотрудничаем не только с инженерными классами Новосибирска (школьники гимназии №5, Православной гимназии, школы №179 на базе нашего центра изучают прототипирование, мехатронику, 3D-моделирование), но и с школами в области – с техническим лицеем Карасука, образовательными организациями Баганского, Купинского районов. 


Цель создания специализированных классов глубже, чем кажется на первый взгляд…

Сейчас у нас восемь специализированных классов: математические, инженерно-технологические, IT-классы и т.д. 
В результате конкурсов на право открытия инженерно-технологических классов наша школа дважды занимала первое место. Создание спецклассов – мудрое и своевременное решение министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Создание условий для работы с одаренными детьми в рамках технического творчества – это основа дальнейшего развития страны. Если мы сейчас не сформируем поколение тех, кто будет работать на современном, высокотехнологичном оборудовании, то страна не сможет развиваться достойно. 

Мы организуем внеурочную работу с детьми через призму атласа новых профессий АСИ. И ориентируем детей исключительно на шестой технологический уклад, а может, и на седьмой. Наша работа нацелена на то, чтобы школьники сделали сознательный выбор при получении будущего образования, связанного с профессией инженера, который будет востребован через 10-15 лет. И мы делаем определенные успехи. В этом году воспитанники нашего центра заняли первое место в Казани на Национальном чемпионате школьников по программе JuniorSkills в компетенции мехатроника. В октябре-ноябре проходил II Национальный чемпионат WorldSkills в Екатеринбурге. Команда Новосибирской области была самой результативной. Ученики школы №112 завоевали три золотых медали. 
У нас активно развивается компетенция, связанная с мобильной робототехникой. В этом году ученики занимали первые места по этому направлению в Новосибирске, Бердске, Томске, Москве, Казани, КНР. 
Но все эти победы не являются целью. Мы не даем профессиональное образование, а осуществляем профессиональную ориентацию школьников. Главное, чтобы у ребят появился интерес к исследовательской деятельности, к техническому творчеству. В этом плане путь, по которому идет наша школа, представляется мне важным для всей страны. 


Педагогу должна нравиться его профессия

Сейчас в школе существует команда, которая работает для достижения цели: это последовательная и целенаправленная профессиональная ориентация школьников на технические специальности НГТУ и других технических университетов, развитие у старшеклассников инженерных компетенций практической и научной деятельности, которые позволят подготовить специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики, крупных промышленных предприятий и малого наукоемкого бизнеса. Но мы не сфокусированы только на инженерном направлении. Не менее важны системные знания по базовым предметам, таким, как математика, русский язык, физика, иностранные языки и другие дисциплины.
Главное в развитии любой образовательной организации не стены, а кадры. А задача руководителя – правильно подобрать или сформировать команду профессионалов. Бывает, что в образование попадают и случайные люди. 
Педагогу должна нравиться его профессия, он должен получать удовлетворение от работы. Работа у нас творческая. Самое главное, чтобы человек любил свою профессию и работа приносила свои плоды. 


Без границ

В 2011 году на базе школы при поддержке НГУ и Синьцзянского университета КНР был открыт Международный центр по изучению китайского языка. А с 2012 года в школе работает филиал класса Конфуция Новосибирского государственного университета и Синьцзянского университета. Школьники изучают китайский язык с начальных классов. Летом ученики ездят на практику в университеты Китая. 
На прошлой неделе приезжали руководители партнерских организаций из города Урумчи. На следующей неделе ждем делегации из Франции и Южной Кореи. Иностранный язык обязательно изучается со второго класса. Основные языки: английский, немецкий. С 2008 года осуществляем совместную проектно-исследовательскую деятельность со старшеклассниками гимназии имени Генриха Шлимана в Берлине. Участвуем в конференциях, конкурсах. 


Работа творческая

В шутку говорят, что директор иногда исполняющий обязанности завхоза, а иногда – бухгалтера. Большой фронт работ, большая ответственность. С другой стороны – работа творческая. Самое сложное – нести ответственность за свои решения. Наверное, я старался меньше ошибаться, когда смотрел на все не с позиции «как выгодно мне, ученику, педагогу», а как выгодно школе в целом, как единому организму. Если школе выгодно – значит, решение верное. 
Добавлю, что сейчас есть серьезная проблема – огромное количество отчетов и в электронном виде, и в бумажном. Она тормозит развитие образования, ограничивает свободу творчества учителя; эту проблему нужно решать. 


Техническое образование только помогло

Когда учился в школе, никогда не думал, что свяжу жизнь с образованием. Вырос я в военном городке в Казахстане. Закончил школу на космодроме Байконур. Процентов восемьдесят ребят поступали в военные училища. А я поступил в Новосибирский государственный технический университет на факультет автоматизированных систем управления. 
По распределению после института работал три года программистом. Получалось. Но как-то почувствовал, что это не мое. И, отработав три года, ушел в ближайшую школу №163 работать учителем математики. Это был 1989 год. Я признателен педагогам, с которыми там работал, в том числе директору и заместителям директора за методическую помощь и поддержку в начале моего педагогического пути. 
Позже я закончил московскую Академию повышения квалификации работников образования, и в 1993 году меня пригласили на должность директора школы №112. Мое техническое образование, возможно, и помогло мне в развитии инженерно-технологического направления в нашей школе. 


Педагог перестал быть единственным носителем знаний

Если брать за сравнение ту модель образования, которая существует сейчас и тридцать лет назад, то они разные. Сейчас больше возможности для творчества. 
Технологии продолжают стремительно развиваться. И в этом контексте роль учителя меняется: педагог перестал быть единственным носителем знаний. Ребенок может взять планшет и прочитать все, что нужно. 
Поэтому роль педагога крайне важна как человека, который заинтересует предметом. Нет необходимости в ребенке разместить весь багаж знаний. Важно, чтобы он понял свои возможности и перспективы, осознал, каким специалистом хочет быть, научился решать сложные жизненные задачи.

Виртуальная экскурсия по школе

 

  

  

  

  

Образование. Новосибирский государственный технический университет. Факультет автоматизированных систем управления. 

Авторитет в педагогике. Сухомлинский. Перечитывая его труды, я вижу, что он использовал очень актуальные для сегодняшнего дня педагогические технологии. Когда Сухомлинского спрашивали, где вы в такой маленькой школе взяли такие кадры, он отвечал: мы их вырастили… 
«Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ Человека, культ книги и культ родного языка», – эти слова Василия Александровича очень важны сегодня.
Конфуций. Его учение представляется важным на протяжении столетий.

Историческая личность. Ли Бай – китайский поэт времен династии Тан (VIII век н.э.)
В Китае он известен и любим, как у нас Сергей Есенин. Он сочинял хорошие стихи про природу, любовь.

Любимые книги. Николай Носов «Незнайка на Луне». Там есть чему поучиться. «Мастер и Маргарита» Булгакова. В подлиннике читаю стихи китайских поэтов Ду Му, Ван Чжихуань. Нравятся Есенин, Заболоцкий, Жумагулов, Гребенщиков.

Любимое кино. Хорошие советские фильмы. Но их немного. Нравятся ранние фильмы Данелии, Рязанова. Тарковского бы отметил, Балабанова, Земекиса, Звягинцева.

Хобби, увлечение. Путешествия. Замечательные места для отдыха есть и в Новосибирской области – Карасукском, Краснозерском, Искитимском районах. 


Разговаривала Татьяна Захарова

Вход