Интегра. Комплексное оснащение школ

Личность

Виктор Григорьевич Косьяненко: «Школа должна быть, с одной стороны, современной, а с другой – консервативной»

19.11.2015

Наша школа

Школе №42 в будущем сентябре исполняется 80 лет: 7 сентября 1936 года впервые открылись ее двери. Отличительными чертами школы всегда были классическое базовое образование, гуманитарный подход к воспитанию, развитие творческих способностей личности.
Среди выпускников школы люди разных профессий, чей труд одинаково важен для города и страны. В их числе – кандидаты и доктора наук, академики, лауреаты государственных премий, заслуженные учителя, врачи, деятели культуры Российской Федерации.

Это был ноябрь 1988 года. На днях исполнилось ровно 27 лет, как я пришел сюда. «Девяностые» хоть и называют «лихими», но в образовании это были наиболее интересные годы. Школам позволяли экспериментировать. Именно тогда появились первые гимназии, лицеи, новые образовательные учреждения с новыми программами.
Было меньше формализма, а больше – свободы творчества. Это совпало с началом моей работы здесь. Коллектив чувствовал, что готов к интересным переменам и изменениям, и кадровая база была хорошая. Школа стала претендовать на присвоение статуса гимназии. Наше заявление было не первым, но нам решили дать первый номер. В этом, я думаю, заслуга школы №42 с ее богатыми традициями. Так в 1996 году и появилась гимназия №1. А процесс совершенствования продолжается и сейчас.

Виктор Григорьевич Косьяненко – директор гимназии №1 города Новосибирска, заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения РФ.
Общий педагогический стаж – 50 лет. Стаж работы директором – 27 лет.

Я немного ворчу

Что касается нынешнего времени, то я немного ворчу. В 90-е годы меньше вмешивались в дела образования те, кто в этом мало соображает. Образование занималось своим совершенствованием естественным путем. А сейчас многие считают себя большими специалистами, дают ценные указания, как школам нужно развиваться дальше. Тем не менее, считаю, что образование меняется в лучшую сторону, хотя и с определенными издержками.
Если не будем слепо следовать западным канонам в образовании, оно будет и дальше развиваться в правильном направлении. А если нет – многое потеряем. Между прочим, когда началось введение ЕГЭ, лауреат Нобелевской премии академик В.Л. Гинзбург сказал: «Еще несколько лет таких реформ, и мы в России будем выпускать таких же оболтусов, каких выпускает Америка».


Рейтинги обязывают

Номер один, ТОП-25 – вокруг этого много ненужного ажиотажа. Я, например, выпускник обычной школы №67 в Ленинском районе. И ее считаю самой лучшей. Потому что для многих родная школа – самая любимая.
Да, мы много внимания уделяем работе с одаренными детьми: для этого в гимназии есть все возможности. Отчасти из-за географического положения: школа находится в центре города. Можно приглашать специалистов, преподавателей вузов. Такая же ситуация в школах Академгородка, где в шаговой доступности большая наука.
Конечно, то, что мы входим в ТОП-25 школ по России, – показатель качества нашей работы. Рейтинг составляется по результатам выпускных экзаменов и всероссийской олимпиады. Это престижно. И ученики этим гордятся. Но в то же время это и очень большая ответственность. Сегодняшние одиннадцатиклассники говорят: «А вот после нас придут учиться ребята – поддержат ли они эту марку?»

Наш коллектив

Сфера образования чувствительна. И здесь должны руководить и управлять профессионалы высочайшего класса. От директора больше требуется менеджерских знаний. Наверное, это правильно, потому что сейчас время рыночной экономики. Но от этого становится немного грустно. Считаю, что директор в первую очередь должен быть учителем. Хотя, конечно, надо быть и юридически, и экономически образованным.
Что касается роли директора, то в шутку говорю: «В школе должен быть один бездельник – это директор». Задача директора – организовать работу других.

Кадры у нас хорошие, сильные. Последние три-четыре года происходит смена поколений. Много очень сильных учителей, проработавших в школе десятки лет, сегодня ушли на пенсию. Администрация школы в эти три-четыре года, считаю, вела правильную политику омоложения педагогического состава. Я рад, что у нас на смену опытным кадрам пришли молодые, интересные, творческие учителя. Среди них много мужчин, это положительно влияет на общую атмосферу в педагогическом и ученическом коллективе.
В ближайшее время мы должны сделать все, чтобы молодые педагоги подхватили традиции нескольких поколений и несли их дальше.
Кстати, мы специально в этом году для молодых учителей со стажем до 7 лет проводим внутришкольный конкурс «Педагогический дебют».

Наши дети

Профильные классы у нас появились одними из первых. Позже они стали специализированными. В олимпиадах побеждают дети из классов разных профилей – от гуманитарных до естественнонаучных. Спектр широкий. И здесь есть особенность: очень часто во всех олимпиадах, в том числе гуманитарных, побеждают ученики физико-математического и инженерного классов. Они успешны везде: в математике, литературе, физике, искусстве и спорте и др. Это интересные, разносторонние люди.
Когда-то Виктор Александрович Толоконский сказал: «На одном из ваших «Последних звонков» я услышал, что победителями олимпиад по русскому языку, истории становятся ученики физматкласса. И тогда принял твердое решение об открытии специализированных классов в Новосибирской области».
Исторически в школе всегда были медицинские классы. Но раньше сотрудничество с медицинским вузом было более тесное. Сейчас такого нет. Двадцать лет назад медклассы настолько были популярны, что их было по два в параллели. Через 10 лет остался один класс, и то не самый яркий. Это, по-моему, была проблема общества, престиж медицинской профессии упал. Но последние 3-4 года снова наблюдаем рост популярности медицинских классов, а значит, популярности профессии.

Мир сейчас подвижен

В последние годы мы уделяем много внимания контактам школы с ближним и дальним зарубежьем. В школе уже более 20 лет работают носители немецкого языка. Каждый год 10–15 выпускников сдают международный экзамен DSD, который признается в Германии государственным. Ежегодно у нас бывает один, а то и два победителя в конкурсе Управления зарубежных школ ФРГ. И эти выпускники учатся в Германии по стипендии местного правительства. Каждый год наши дети бывают в Германии, немцы тоже к нам приезжают, вот ждем как раз в конце ноября. Это уже отлаженная традиция со школами Северного Рейна-Вестфалии и города Берлина.

В последние годы мы обратили внимание на связи с Китаем. Год назад в гимназию приезжала большая группа китайцев – 40-50 детей и педагогов. Неделю назад вернулась наша группа учащихся и учителей из Китая. В феврале ждем гостей снова.
Летом наши учителя и дети ездили в Чехию, изучали местный опыт. Тесные контакты поддерживаем с Казахстаном. Мы участвуем в их престижных олимпиадах. Дети из Казахстана и Таджикистана приезжают к нам на открытую межпредметную олимпиаду «Золотая середина». В середине ноября у нас пройдут большие мероприятия по предметам гуманитарного цикла. На них приглашены представители из гимназии города Севастополя. Это то новое, чем мы занимаемся довольно активно. Мир сейчас подвижен, и контакты такие нужны!

Заглядывая вперед…

Я думаю, что в XXI веке у гимназии есть хорошее будущее. К нам пришли работать талантливые молодые учителя. А дальше… жизнь покажет. Школа должна быть с одной стороны современной, а с другой – консервативной в хорошем смысле. Нужно сохранять все лучшее, что было наработано в прежние годы. За этим, на мой взгляд, должен следить директор. Школа выполняет важную функцию связи поколений и времен.

  

  


Образование. Я за компанию с друзьями после школы вместо педагогического института пошел в медицинский. Три месяца проучился и бросил: это было не мое. Глубоко уверен, что учитель должен работать по призванию, а врач тем более. Имея музыкальное образование, в 18 лет начал работать в 86-й школе Ленинского района учителем музыки, а затем и немецкого языка. Параллельно учился на заочном отделении в Иркутском государственном педагогическом институте иностранных языков, который окончил в 1970 году.

Авторитет в педагогике. Антон Семенович Макаренко. Его феномен – соединение образования с производительным трудом. В непростые времена, соединив труд и образование, он добился поразительных результатов в воспитании подростков со сложной судьбой. Дети работали, учились, зарабатывали деньги. Макаренко упрекали, что отношения складываются «не социалистические». Я прочитал практически все, что издавалось в СССР о Макаренко. В беседах с родителями учеников часто привожу высказывание Антона Семеновича: «Что самое опасное в семейном воспитании? Родительская любовь в лошадиных дозах». Сейчас это особенно актуально.

Историческая личность. Таких много – и в литературе, и в искусстве, музыке. Вот у меня висит в кабинете портрет Ленина. Сейчас многое о нем говорят. А в свое время один великий западный деятель культуры сказал: «Если бы Ленин не был атеистом, его бы причислили к лику святых». Его личность оказала самое большое влияние на ход истории XX века.

Хобби, увлечение. Когда-то я коллекционировал интересные высказывания. Было несколько исписанных записных книжек.

Любимые книги. Люблю мемуары известных деятелей культуры, музыки. В свое время издавалась серия литературных мемуаров, которую я любил.

Любимое кино. Многие советские фильмы.


Разговаривала Татьяна Захарова

Вход