Интегра. Комплексное оснащение школ

Учитель будущего
03.08.2017

Во всем окружающем человека мире, во всем этом безграничном земном многообразии флоры и фауны нет проблемы выбора – кем быть? Роза с самого своего рождения знает, что она роза. Именно знает. И тут не надо ни каких кавычек. И грациозная лань с первых своих шагов по траве знает свое предназначение и следует ему. И стремительный стриж с первого взмаха крыла знает, какие пространства ему предстоит преодолеть. И только человек мучительно ищет свое призвание, свой жизненный путь, и в сомнениях и надеждах обретает его…

Михаил Анатольевич Шабанов

Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №8
г. Бердск

Впрочем, мой собеседник, молодой школьный учитель истории из Бердска Михаил Шабанов считает, что интерес к истории России, к мировой истории у него проявился довольно рано. Еще в пятом классе, когда этот предмет в школе только начинают преподавать. Если сказать точнее, этот начальный его интерес был, прежде всего, к личностям в истории: царям, королям, полководцам, предводителям восстаний… В общем, к личностям незаурядным. Историк и этнограф Лев Гумилёв называл их пассионариями. Михаил переписывал в тетрадку необычные факты их биографии, значимые события того времени, применяемое оружие в войнах, тактику, награды…

И тут важно отметить, что интерес возник у Михаила не в результате чтения художественной литературы, например, романов Вальтера Скотта, Александра Дюма или Алексея Толстого, но книг документальных. Даже энциклопедий. Их ему покупала и дарила мама. И они ему не казались скучными. А каждый новый учебник истории Михаил еще до первого сентября прочитывал от корки до корки. Позже, в старших классах его интересовали уже более серьезные темы: причинно-следственная связь исторических событий, закономерности, проявляющиеся в истории народов, хронологические периоды во всемирной истории…

«Своих книжек уже не хватало. А в конце девяностых и в начале двухтысячных еще не было возможности пользоваться Интернетом. Приходилось всю интересующую меня информацию искать в библиотеках… Помню, столько прочел замечательных книг! Столько тогда открыл для себя замечательных историков!.. Василий Осипович Ключевской, Николай Михайлович Карамзин… Интересное время было!»

Михаил с теплом вспоминает две своих школы в Бердске. Прежде всего, среднюю общеобразовательную школу номер восемь, в первый класс которой он поступил в 1996 году и учился там десять лет. Для него тогда она была вторым домом: близкие друзья, любимые учителя, первые памятные успехи в учебе… Одиннадцатый класс он окончил в СОШ №5 и в этой школе у него сформировался вполне осознанный интерес к истории, здесь он выбрал направление дальнейшей учебы…

«Выпускным был для меня год две тысячи шестой и к этому времени я уже вуз выбрал – НГПУ. Решил, что в его Институте истории, гуманитарного социального образования работают и дают знания очень сильные, высококвалифицированные преподаватели. Туда и пошел… Для мамы самое главное было, чтобы я получил высшее образование. Она только переживала о том, что я много времени проводил на разнообразных рок-концертах и, как ей казалось, мало думал об учебе... Конечно, я поступил в педагогический университет в погоне за самым любимым предметом – историей, а не потому, что хотел стать учителем».

Вот эта фраза Михаила как раз подтверждает то, как часто мы ошибаемся, полагая, что выбираем профессию именно мы, а не она нас выбирает. Или, может быть, и этот наш выбор предопределен? Может быть, это судьба, воля Провидения?
В данном случае бесспорно то, что Михаил даже не представлял, куда заведет это его увлечение замечательным школьным предметом – историей, и какая замечательная история из этого получится.
Уже на втором курсе, так это принято в педагогическом университете, студентов отправляют на летнюю практику. Михаилу предстояло быть вожатым отряда в детском оздоровительном лагере «Лазурный». Это в сосновом бору рядом с Бердском, на берегу одноименного залива нашего родного Обского моря. Казалось бы, ну и ладушки, но вот тут и начались сомнения…

«Пусть вам не покажется это странным, но, поступив в НГПУ, я не думал становиться школьным учителем. У многих существует стереотипное представление об этой профессии: скучно, маленькая зарплата, непрестижно… Так думал и я. И вот мне предстоит быть вожатым отряда в каком-то детском лагере... Что-то там организовывать… кого-то как-то развлекать… Я ощущал абсолютный душевный дискомфорт! Во-первых, я никогда не работал с детьми, и, повторяю, не собирался. Во-вторых, двадцать один день один на один с целым отрядом! В-третьих, я же на историка пошел учиться! Пусть и на учителя истории, но кто сказал, что я буду учителем?!»

И вот надел Михаил фирменную оранжевую майку педагогического отряда в «Лазурном» и отработал свою первую, так сказать, экспериментальную смену, когда ему помогали его друзья – студенты, вожатые уже с опытом и, конечно, учителя и администрация детского лагеря. А потом в этот же летний сезон и вторую смену с отрядом провел, но уже самостоятельную. А на следующий год две смены пролетели, как одна. Обе творческие, интересные, когда он смог реализовать очень много своих педагогических идей, задумок. А потом еще и еще…

«Я прошел педагогическо-вожатский путь от малышей до самых старших ребят. Кульминацией моего вожатского пути стал нагрудный знак педагогического мастерства «За верность детству», который я получил в две тысячи тринадцатом году на третьем фестивале педагогических команд Новосибирской области… Но не награды меня радовали больше всего, а искренность детей, те чувства, которые наполняют тебя, когда два десятка твоих воспитанников обнимают тебя и плачут на твоем плече во время расставания. Это самая высшая похвала твоей заботе о них! А после этого наступает период бесконечных переписок, обмен фотографиями и обещаний обязательно встретиться!.. После таких эмоций я стал себя спрашивать: «Ты точно не хочешь быть учителем?» И сам себе отвечал: «Если у меня получилось с детьми найти общий язык в неформальной обстановке, то почему я не смогу давать им знания за школьными партами? Смогу! Получится!»…
Сомнения ушли. Вот так я и оказался в школе и стал преподавать свой любимый предмет».

Наверное, было что-то символическое в том, что мы с Михаилом разговаривали на ступенях Государственной публичной научно-технической библиотеки, в которой повышали свои профессиональные знания многие поколения новосибирских педагогов. Вот фрагмент видеозаписи нашего разговора. Тот, где я задал ему самый первый вопрос: что необходимо, чтобы успешно изучать в школе историю?

Мне осталось сделать всего несколько штрихов к портрету молодого учителя истории и обществознания из города Бердска Михаила Анатольевича Шабанова.

Вне школьных стен Михаил – заместитель председателя общественной организации «Ассоциация молодых педагогов города Бердска». Он и его молодые коллеги участвуют в турслётах работающей молодежи, в городских фестивалях и конференциях, в региональных и областных образовательных форумах. Надо отметить, что во всех перечисленных мероприятиях они, как правило, становятся призерами или победителями. С ними можно пообщаться в «ВКонтакте». У Михаила есть сайт – шабановмихаил.рф

Он ежегодно вместе с родственниками участвует во всероссийской акции «Бессмертный полк». В колонне они несут портреты его дедов – братьев его бабушки по маминой линии: Леонида Панфиловича Дорогина и Аркадия Панфиловича Дорогина. Два брата, которые отправились на войну и больше никогда не увиделись. Леонид погиб, предположительно в первом своем бою за деревню Белый Бор Новгородской области, а Аркадий встретил Победу в Прибалтике и вернулся домой героем – на груди красовались Орден Красной Звезды и Орден Славы III степени.

В 2016 году Михаил участвовал в муниципальном этапе всероссийского конкурса «Учитель года-2016» и стал лауреатом. В связи с этим, мне было интересно узнать, каким он видит в школе будущее его любимого предмета.

«Для того, чтобы ученики хотели изучать историю, а именно историю России, я стараюсь разнообразить свои уроки. Особых приемов и методик нет – они уже многим известны и знакомы. Это разнообразные уроки-экскурсии, уроки-исследования, уроки-спектакли…
Урок истории в будущем должен быть еще более живым, дискуссионным. Пусть ученики спорят с преподавателем, аргументировано доказывая свою точку зрения, владея источниками, анализируя исторический материал. Я хочу, чтобы ребята больше погружались в исследовательскую деятельность, проводили в школе лекции по истории России, на которых бы выступали со своими работами. Возможно, в будущем обычные школы станут площадками для создания всероссийских исторических сообществ школьников».

Я согласен с Михаилом и в том, что суперкомпьютеры и глобальный технический прогресс останутся только помощниками школьного учителя, но не вытеснят его из школы. Разве робот, искусственный интеллект способны заменить живое слово педагога? Да никогда! Интонация, образ, подтекст, стиль – это те особенности, те краски, которые делают преподавание истории ярким, оригинальным, неповторимым, запоминающимся. Этим никогда не овладеет искусственный интеллект. Кого может воспитать робот? Только себе подобных.

«Каждый ребенок – автор будущего». Замечательная и абсолютно верная мысль. Впервые я ее услышал в разговоре с Михаилом. Он тут же подчеркнул, что не он придумал этот афоризм. Это девиз педагогов и вожатых в лагере «Лазурный». И тогда мне стал совершенно понятен выбор своего призвания, выбор своего жизненного пути учителем Михаилом Шабановым.


Владимир Пискарев