Интегра. Комплексное оснащение школ

ФОРУМ
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Областной конкурс "ПедИнициатива - 2014", конкурс для творческих учителей Новосибирской области
 

Цель:Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением по теории Шарль Талейран, а также  и с актуальностью его формирования как нравственного качества, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.Дать возможность участникам занятия оценить степень своей толерантности. Продолжать развивать способности учащихся  адекватно и полно познавать себя и других людей.
Областной конкурс "ПедИнициатива - 2014", конкурс для творческих учителей Новосибирской области
 

Титульный лист к методической разработке.
III Областной конкурс педагогических инициатив в сфере информационных технологий.
Номинация «Учителями славиться Россия,
ученики приносят славу им!»

1. Название урока
«Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской»
2.     ФИО автора
Голубенко Надежда Ивановна учитель истории
3. Полное название организации, в которой работает заявитель
Муниципальное Образовательное Учреждение Черновкая средняя образовательная школа Кыштовского района Новосибирской области
4. Адрес, телефон и электронная почта организации
632281 НСО Кыштовский район
с.Черновка, ул. Центральная 2.
Телефон: 8(38371)27-147.
Электронная почта: s_chern/kysht@­edu.ru
5. Электронная почта и телефон автора
8 (38371)27-187
6. Дата заполнения
16 марта 2010 год

ТЕМА: « Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской»
(10-й класс, 2 ч.)
( Слайд 1. тема урока, слайд 2 цель урока)                                                                ЦЕЛЬ: Рассмотреть историческую необходимость объединения русских земель в единое государство, закономерность этого процесса, историческое значение освобождения страны от ига монголо-татарских ханов.
ЗАДАЧИ:                                                                                                                                                         1.   Познакомить учащихся с борьбой московских князей за первенство среди русских княжеств, в политике отношений с Ордой, охарактеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.                                                                                              2.   Развивать навыки и умение работы с историческими источниками и научно-публицистической литературой; и их анализа, учить выделять главное, решать проблемы, определять и объяснять их понятия; развивать логическое мышление и умения делать выводы и обобщения.                                                                                      3. Способствовать развитию интереса к историческому прошлому своей страны; продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.                                                                                          ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ: 1325-1340гг. – правление Ивана Калиты в Москве, 1345г. – основание Троицкого монастыря Сергеем Радонежским, 1359-1389гг. – правление Дмитрия Донского в Москве, 1380г. Куликовская битва, 1382г – набег Тохтамыша.                                                                                                       ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: карта: «Образование и расширение Российского государства в XIV – XVI вв.», карта-схема «Куликовская битва». Репродукции картин из альбома «Куликовская битва»                                                                                  
ПЛАН УРОКА: (слайд 3)                                                                                                                                                     1. Княжества Северо-Восточной Руси.                                                                                                         2. Борьба за первенство.                                                                                                                                 3. От Ивана Калиты до Дмитрия Донского.                                                                                                    4. Начало открытой борьбы против Золотой Орды, Дмитрий Донской.                                                            5. Куликовская битва.
ХОД УРОКА
ЭПИГРОФЫ:  (слайд 4)                                                                                                                            1. «За землю Русскую»           (Задонщина)                                                                     2. «Звенит слава по всей земле». (Задонщина)                                                         Проблема:  (слайд 5)        Можно ли процесс объединения русских земель в единое централизованное государство назвать закономерным?
1.    Княжества Северо-Восточной Руси.
Слово учителю: Результатом монголо-татарского нашествия и установления иго стало то, что дальнейшее развитие отдельных русских княжеств пошло различными путями.
Работа с картой: «Образование и расширение Российского государства в XIV – XVI вв.»
1.Покажите на карте Великое княжество Литовское и Речь Посполитую, а также княжества, которые оказались в составе этих государств.                                                                                        2. Укажите на карте территорию Московского княжества. И укажите, какие преимущества и недостатки географического положения .                                                                                                                                            3. Покажите на карте Тверское, Суздальское, Нижегородское, Рязанское княжества.                                                                                                                                4. Покажите Владимирское великое княжество, которое считалось центром Руси.
Вопрос: Какие княжества продолжали существовать как самостоятельные княжества, находясь, однако в вассальной зависимости от Золотой Орды?              
Слово учителя: На рубеже XIII – XIV вв. создалась особая политическая система Великого княжества Владимирского. Великий князь владимирский стоял во главе феодальной иерархии. Власть великого князя была во многом номинальной, но все же давала некоторые преимущества. Это позволяло ему расширить территории или хотя бы укрепить границы своего княжества. Поэтому князья вели ожесточенную борьбу за выдававший в Орде ярлык на владимирский стол. Основными претендентами были в XIV в. Тверское и Московское княжества.
2. Борьба за первенство. (слайд 6)     Самостоятельная работа.                                                                                                                              Задание: Прочитать пункт «Борьба за лидерство» стр. 171-173 и ответить на вопросы:   (слайд 7)                                                                                                                                        1. Какие цели преследовали московские князья?                                                                                                                    2. Какими методами они добивались своих целей?
3. От Ивана Калиты до Дмитрия Донского
Слово учителя: Иван Калита стал правителем « Надо всею Русскою землею» с 1325-1340гг. Он усиливал свое княжество при помощи Орды. В 1327г в Твери вспыхнуло восстание против ордынцев. Иван Калита взял на себя подавление народного движения. Вместе с ордынским войском он пошел на Тверь. Вся земля была опустошена, города и села сожжены, люди уведены в рабство. Награду за подавление восстания Иван Калита получил ярлык на великое княжение. Несмотря на поражение, тверское восстание имело огромное значение6 оно заставило Орду окончательно отказаться от системы баскачества и перейти к откупу дани русским князьями. Главным сборщиком дани стал Иван Калита. При Иване Калиты Московское княжество стало самым сильным на Руси. Великое княжение у него уже никто не решался оспаривать. Церковь поддерживала удачливого князя: митрополит Петр сделал Москву своим постоянным местопребыванием.
Задание: Прочтите характеристику данную историками И.Грековым и Ф. Шахмагоновым:     Ответьте на вопросы: Какие стороны правления Ивана Калиты подчеркивают известные историки?  Объясните смысл слов: «Пришло время Ивана Калиты».
                                                                                                                                                                  « Пришло время Ивана Калиты. Он точно уловил, что нужно Орде в тот момент: регулярный и всевозрастающий сбор дани хану, минуя ордынских вельмож, успевших перехватить значительную долю того, что причиталось хану. Время, исторический процесс требовали появления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти её слабые стороны, нейтрализовать ее губительные действия. Такой личностью оказался Иван Калита. Никоновская летопись сообщает, что как только Иван Данилович укрепился на великокняжеском столе, наступила великая тишина на Русской земле и татары перестали ее воевать. Однако эта тишина была обманчива. Он откупался от Орды, собирая дань; оставляя и себе немалую толику для укрепления Москвы, собирая казну (калиту) впрок и еще, быть может, на освобождения от ордынского ига. Иван Калита сделал многое для того, чтобы на Русской земле не появлялись ордынские шайки грабителей. Внешне он выражал полную покорность ордынскому хану, но одновременно создавал и создал материальную предпосылку для усиления Москвы».
  Слово учителю: политику Ивана I – Даниловича Калиты продолжали его сыновья – семен Гордый 1340-1353гг и Иван II Красный 1353-1359гг. Однако в годы их правления москвичам пришлось выдерживать борьбу с новгородцами и Рязанцами, Литвой, шведами и ливонцами. После кончины Ивана II на престол вступил 9-летний Дмитрий Иванович. Прочно встав на ноги, Дмитрий Иванович не допускал княжеских распрей в подвластной Москве землях, посылая московскую рать для наказания начавших усобицу князей.          
4.Начало открытой борьбы против Золотой Орды, Дмитрий Донской.                                                 Самостоятельная работа. (слайд 8) Заполните таблицу.стр.175-177.

Дата
Название события
Результат.
1365г.
Столкновение рязанских и ордынских войск.
Ордынский князь сжег Рязань. Но Рязанцы его настигли в степи. Ожесточенное сражение закончилось их победой.
1367г.
Битва на реке Пьяне
Нижегородские князья Борис и Дмитрий Константиновичи разгромили «рать татарскую»
1377г
Взятие города Булгар и др. ордынские города на Северной волге
Часть торгового пути по Волге оказалась под контролем Москвы.
1377г
Битва на реке Пьяне
Полная победа ордынцев. Победители подвергли страшному погрому Нижний Новгород и другие города княжества.
11августа
    1378г.
Битва на реке Воже
Поражение «ордынской рати»   Мамай собирает большое войско для продолжения борьбы.

                                                         
5. Куликовская битва.  (слайд 9)
Проблемное задание: - Почему русский народ победил в Куликовской битве, и каково его историческое значение.
Сообщение ученика:                                                                                                                                 Как была проведена подготовка Руси к Куликовской битве.                                                                                                                             Мамай не смог смириться со своим поражением и потерей дани. В короткий срок было собрано огромное войско. В него вошли не только ордынские полки, но и отряды подчиненных Орде народов Поволжья и Кавказа, а также наемники, собранные со всей Европы. По данным разных источников, войско насчитывало от100 до 150 тысяч человек. Союзниками Мамая стали Литва и Рязанское княжество, которые тоже ему обязались прислать свои отряды.                                    Немалые силы собрал и Дмитрий Иванович. Под его руководством объединились княжеские дружины и ополчения большинства русских земель. К нему явились и дружины полоцкого и брянского князей – братьев врага Москвы литовского князя Ягайло. Русское войско, по свидетельствам летописцев, не уступало в численности Мамаевой рати –« от начала такой силы русской не бывало». Основное ядро русского войска составляли москвичи. На военном совете, было решено переправиться через Дон и принять бой на Куликовом поле, у впадения в него реке Непрядвы. ( слайд 10) Оставляя Дон и глубокие овраги у себя в тылу, русое войско вынуждено было сражаться до последнего – отступать под натиском врага за Дон было невозможно.      Большую поддержку московскому ополчению оказала православная церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троице –Сергиев монастырь. Он получил благословение на борьбу с Ордой у Сергия Радонежского. Преподобный Сергий отправил с князем монахов-богатырей Пересвета и Ослябю, чтобы показать, что дело освобождения родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь.          
Слово Учителю: 8 сентября 1380 года, в этот день произошло незабываемое Событие в истории Родины. Громадное войско Золотой Орды под предводительством Мамая двинулось на Русь. Но русские люди во главе с князем Дмитрием, в ожесточённой битве, каких немало было в истории, разбили многочисленного врага.
Ход битвы по карте-схеме (слайд 11).   В центре русских войск стоял большой полк, на флангах – полки правой и левой руки, впереди передовой полк, позади –запасной, на восточной окраине, в зеленой дубраве за рекой Смолкой, -засадный полк. Мамай в центре поставил пехоту, на флангах -конницу. По преданию, сигналом к сражению стал поединок Пересвета и Челубея, русского и ордынского богатырей погибших в схватке.                                                                                                                                                         Задание: Самостоятельная работа – прочитать ход битвы на стр. 178 и сопоставить с картой – схемой.
Страницы: 1
Вход