Интегра. Комплексное оснащение школ

ФОРУМ
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Областной конкурс "ПедИнициатива - 2014", конкурс для творческих учителей Новосибирской области
 

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.
В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей.
Здоровье учащихся в МБОУ Ужанихинской СОШ Чулымского района
Результаты углубленного медицинского осмотра всех учащихся школы дали следующие результаты:
§        Здоровые дети – 25% (от общего числа учащихся)
§        Нозология заболеваний:
  • Кариес – 32%
  • Аденоиды – 3%
  • Хронический тонзиллит – 11%
  • Нарушение зрения – 8%
  • Серные пробки – 3%
  • УЗИ щитовидной железы – 5%
  • Энурез – 1%
  • ФСШ – 16%
  • Нарушение осанки – 32%
  • Сколиоз – 13%
  • Ожирение – 1%
Диспансерная группа детей с хроническими заболеваниями:

Виды
заболеваний
Учебные годы
2007\2008
2008\2009
2009\2010
Врожденный порок сердца
3%
3%
3%
Почечная патология
1%
1%
1%
Хронический гастрит
1%
1%
1%
Бронхиальная астма
1%
2%
0,5%
Костно-мышечная система
7%
5%
6%
Ожирение
2%
2%
2%
Диффузный нетоксический зоб
1%
1%
0
Хронический тонзиллит
2%
2%
2%
Хронический отит
1%
1%
2%

Оценка динамики состояния здоровья учащихся:

Количество
Учебный год
2007\2008
2008/09
2009/10
Детей, имеющих хронические заболевания при поступлении в 1-й класс
25%
18%
10%
Детей, имеющих хронические заболевания при переходе в 5-й класс
22%
20%
30%
Детей, имеющих хронические заболевания при выпуске из 9-го класса
25%
27%
25%
Детей, имеющих хронические заболевания при выпуске из 11-го класса
18%
20%
38%
Детей - инвалидов детства
1чел.
1 чел.
2 чел.

         
          Группы здоровья учащихся школы:

                  группы
                  количество обучающихся
                  первая
                  25%
                  Вторая
                  70%
                  третья
                  5%
                  Четвертая
                  0%

         
          группа здоровья 1 - это основная группа, у них общий режим нагрузки на всех уроках, в том числе и на физкультуре;
          группа здоровья 2 - это дети с заболеваниями такими, как аденоиды, серная пробка, кариес. Этим детям назначается гимнастика, массаж, закаливание, свежий воздух.
          группа здоровья 3 - это спецгруппа, сюда входят дети с хроническими заболеваниями. Этим детям ограничиваются нагрузки на занятиях, в том числе на физкультуре.
          Группа здоровья 4 – с резким ухудшением функционального состояния.
      Пропуски занятий учащихся по болезни: (в % от общего количества)
2007\2008 учебный год – 63%
2008\2009 учебный год – 74%
2009\2010 учебный год – 65%
Перед школой поставлена актуальная, созидательная цель: создание условий для формирования личности, обладающей валеологической культурой: здоровой физически и психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни.
С 2005года  школа реализует подпрограмму «Здоровье школьника», которая представлена в виде составляющих:
v    Здоровье физическое
– это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
v    Здоровье психическое
– это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
v    Здоровье социальное
– это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (семье, школе, социальной группе).
v    Здоровье нравственное
– это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения это:
  • здоровьесберегающий урок;
  • здоровьесберегающие внеклассные мероприятия;
  • увеличение двигательной активности обучающихся.
На уроках используются следующие здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности:
- соблюдение правил ТБ на уроках и переменах
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:
А) организационно – педагогические технологии
- построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
Б) психолого–педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников:
- учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся
- создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе
- минутка для шутки
- релаксационные паузы.
В) учебно–воспитательные технологии, включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек:
- технология сотрудничества,
- групповые технологии,
- интерактивные игровые технологии,
- технология личностно–ориентированного обучения,
- педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса.
Г) социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии, включающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности:
- социально-психологические тренинги,
- программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
Д) лечебно – оздоровительные технологии
- физминутки
- смена видов деятельности
-  аэрация воздуха
- зарядка для глаз.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельностиучащихся, гармоничных взаимоотношений с природой:
-обустройство пришкольной территории,
- зеленые растения в классе,
- участие в природоохранных мероприятиях.
Считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Для этого разработаны памятки для каждого учителя, которые необходимо соблюдать регулярно:
§        рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
§        в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
§        количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; Однообразие урока способствует утомлению школьников,
§        в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
§        в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
§        обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
§        должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
§        необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей;
§        на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
§        нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Медицинским работником проводится следующая работа:
·        семинары на темы: о профилактике простудных заболеваний, о значении реакции манту, о профилактике нарушения осанки и зрения и др.
·        Лабораторная диагностика учащихся на энтеробиоз;
·        Профилактические прививки школьникам согласно составленному плану;
·        Витаминизация третьих блюд;
·        Ведение паспорта здоровья на каждый класс;
·        Профилактическая работа во время карантина, в связи с распространением инфекционных заболеваний;
·        Оздоровительная работа с детьми в летний период.
Медицинским работником ведется кружок «Наше здоровье», на котором обучающиеся изучают распространенные виды заболеваний, методы их профилактики.
А теперь самое главное. Нельзя забывать о здоровьесберегающей составляющей при проведении мультимедийного урока. По справедливому замечанию А. Л. Семёнова, «серьезных исследований, которые выявляли бы риски использования в школе современных ИКТ, не проводилось». В нашем распоряжении принципиально новое поколение компьютеров и абсолютно безвредных мониторов. Арсенал образовательных учреждений пополнился цифровыми мультимедийными проекторами, интерактивными досками. По сути, во всех отечественных образовательных учреждениях, где продуктивно используются ИКТ в учебно-воспитательном процессе, постоянно нарушаются нормативно введенные ограничения. Однако разработкой новых стандартов безопасного использования нового поколения цифрового оборудования до сих никто не занимается.
И всё же следует задуматься над экологией мультимедийного урока. В школе проводятся следующие мероприятия:
Любой учебный кабинет, где имеется электронное оборудование, – это своеобразный пылесборник. Поэтому требуется не только регулярная влажная уборка помещения, но и протирка всех имеющихся в учебной комнате приборов;
  • Проведение мультимедийного урока отнюдь не означает, что все 40 минут ученики должны смотреть на экран. Чередуются виды учебной деятельности, чтобы суммарное время работы детей с экраном проектора или монитора не превышало 10–15 минут.
  • Важнейший вопрос – сохранение зрения. В данном случае возникают две проблемы: одинаковое фокусное расстояние от глаз до экрана, собственно светящийся экран и луч проектора (отсюда как раз и напрашивается упомянутое требование о чередовании видов учебной деятельности). У многих учителей накопился определённый опыт использования имеющихся офтальмотренажёров, создаются их электронные аналоги. Учителю нужно помнить  и о себе. Работа у экрана в течение всего урока тоже пагубно влияет на зрение. Поэтому и педагогу требуется такое же чередование форм работы. Не всегда появление отдельных учебных заданий на экране требует «участия учителя». На столе учителя экран монитора может дублировать мультимедийный урок, и  время от времени можно туда заглядывать. Распечатывание слайдов поможет  не только поберечь глаза, но и иметь под рукой своеобразный развёрнутый конспект урока.
  • Используются ионизаторы и увлажнители воздуха, комнатные растения, выделяющие кислород.
  • Не забывают учителя об утомляемости детей однообразной учебной деятельностью, поэтому не только чередуют виды учебных заданий, но и управляют эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет  для этого очень хорошие возможности. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех – лучшее лекарство от усталости на уроке.
И в то же время нельзя  забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости детей. В. Д. Паронджанов, посвятив свою знаменитую книгу «Как улучшить работу ума» проблемам развития интеллекта в условиях информационного общества, справедливо заметил:
«Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения – все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке».
Создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.
   В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка.
Страницы: 1
Вход