Интегра. Комплексное оснащение школ

ФОРУМ
Страницы: 1
Сообщество учителей МОУ Рождественской СОШ Купинского равйона, Здесь будут размещаться разработки уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, проектов
 

Цель: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Задачи:

1.     Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего    

    интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного    

    возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской  

    книгой, обладающего определённой начитанностью.

2.     Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться  

    комической ситуацией.

3.     Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

         4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

5. Воспитывать толерантное  отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация.

Используемые учебные пособия, литература:  

·        Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках.- М.: Школьная библиотека, 2006.-240с.

·        Начальная школа: Справочник школьника: Учеб. изд. для 1-4 кл. /Сост. Бирюкова А.А., Синицына Е.И. – М: Филолог. об- во «Слово»: Компания «Ключ – С»: АСТ, 1999 – 640 с.

·        Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Рус.яз., 1989 – 750 с.

·        Родная речь, 2 класс: Учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений/ М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова - М.: Просвещение, 2006.  

Педагогические технологии:

·        объяснительно – иллюстративного обучения;

·        словесной продуктивной и творческой деятельности;  

·        педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

·        информационно- коммуникативная технология.

   Ожидаемые результаты:

·        повышение активности на уроках;

·        улучшение результатов обучения;

·        развитие творчества у учащихся.

Содержание урока

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Целеполагание.

(Слайд № 2)

-Рассмотрите внимательно фото, и попробуйте понять каким, был человек, изображённый на слайде. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?

-Для кого знакомо имя автора?

-Есть ли у вас дома книги Николая Николаевича Носова?

(Слайд № 3-4)

-Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже познакомились с некоторыми их них.

(Слайд № 5-6-7)

Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, но поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

- Всё ли вам понятно в моём рассказе?

Актёр – артист – исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении

Институт – высшее учебное заведение.

Кинематография – искусство воспроизведения на экране заснятых на плёнку движущихся изображений, которые создают впечатления живой действительности.

Режиссёр – творческий работник, руководитель театральных, зрелищных программ.

Ровесник – человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник.

-Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.

(Слайд № 8-9)

По его произведениям созданы мультипликационные фильмы.

(Слайд № 10)

-Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

-А вот  автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

-С чего начнем работу?  

-Что для этого нужно сделать?  

-Чему я учусь сегодня на уроке?  

- Как учиться читать?

3. Прогнозирование содержания по заголовку.

-Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)

Словарная работа

-В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение

(Слайд № 11)

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть - ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

4. Физминутка

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

5. Чтение учителем + прогнозирование развития сюжета.

(Читают учитель и хорошо читающие дети, остальные учащиеся следят по тексту. В ходе чтения учитель делает остановки, дети думают над тем, как дальше будут развиваться события.)

- Читать текст будем по частям, с остановками.

Чтение 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”)

- Что произойдет дальше?

Чтение 2-ой части (до слов “Вовка за ним”)

- Как далее будут развиваться события?

Что шляпа будет делать в дальнейшем?

-Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри”)

Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

- Как далее будут развиваться события?

-Возвратятся ли ребята в комнату?

-Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?

Чтение 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)

- Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

(Слайд № 12)

5-я часть (рассказывает учитель)

6. Анализ произведения, выборочное чтение.

-Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков?

- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?  Докажите словами из текста.

- А читатели?

-Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу.

- Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

- Какие они были по характеру?

Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте  проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.

- Что же испугало мальчиков?

- Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.

- Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно?

-Как можно побороть свой страх?

- Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

(Слайд № 13)

·        Волков бояться – в лес не ходить.

·        Семь раз отмерь – один раз отрежь.

·        У страха глаза велики.

-Определите идею (главную мысль рассказа).

-Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.

- Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу?

 Найдите слова, характеризующие их поведение.

Запись на доске:  1. Испугались

- Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу?

- Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение?

 Давайте прочитаем диалог на кухне.

- Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?

Запись на доске: 2. Осмелели.

- Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его?

Запись на доске: 3. Обрадовались.

- Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?

- Как автор относится к своим героям?

Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

7. Итог урока. Рефлексия

-Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?

- Можете ли посоветовать  друзьям прочитать это произведение, почему?

-Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?

-Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.

- Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

 

 

Праздник проводился в конце 1 четверти, так как детей ожидают первые каникулы, во время которых нужно не только отдохнуть, набраться сил, но и подумать о безопасности своей жизни на улицах  города.

 

Содержит материалы для классного часа по теме "ДОСААФ"

 

Урок по теме "Предлог" (7-й класс)


 


Цели урока:

Учебная: обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы “Предлог ”.

Развивающая: развитие творчества, логического мышления, речи.

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, чувства коллективизма.

Тип урока: повторение изученного по теме “Предлог”.

Вид урока: урок-соревнование.


 

Оборудование:

  • музыкальное оформление;

     
  • текст-отрывок из “статьи начинающего журналиста”, “Путешествие кошки”;

     
  • карточки с текстами;

     
  • бейджики;

     
  • жетоны;

     
  • орфографические словари;

     
  • подставки под названия газет.

     

Ход урока.

I. Организационный момент.

Класс заранее делится на три команды, ребята придумывают названия команд, в которых есть предлоги.

II. Работа по теме урока.

Ребята, сегодня на уроке мы повторим пройденный материал по теме “Предлог", но сделаем это в необычной форме. Представьте, что наш класс - это редакция газеты. У нас в редакции собрались представители трех газет: журналисты, корректоры - работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы - самые главные и ответственные лица, а также - секретари - машинистки.

Представьте нам, пожалуйста, названия своих газет. Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро и тихо, чтобы не мешать другим.

1) Редакторский отдел.

В типографии невнимательно набрали материалы. Когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что некоторые слова (предлоги) написаны неправильно.

У каждой команды на столе лежит вариант статьи. Ваша задача: отредактировать текст и подготовить его к публикации, то есть предлоги, заключенные в скобки, написать правильно. Итак, кто быстрее и правильнее выполнит задание, получит жетон. Время пошло!

Статья.

(В) республиканском Центре детского творчества прошёл праздник фольклора – традиционный детский фестиваль “Золотые россыпи-2006”. (В) нём приняли участие 15 творческих коллективов (из) всех районов республики, прошедшие районные отборочные туры (в) течение января.

(В) этом году фестиваль посвящён 250-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав России. (В) связи с этим по итогам научно – исследовательской работы учащихся республики было решено добавить номинацию “Фольклорное наследие моего села”. Итоги фестиваля подводило компетентное жюри, (в) состав которого вошли профессиональные музыканты, учёные-фольклористы, хореограф и краевед.

Выступление ансамбля “Кюлей”из Усть–Канского района, (по) мнению жюри, было на высоте. Главная идея выступления - дружба между алтайским и русским народами должна быть крепкой, как горы Алтая. Хлеб (с) солью, фигурировавшие в импровизированной встрече двух народов, тому подтверждение. В целом все члены жюри отметили, что получили настоящее удовольствие (от) каждого выступления.

Наши земляки в номинации “Фольклорное наследие моего села” разделили 3 место (с) коллективом “Башпарак” (из) республиканской гимназии. Молодцы, ребята!

А теперь давайте проверим, что получилось у работников газеты “...". Они уже выполнили задание. (Один из учеников читает выразительно). Замечательно! Вы молодцы!

2) Игра “Дешифровка”.

Представьте, что вы получили телеграмму. Как вы знаете, в телеграммах пропускаются предлоги и знаки препинания для экономии. Ваша задача — расшифровать телеграмму, вставляя предлоги и расставляя знаки препинания.

1. Конце месяца мы мамой приедем тебе гости.

(Ответ. В конце месяца мы с мамой приедем к тебе в гости.)

С какими ещё частями речи, кроме имён существительных, могут употребляться предлоги? (посмотрите в предыдущем тексте).

Вывод: предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями и числительными. Но никогда не употребляются с глаголами, прилагательными, наречиями.

3) Машинописное бюро.

А сейчас мы побываем в машинописном бюро, и я расскажу вам про одного хитренького секретаря.

Он не любил печатать много букв, а всегда, если это было возможно, заменял какое-нибудь длинное слово на более короткое.

Давайте и мы попробуем так сделать, а вдруг получится? Я буду читать предлоги, а вы записывайте соответствующие им по значению, но более короткие.

  1. Вследствие (= по причине)

     
  2. Наподобие (= подобно, вроде)

     
  3. Насчёт (= о)

     
  4. Ввиду (= из-за)

Предлоги для замены: 1. Из-за, 2. По причине, 3. О, 4. Подобно, 5. Вроде.

(Ответы: 1-2, 2-4,5, 3-3, 4-1).

/Вручить жетон победившей команде./

4) Динамическая пауза.

(Производственная гимнастика)

5) Отдел “Справочное бюро”

В редакции газеты “______________” есть рубрика “Справочное бюро”. Послушаем её сотрудника.

Знаете ли вы, что…

Предлог ради происходит от древнего глагола радъти - “заботиться”.

В старину существовало общеславянское существительное крома – “граница, край” (сравните современное кромка). От местного падежа этого существительного и произошёл предлог кроме с первичным значением “с краю, не входя в общее число”.

Слово пръкъ в старославянском языке обозначало “спор, запрет” (сравните современные слова упрёк, прекословить). От слияния предлога во с этим существительным в винительном падеже и произошёл современный предлог вопреки чему – либо.

Составьте с предлогами кроме и вопреки словосочетания или предложения.

6) Важное спецзадание

Мы продолжаем наше сотрудничество.

Сейчас от каждой газеты вы должны отправить на спецзадание одного журналиста. Вы знаете, что хороший журналист знает, как лучше сформулировать вопрос, в совершенстве владеет не только письменной и устной речью, но и орфоэпическими нормами.

Я буду называть начало словосочетания с предлогом, а вы продолжите его, поставив зависимое слово в нужном падеже:

  • Выросла благодаря (кому?) (маме, бабушке…)

     
  • Зазеленела благодаря (чему?) (дождям, солнышку, теплу…)

     
  • Поспешили вопреки (чему?) (традициям, обычаям, привычкам…)

     
  • Сделал наперекор (кому?) (маме, бабушке, брату…)

     
  • Посеяли наперекор (чему?) (погоде, прогнозам, предсказаниям).

     
  • Шёл навстречу (кому?) (маме, бабушке, папе, сестре…).

В каком стиле речи чаще всего используются предлоги, с которыми мы сейчас работали? (В официально – деловом ). А теперь поработаем корректорами.

7) Поработаем корректорами.

На карточках написан текст - отрывок из рассказа начинающего журналиста. В нём допущены некоторые ошибки. Будьте внимательны! (Задание выполняется 5 мин.) (Взаимопроверка по листкам с ответами).

Спишите текст, указывая над словами со скобками части речи. Сделайте вывод: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно?

Одна кошка в первые по шла поулице. Про йдя немного, она за метила дом и за глянула вокно, вкотором только что за горелся свет. Вкомнате кошка у видела устола пятерых детей. Наодном был маскарадный костюм. Кошка за бралась надерево и стала на блюдать задетьми.

Проверка: 17 ошибок.

1. Впервые – наречие, 2. Пошла – глагол, 3. По улице - предлог + имя существительное, 4. Пройдя – деепричастие, 5. Заметила – глагол, 6. Заглянула – глагол, 7. В окно - предлог + имя существительное, 8. В котором - предлог + местоимение, 9. Загорелся – глагол, 10. В комнате - предлог + имя существительное, 11. Увидела – глагол, 12. У стола - предлог + имя существительное, 13. На одном - предлог + имя числительное. 14. Забралась – глагол, 15. На дерево - предлог + имя существительное, 16. Наблюдать – глагол, 17. За детьми - предлог + имя существительное.

Сделайте вывод: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно?

Вывод: предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями и числительными. Но никогда не употребляются с глаголами, прилагательными, наречиями.

Редакторы сообщают количество набранных жетонов и ставят оценки вместе с учителем.

Остальные выполняют задание №8.

8) Коллективная работа.

Выберите правильное словосочетание.

Учиться на______________, жить на___________,

приехать в ___________, прийти из _____________ ;

прийти с___________.

(Факультете иностранных языков, техникуме, курсах; Грузии, Кавказе, Молдавии, Сибирь, Европу, Урал, магазина, школы, работы).

III. Подведение итогов урока.

Настал момент подведения итогов. Больше всего жетонов набрали работники газеты “......”. Молодцы! Они знают свое дело.

Спасибо и остальным ребятам, участвующим сегодня в работе нашей редакции.

(Оценки)

Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!

IV. Домашнее задание.

  1. Вспомнить и записать 5-7 фразеологизмов с предлогами.

     
  2. Для рубрики “Объявления и реклама” сочинить объявление о знакомстве, продаже, рекламу (можно юмористические), при этом нужно использовать как можно больше предлогов.

     
  3. Ответить на вопросы викторины.

Викторина.

  1. Какие предлоги могут быть и наречиями?

     
  2. Какой предлог употребляется при указании на приблизительную меру, примерное количество?

     
  3. Какие предлоги однозвучны с приставками?

     
  4. Какой предлог может употребляться с существительными в трёх различных падежах?

     
  5. От каких предлогов можно образовать существительные, прилагательные и глаголы?

     
  6. Вспомните предлоги – омонимы, состоящие из одного звука.

     
  7. Подберите несколько антонимичных предлогов.

     
  8. Назовите предлоги, которые могут быть и деепричастиями в предложении. Приведите такие примеры, как они будут писаться в этом случае?

     
  9. Каким падежом управляют предлоги согласно, наперекор, благодаря? Раскройте скобки и поставьте существительные в нужном падеже: согласно (распоряжение, заявление), наперекор (судьба, стихия), благодаря (забота, друзья).

 

Тема урока: « Как важно вовремя успеть…»

Подготовка к сочинению-рассуждению

Цели:

  • обобщить и расширить представление о типе речи рассуждении, закрепить формирование навыков рассуждения;

     
  • формировать общечеловеческие нравственные ценности;

     
  • учиться находить аргументы для доказательства собственного мнения

     
  • развивать умение письменного и устного убеждения, навыки монологической речи

     

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство

Оборудование: компьютер, презентация, репродукции картин Рембрандта, раздаточный материал

Ход урока

  1. Оргмомент Слайд 1

     
  2. Ребята, сегодня у нас урок подготовки к сочинению-рассуждению. Мы должны повторить композицию сочинения-рассуждения, учиться находить доказательства для аргументации собственного мнения и делать выводы, поразмышлять над вопросами, которые волновали и продолжают волновать людей.

     

  1. Актуализация знаний

     

В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей не хватает минутки остановиться, подумать, оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка.

- Внимание на экран

Просмотр фрагмента кинофильма «Чучело»

Итак, ребята, на экране ваши ровесники, такие же девчонки и мальчишки 13-ти лет.

- Что вы можете сказать об увиденном? Оцените поведение детей ( проявляют жестокость, безразличие, эгоизм, равнодушие, лишены сострадания)

- Почему мог произойти такой случай?

- Почему бездушие, жестокость стали нормальными?

Да, мы, люди, наделены разными качествами: и хорошими, и плохими. Но чтобы не быть похожими на этих детей, чтобы называть себя человеком, как вы думаете, какие качества нужны?

«Красота светит всем, но не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное,  *  хорошее». Сегодня я приглашаю вас к разговору о чувстве, которое, возможно, стало непопулярным, но таким необходимым в настоящее время, по словам известного писателя Даниила Гранина, - о милосердии.

- Как вы понимаете это слово? Приведите примеры проявления милосердия

(Милосердие – готовность помочь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия) Слайд 2

- А нужно ли милосердие в нашей жизни?

(ответы учащихся)

Из работы учеников

1) Милосердие, в моем понимании, — совокупность человеческих качеств, воспитываемых с самого детства, — уважения, сострадания, любви, если хотите. Где ему место? Везде. Так должно быть!

2) В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи.

3) В стихотворении "Памятник" А.С. Пушкин подводит итог своей поэзии:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.

4) Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

  1. Подготовка к сочинению – рассуждению Слайд 3

     

Итак, ребята, цель нашего урока – подготовка к сочинению – рассуждению по данному тезису «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» (Зигфрид Ленц). Но прежде всего, вспомним композицию сочинения – рассуждения

Слайд 4

Итак, тезис дан. Нам остается подобрать аргументы и сделать вывод.

  1. Работа в группах

     

Для этого разделимся на группы:

1 группа анализирует евангельские притчи «Возвращение блудного сына» и «Добрый самарянин». Ваша задача – познакомиться с текстами и ответить на вопрос: «Какой нравственный урок дают эти притчи?»

2 группа работает с репродукциями картин великого голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына» и «Добрый самарянин».

Ваша задача – подумать, какой жизненный урок дают картины Рембрандта?

3 группа подберет материал о людях, посвятивших себя, свою жизнь служению окружающим.

Ваша задача – сделать вывод: зачем люди жертвуют собой ради благополучия других?

4 группа – опираясь на высказывания великих людей, составить памятку под названием «Жизненные правила»

1 группа

Евангелие – часть Библии. Одним из авторов Евангелия является Лука, спутник апостола Павла. Написал евангельские притчи в 60 году нашей эры. Лука рассказывает людям всех времен и народов о том, чему учил Христос.

Мы с вами знаем, что притча – особый жанр в литературе. Что это за жанр?

Ученики: Притча – небольшой рассказ, в котором в обычном житейском случае заключен глубокий смысл, урок для всех людей.

Попробуем и мы выяснить, какой урок заключен в ней?

Притча о блудном сыне”.

У одного человека было два сына. Младший сын сказал своему отцу: “Отец, дай мне мою часть имения”. И отец разделил имение между сыновьями. Вскоре младший сын собрал всё, что у него было, и отправился в далёкую страну. Там он растратил всё своё богатство на распутную жизнь, и, когда у него уже ничего не осталось, в той стране начался сильный голод. Он оказался в нужде, пошёл и нанялся к одному из жителей страны пасти свиней. Он так голодал, что рад был набить желудок хоть помоями, которыми кормили свиней, но и тех ему не давали. И, опомнившись, он сказал: “Сколько слуг в доме моего отца, и у них достаточно пищи, а я здесь умираю от голода! Пойду и возвращусь к моему отцу и скажу ему: отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном, но найми меня хоть в слуги”. И он пошёл к своему отцу. Когда он был ещё далеко, отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать его. Сын сказал: “Отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном”. Но отец сказал своим слугам: “Идите быстрее, принесите лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного телёнка и зарежьте его, сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мёртв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашёлся!” И они начали праздновать. Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он позвал одного из слуг и спросил его, что там происходит. “Твой брат пришёл, – ответил ему тот, – и отец твой зарезал откормленного телёнка, потому что сын его здоров и всё с ним благополучно”. Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын ответил: “Все эти годы я работал на тебя, как раб, и всегда исполнял то, что ты говорил. Ты же никогда не зарезал для меня даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. Но когда этот твой сын, который растратил твоё имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного телёнка!” “Сын мой, – сказал тогда отец, – ты ведь всегда со мной, и всё, что у меня есть, – всё твоё. Но мы должны радоваться тому, что твой брат был мёртв, а сейчас он опять жив, был потерян и нашёлся!”

Краткое содержание

Иисус рассказывает притчу о сыне, который получает у отца свою часть имения и расточает ее в дальней стороне, живя распутно. Когда, собравшись с духом, он возвращается домой, отец сразу прощает его и принимает с радостью.

- Как вы думаете, почему отец простил сына? Как он это объяснил?

Отец понял, что раскаяние сына искренне. Если человек искренен в своем раскаянии, то он достоин прощения.

- Что означает слово «блудный»?

Заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Это человек, заблудившийся на жизненном пути. Сын в притче был мертв духовно. Отец думал, что сын его мог погибнуть, стать окончательным грешником. А грешный человек – все равно что мертвый человек. Но сын раскаялся, то есть ожил.

- В чем заключается смысл данной притчи? Каков ее нравственный урок?

Каждый человек может ошибиться, оступиться, встать на путь греха. Но нужно вовремя понять это, искренне раскаяться, попросить прощения, а кому-то проявить милосердие, сострадание к заблудшему. Помочь одному нуждающемуся важнее, чем многим, которые в этом не нуждаются.

- Вспомните, совершив какую-то ошибку, вы идете к родителям. Зачем? Чего вы ждете?

(прощения)

Оказание помощи нуждающемуся доставляет радость. Как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением.

«Притча о добром самарянине»

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему:
в законе что написано? Как читаешь?
Он сказал в ответ:
возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему:
правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:
а кто мой ближний?
На это сказал Иисус:
некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал:
оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

- О чем рассказывает притча и чему она учит?

Притча рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина — представителя презираемой евреями этнической группы. Данная притча показывает, что «примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий».

- Что означает слово «ближний»?

Притча есть «назидание о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви…»

Милосердие – вечная тема. Она нашла отражение не только в памятниках письменности, но и на полотнах великих художников.

2 группа Слайд 5

Гордостью коллекции Эрмитажа является знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына».

В доме холодно, пусто и сыро.
Дождь и ветер стучат о порог.
Возвращение блудного сына
Пишет Рембрандт, кончается срок.
Не слышны приглушённые звуки,
На холсте и в округе темно, -
Лишь отца освещённые руки
Да лица световое пятно.
Не вернуться. Живём по-другому.
Не округла, как прежде, земля.
Разрушение отчего дома –
Как сожжение корабля.
Запустение, тьма, паутина,
Шорох капель и чаячий крик.
И предсмертную пишет картину
Одинокий и скорбный старик.

А.Городницкий

- Какой момент запечатлен на картине и какой урок дает Рембрандт своим величайшим произведением?

Учитель: Как вы думаете, чьи чувства важнее для художника, чьи эмоции он хочет показать в картине? Почему вы так решили?

Ученики: Для художника важнее чувства отца, потому что его мировосприятие ближе Рембрандту (в момент создания картины он сам был стариком). Кроме того, именно его лицо показывает зрителям автор, сын стоит спиной к нам.

Учитель: Как вы думаете, какие чувства наполняют душу отца?

Ученики: Радость от возвращения сына, грусть, потому что он видит, в каком состоянии сын, чувствует, сколько ему пришлось пережить. Отец руками обнял сына, как бы защищая его от всего плохого, что случилось и могло ещё случиться.

Предполагаемый ответ учеников

В одной из притч рассказывается о сыне, покинувшем кров родительского дома ради веселой и беззаботной жизни. Претерпев множество невзгод, юноша вернулся домой. Старик отец, ослепший за эти годы, принял его в свои объятия, простив ему свое горе и одиночество. Рембрандт изобразил отца дряхлым и слабым. Его невидящие глаза полны одновременно и страдания и просветленной радости. Старик опускает свои ласкающие и прощающие руки на плечи сына. Руки бережно и любовно ощупывают коленопреклоненного мужчину. Вид последнего особенно жалок: голова покрыта коростой, израненные ноги загрубели и опухли, некогда нарядная одежда лохмотьями падает с плеч. Его лица почти не видно. Он весь замер у ног отца, благодарно прижавшись к его коленям.

Отец – один из самых незабываемых образов Рембрандта. Все в нем – сострадание и всепрощение.

Отец производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано об этом. Слепота отца – это его душевное состояние. Он ничего не видит, кроме того, кого долгие годы ждал. Безграничная любовь и радость захватили его. У него нет сил обнять сына, он лишь кладет руки на него, прощая, благословляя и защищая его. Нежность, ожидание, вера, любовь – все выражено в этих руках. Зрячие руки отца передают любовь.

Живописный строй картины, поражая необычным богатством золотистых и коричневых тонов, передает душевное напряжение центральных образов. Краски рембрандтской палитры, как огни, зажигаются на одеждах и тканях, золотят фон и тела людей. Светоносными становятся даже лохмотья одежды блудного сына.

- Что же должно быть главным во взаимоотношениях между людьми?

Любовь.

В евангельских притчах Рембрандт стремится найти близкое каждому человеку. Идея всепрощающей любви.

Вывод: этим произведением Рембрандт дает великий урок любви к человеку, понимания его и прощения. Глубокая человечность и призыв к состраданию, великодушие наполняют картину художника. Прощение очень важно в жизни человека.

Притча о блудном сыне использована многими художниками. Но ни одному из них не дано было возвыситься до той степени духовного обобщения, где скорбь, радость, милосердие, надежда, любовь, раскаяние сливаются в одну молчаливую человеческую трагедию.

3 группа

Оказывается и в настоящее время есть немало фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души.

- Расскажите о людях, посвятивших себя служению другим

Мать Тереза Слайд 6

Ее считали святой еще при жизни. Ей выпала нелегкая и радостная доля нести людям – в который раз! – благую весть, что Бог есть любовь и что смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым.
В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили.

Слайд 7

Принцесса Диана Слайд 8

 

Замечательная разработка урока! Можно взять себе на заметку.

 

Мне понравился материал, как идея о новом направлении патриатического воспитания через призму исторических событий нашей Родины в судьбе земляков.Спасибо за ресурс.  

"
 

Сценарий мероприятия сделан на высоком профессоинальном уровне. Хочется поприсутствовать на данном уроке. Спасибо.

"
Страницы: 1
Вход