Интегра. Комплексное оснащение школ

ФОРУМ
Страницы: 1 2 След.
Школьный музей, Все, кто любит свой край, увлекается краеведением, является хранителем истории - откликнитесь!
 

Обмен опытом по созданию школьного музея, программ развития музея. Использование школьного музея в патриотическом воспитании школьников.

 
Программа развития музея
 
Нематериальное культурное наследие
 
Работа Карлова Артёма, участника  региональной конференции научного общества школьников "Юниор". С данной работой Артём вошёл в число победителей "Золотой лиги"
 
Предлагаю экскурсию в школьный историко-краеведческий музей, которая знакомит с историей пионерской организации
 
история пионерской организпции
 
стихи для музея
 
История армии в истории моей семьи 22901
 
"Если бы не война..." выступление Соповой Анастасии, ученицы 11 класса на краеведческой конференции в музее "Материнский подвиг в сердцах поколений" 24783
 

Может ли пустая консервная банка стать музейным экспонатом? Может, если это экологически безопасный продукт. В последнее время много говорят о генетически модифицированных продуктах, о сое, о консервантах, но население больше интересуется ценой товара, чем знаками на упвковке. Мы задались целю собирать такие знаки. Ребята приносят в музей продуты не содержащие веществ, опасных для природы и человека, созданные по природосберегающим технологиям. Как отличить истинно безопасную продукцию и знаки чисто рекламные, которым верить нельзя? Экологическая культура должна развиваться и это задача музея. Мы проводим экскурсии для учащихся и детских садов, показываем фильмы, в том числе и созданные нами. Экология - это не страшика для общества. Это интересная и обширная наука.  Может быть кто нибудь еще создает экологический музей?

 

                 Музейная педагогика и экологическое образование.
Экологическое образование переживает серьезный кризис. Еще десять лет назад в базисных, региональных планах можно было встретить полноценный предмет экология, в нашем районе он преподавался в двух десятках школ – теперь в двух и только как спецкурс или факультатив в старших классах. Управление образования в районах и области ликвидируют должности методистов по экологии, а в институтах повышения квалификации нет ни кураторов, ни курсов, ни семинаров. Основная работа перенесена в сферу дополнительного образования - в клубы, детские центры и станции юных натуралистов. Однопредметная модель уступила место многопредметной. Конечно, процесс это не случайный и связан с негативными явлениями в общественной жизни. Где же выход? Нам представляется он лежит в становящейся новой технологии – музейной педагогике. Основная ее идея - в создании особой образовательной среды, в которой совершается аксиологический переход в отношении к культурному и природному наследию. Зачем нужны школьные музеи? Какое образовательное пространство они создают? Что такое музейная педагогика? Чем школьные музеи отличаются от государственных? Как вовлечь школьников в исследовательскую деятельность? На эти и другие вопросы ищут ответы руководители школьных музеев. Экологический музей гимназии №1 Искитимского района – единственный в области по своей направленности. Музей открылся в 2002 году и силами учащихся ежедневно пополняется сотнями экспонатов экологически безопасной продукции, это главный ресурс музея. Кроме того, в музее функционируют гербарий, библиотека «Природа» и школьный микрозаповедник «Титов Лог», создается центр экологической информации района. В фондах и экспозиции музея – натуральная продукция, полученная из природного сырья, используемая в неблагоприятной среде, продукция так называемо «экологически чистая» - не загрязняющая внешней и внутренней среды, не содержащая токсичных материалов, не испытанная на животных, переработанная из вторичного сырья, пригодная к переработке. В особой экспозиции продукция безопасная для внутренней среды человека – безалкогольное пиво, сигареты с различными фильтрами – угольными, прямоточными, снижающими содержание никотина и смолы в табаке в различной степени – последняя информация особенно интересует подростков. В этой же экспозиции продукты, содержащие вещества под буквой «Е» - красители, эмульгаторы, консерванты. Собираем мы продукцию, очищающую воду – различные фильтры.
В этом проявляется главное предназначение музея – формирование экологической культуры в обществе. Однако не следует забывать о подделках. Каждый грамотный человек должен разбираться в экологической символике и определять – какому знаку можно верить, а какому нет – ведь часто фирмы, особенно российские, произвольно присваивают сертификаты в целях рекламы. Множество продукции с экологически достоверной символикой поступает к нам из-за рубежа, например, из скандинавских стран - это поистине целый океан информации и возможностей для формирования высокой экологической культуры, сохранения здоровья природы и человека. Учащиеся просматривают продукты дома в поисках интересной информации, включаются в процесс манипуляции предметами, приносят сотни будущих экспонатов музея прямо на урок и конечно получают оценку в качестве поощрения. Каждый предмет с символикой рассматривается и обсуждается – музейную работу ведут все учащиеся школы, а не только сотрудники, не остаются в стороне родители и многие учителя. Главная особенность школьного музея – в организации поиска экспонатов, чем больше учащихся вовлечены в эту работу, чем больше они увлечены, тем больше педагогический эффект.
Конечно, в нашем музее экскурсии проводят ученики, но поиск - важнее! Возможно, в недалеком будущем российские покупатели станут выбирать продукты не по ценнику, а по символике. Если на коробочке крема не стоит значок с кроликом в треугольнике – его покупать нельзя – при создании такого крема проводили тестирование на животных! Если на упаковки стирального порошка не указано, содержит ли это средство трудно разложимые в природных водах фосфаты - не покупайте такой порошок! Мы верим, что такая экологическая культура будет воспитана!
На наших экскурсиях мы стараемся предоставить посетителям   возможность подержать и природные экспонаты в руках – ощутить весомость костей мамонта, шершавую поверхность коралла. Малыши рады дунуть в чашечки анемометра, покрутить части макета, моделирующего последствия аварии в одном из цехов завода в прошлом, когда экологическим проблемам еще не уделялось столько внимания. Мы тоже стараемся обновлять экспонаты, особенно гербарные. На стенде экологических стратегий внимание школьников привлекает представитель «шакалов» конопля – ее тоже надо потрогать – такова специфика школьных музеев! После экскурсии стараемся вручить всем посетителям, особенно малышам из детских садов, что-нибудь природное – хотя бы красивую еловую шишку, такую приятную на ощупь, и предлагаем дать ей дома вторую жизнь – смастерить лесного человечка, перцептивный канал нужно осваивать как можно более полно.
В нашем музее можно найти сведения о людях, чье творчество способствует воплощению концепции устойчивого развития – таких как академик В.А.Коптюг, таких как профсоюзный лидер В.М.Мамаев, инженеры экологи, ученые – химики.
Так случилось, что мы живем в поселке, созданном при крупном заводе черной металлургии, производящем электроды, понятно, что экологическая обстановка у нас в достаточной степени напряженная. Можно было бы пойти по простому пути и развивать традиционную тему загрязнения воды, почвы и воздуха – бензопирена у нас в окрестностях хватает, и конечно такая информация в музее есть, но она – не главное. На заводе ведется многолетняя борьба за уменьшение выбросов и отходов, хорошо работает разветвленная служба управления защиты окружающей среды, ее научные и технические разработки подтверждены дипломами и патентами. В экспозиции музея – стенды, посвященные экологической политике завода, инженерному творчеству, положительные примеры которого помогают формировать потребность в творчестве у самих школьников. На стенде мониторинга представлены не только заводские приборы, но и исследовательские работы гимназистов, например по биоиндикации и ветру, как экологическому фактору. Творчество инженеров, ученых и школьников призывает и посетителей проявить и свои способности.
Большую роль в формировании экологического сознания учащихся в его главном признаке – субъектном отношении к природе, мы отводим работе с гербарием. Сбор растений в природе, определение, сушка, монтирование гербарных листов включает учащихся в процесс манипуляции природными ценностями в особой образовательной среде, созданной педагогом, но оставляющей ученику значительную степень свободы. На каждом гербарном листе ученики видят фамилии своих братьев и сестер, просто друзей и знакомых, все это воздействует в гораздо большей степени, чем обезличенные пособия, приобретенные в магазине. Еще одним результатом такой работы явилось создание
«Флоры» и «Определителя растений» рабочего поселка Линево. За эти исследования наши гимназисты ежегодно получают дипломы первой степени на научно-практической конференции района. Учебный гербарий используется на уроках биологии и экологии при изучении систематики, морфологии, жизненных форм и стратегий растений, и пополняется в походах и экскурсиях в природные экосистемы, которые стали традиционными в нашей школе. Особую роль мы придаем выполнению проекта «Шипуниха» - исследованию малой реки, протекающей в окрестностях поселка. Мы избегаем любой обыденной информации, такой как лекарственное использование растений, или озеленение – только в непрагматическом отношении к природе формируется экологическое сознание.
В помощь исследователям создана библиотека «Природа», насчитывающая более 1000 томов. В фондах библиотеки хорошая подборка научной литературы – определители растений и атласы, научно- популярные книги по биологии, географии, физике, химии и астрономии. Конечно, есть книги по охране природы, произведения писателей-натуралистов, поэтов – певцов природы, альбомы художников пейзажистов, периодика, альбомы с многочисленными фотографиями природы района и России, собранные учащимися. Фонды используются для проведения библиотечных уроков, формирования навыков при работе с книгой, особенно при подготовке рефератов.
Ежегодно учащиеся гимназии проходят практику в микрозаповеднике «Титов Лог» - филиале музея в природной экосистеме, ведь только в постоянном общении с природой формируется экологическое сознание. Здесь ведется летопись природы, выполняются проекты, зимой – подкормка птиц. К сожалению, в последние годы приходится убеждать местное население не вырубать в заповеднике березы на дрова, но местные хозяйства давно разорились, а лес – источник заработков. Правда и горькая необходимость разносить листовки по домам, расклеивать призывы на столбах по деревенским улицам несет в себе значительный эффект в экологическом воспитании и гимназистов и населения. Эмблема музея – растение из Красной книги области кандык сибирский – оно изображено на печати музея.  Депутаты Искитимского совета согласились с нашими предложениями, и изображение кандыка утвердили в гербе района!
Большую помощь в работе музея, в том числе грантовую, оказывает администрация района.
С открытием музея было создано своеобразное образовательное пространство и это помогает нам преодолеть кризис в преподавании экологии и ставить все новые цели и задачи и успешно решать их.
 

Предоставляю Вашему вниманию историю МОУ Зубовской СОШ. Написана история была в конце 90-х годов прошедшего 20 века по воспоминаниям старейших учителей школы.

 

История школы

 

История села Павлово

 

В нашем школьном музее есть материалы о старейших учителях школы, учительских династиях. Предлагаю вашему вниманию один из них.

 

 В текущем учебном году в работе музея мы особое внимание уделяем встречам с ветеранами войны и труда. В год 65-летия Великой Победы приняли участие в празновании 66-й годовщины снятия блокады Ленинграда, победе под Сталинградом. Тематические выставки отразили документальный материал, пистма сфронта наших земляков, бесценные вещественные памятники: военный котелок солдата, фляжка, ложка, красноармейская книжка, награды наших земляков, полученные за боевые подвиги в те военные годы. Библиотекари провели обзор художественной и мемуарной литературы. На экране шли документальные кадры тех далёких лет. Школьники читали стихи советских поэтов и стихи наших земляков, написанные в окопах войны.  А когда ветеран заиграл на своей старенькой гармони и запел замечательные военные песни, мои ученики поняли, что поколение военных лет всегда на посту. Это здорово, когда школьники могут прикоснуться к живой памяти о тех огненных годах. Сейчас тщательно продумываем проведение выхты Памяти и недели Мужества, которые пройдут в апреле месяце.

 

 Почти сорок лет работаю в сельской школе, а в стране постоянно говорят о том, что учителя у нас нужно поднять на такую высоту..., и т.д. Только сам учитель может подняться на любую высоту, которую он сам себе определил. В нашем музее мы собираем материал об учителях района и нашей школы. Хранится в музее старенькая кашемировая жилетка Климова Александра Фёдоровича. В далёком 1911 году  из Нижегородской губернии захотел приехать в нашу таёжную глушь молоденький паренёк Отец, служивший садовником у барина, рассказал о замыслах сына барину, а тот и отговаривать не стал, просто снял с себя жилетку со словами: "Твоему сыну-учителю она будет как раз кстати". Так и начал свой нелёгкий учительский путь замечательный учитель, работавший и в начальной школе, и инспектором, и заведующим образцовой школой. С женой- простой крестьянкой Прасковьей вырастили троих детей, ставших тоже учителями. И их вторые половинки работали в школе, и внуки получили высшее педагогическое образование. Александр Фёдорович был награждён Орденом Ленина, выезжал на учительские съезды разного уровня. Его близкие рассказывают, что он жил школой, а дома все говорили об учениках, уроках, интересных педагогических находках. До старости он был заядлым охотником, коллекционировал и усовершенствовал стрелковое оружие, фотографировал природу, село, людей, с которыми жил и работал рядом. Мы собрали его личные вещи, фотографии, книги, записи. Удивительно, но его постаревшие уже ученики до сих пор помнят своего учителя.

 

Предлагаю вашему вниманию материалы к проведению внеклассного мероприятия.

 

школьный музей

 

О школьном музее

 

Село моё сибирское

 

История нашего рода: исследование

 

История школы складывается по крупинкам: от урока к уроку; от одной четверти к другой; от первого сентября до последнего звонка и так было с 1943 года по 2010 год и на этом история школы не заканчивается… История школы есть история детства, юности, дружбы – это история маленькой страны.

 

Презентация от музея "Исток"

 

18 мая-всемирный день музеев. Сейчас уже трудно переоценить роль школьного музея в воспитании патриотизма и гражданский качеств. В музее "Родник" в этот день мы проводим праздник, посвящённый обрядам и традициям родного края. Сегдня разучивали народные игры, пили чай из настоящего самовара, заводили патефон, создавали оркестр из стиральной доски, пилы, деревянных ложек. Потом учились бить в пионерский барабан, играть на горне, писать перьевой ручкой. Здорово, когда ребята "вживую" знакомятся с нашей историей.

 

Школьные музеи создаются и ведутся интузиастами своего дела. Оплачивается работа по минимуму и далеко не всем. Но проблема даже не в этом. На оформление школьного музея деньги выделяются крайне редко и тоже далеко не всем. Приходится "крутиться", что-то придумывать. Давайте делиться опытом не только о собирании материала, но и о том как правильно, "дешево и сердито", с наименьшими затратами можно оформить экспозиции и т.п.

 

Опояски - часть национального костюма

IMG_1430.JPG (39.24 КБ)
 

В  этом году наше об'единение "Поиск"участвовало в районном конкурсе "Виртуальный музей", создали презентацию-путеводитель по школьному музею. Заняли первое место. К сожалению,  об' ем не позволяет разместить полностью путеводитель. Представляю небольшое выступление на региональой научно-практической конференции в феврвле 2010 г.  о нашем  музее.

 

    Рассказ о Кочкине Николае Петровиче, пропавшем без вести в 1944 году.

 

Предлагаю Вашему вниманию презентацию ученицы 8 класса Автушенко Любови по истории своего края...

 

поисково-исследовательская раборта ученика 5 класса Шестопалова Захара (ДО "Поиск", Борцовская СОШ)

 

Создать музей никогда не поздно. Мы в свой музей начали собирать экспонаты с 2003 г. В 2009 г. музей  паспортизировали. У нас открыты экспозиции:

1."Символы советской эпохи" (Знамена, вымпелы, значки, документы, все, что связано с советской идеологией).

2. Фрагмент жилой комнаты первой половины ХХ в. (Этажерка, патефон, круглый стол и др. предметы).

3.Предметы быта сибирских крестьян.

4. Гончарное производство.

5. Уголок природы.

6. "Боевая слава".

Экспозиции меняем каждый год. Экспонатов для этого достаточно - более 500.

Откройте свой музей. Вчерашний день это уже история.

 

В ноябре месяце был открыт второй зал школьного краеведческого музея. Выиграли грант "Память жива, её хранители - дети".

 

Наш школьный музей функционирует с 2004 года.

2009-2010 учебный год явился для меня первым в роли смотрителя музея. Если честно - очень тяжело. Раньше должность называлась руководитель музея, а теперь - смотритель, зарплата смешная , а требования остались прежние.

http://s_shegl.cha.edu54.ru/p22aa1.html

 

Приглашаю всех желающих в новое сообщество "Искусство родного края". Второй год в школах нашей области преподается новый предмет регионального компонента. Если Вам есть чем поделиться по данной теме со своими коллегами присоединяйтесь: http://www.edu54.ru/node/116523

 

                                                               15 ноября в Гимназии №1

                                                                     Фото в Альбоме

В нашем Экологическом музее традиционно отмечали Всемирный день вторичной переработки продукции. Экскурсоводы музея просвещали всю школу в экспозициях экологической безопасности. Каждый культурный человек должен знать экологические знаки на упаковках, брать продукцию, изготовленную из вторичного сырья. Мы агитировали отказаться в этот день от использования одноразовых пакетов в магазинах, нужно приходить в магазин с сумкой. Фонды музея пополнились новыми экспонатами с экологической символикой. Может кто-нибудь начнет собирать такую экспозицию и в других школах? Мы рады были бы сотрудничать!

 

 

Словарь музееведа
Аттрактивность– способность предмета привлекать внимание своими внешними особенностями (формой, размером, цветом) или своей художественной и исторической ценностями.
Ансамблевая экспозиция – сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: музей под открытым небом, крестьянская изба, партизанская землянка и т.д.
Вспомогательный фонд – материалы, изготовленные для нужд экспозиции: схемы, диаграммы, муляжи, модели, репродукции, ксеро- фотокопии, макеты, тексты и т.д.
Деблетный фонд – фонд, состоящий из типовых предметов, в нескольких экземплярах.
Информационный потенциал предмета – это вся совокупность сведений о музейном предмете и его среде бытования, выявленных в ходе источниковедческого анализа.
Классификация музейных предметов – это деление всего объема нужных музею предметов на группы по признакам родства и различия.
Коллекционный фонд– ядро основного фонда, включает музейные предметы, имеющиеся в музеи в единственном экземпляре, и по одному лучшему, имеющихся в нескольких экземплярах.
Комплектование фондов – один из основных видов деятельности музея, важнейшее звено в процессе документирования развития общества.
Консервация музейных предметов - сохранение предметов путем создания определенного режима хранения, тормозящего процесс их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим закреплением предметов.
Музееведение – общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как общественный институт, его социальные функции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях.
Музей исторически обусловленный многофункциональный институт социальный информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопление и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных целях.
Музейная коллекция – совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный, часто художественный интерес, как единое целое.
Музейная педагогика это общественно-научная, специальная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса воспитания и образования.
Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Музейное дело – специфическая сфера общественной деятельности, имеющая отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом.
Музейный каталог это аннотированный перечень входящих в фонды предметов, расположенных в определенном порядке, складывающимся в процессе их систематизации.
Музейный предмет – это привлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительное время сохраняться. Он является носителем социальной или естественнонаучной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью, частью национального богатства.
Музейный фондсовокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Новодел– точная копия памятника материальной культуры, выполненная в материале и в размере оригинала.
Обменный фонд – фонд предметов, в которых данный музей не нуждается.
Основной фонд музея – все подлинные памятники материальной и духовной культуры, а также памятники природы, являющиеся первоисточником наших знаний по истории общества и природы.
Предмет музееведения – круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций по средствам музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела.
Раритет– редкие предметы, что дает основание отнести их к памятникам материальной культуры.
Реставрация музейных предметов – восстановление облика предмета, максимально приближающегося к первоначальному, посредством устранения искажений предмета, происходящих в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений.
Система фондовой документации – это взаимосвязанная совокупность документов, составляемых по установленным формам в процессе учета фондов, их классификации и систематизации, физической охраны, необходимая для выполнения музеем его социальных функций.
Состав фондов музея организация фондов, разделяющая их в соответствии со значением предметов для науки и культуры в целом, а также с деятельностью самого музея и определяющая юридическое положение предметов.
Структура фондов музеяорганизация фондов, основанная на взаимосвязях предметов и направленная на создание условий, максимально удобных для изучения, пополнения, хранения и использования.
Типовой музейный предмет – музейный предмет, отражающий типичное явление и обладающий свойствами, характерными для большого числа предметов, существующих в настоящее время.  
Уникальный музейный предмет это предмет, существующий в настоящее время в единственном или в очень ограниченном числе и обладающий особой исторической или культурной ценностью.
Хранение один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции.
Экскурсия коллективный осмотр музея или немузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста -экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.
Экспрессивность – выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие.
 

Поздравляю всех с Рождеством Христовым!

137444
 

 

 

 

В этом году нашему школьному музею исполняется 30 лет, бессменным руководителем которого является Сологуб Нина Александровна!

 

На грани Барабинской и Кулундинской степей, вдали от железной дороги, на стыке трёх районов ( Карасукского, Доволенского и Краснозерского ), а когда-то трёх уездов, стоит село Лотошное. Ему 148 лет.
По рассказам старожилов, примерно в 1863 году крестьянин деревни Локти Карасукской волости Андрей Кайгородов, углубляясь на север, в незаселённую тогда лесостепь, в тихий летний полдень набрёл на пресное озеро, круглое , как небо в ясный день. На берегу озера Андрей основал заимку, стал разводить скот, пахать сохой землю, ловить карасей.
В девяностых годах через Сибирь провели железную дорогу. По ней с Украины и разных губерний России хлынули переселенцы, их гнали в Сибирь нужда и безземелье. Особенно много пришло из Лубенского, Пирятинского и Хорольского уездов Полтавской губернии.
Так началась история жизни сибирского села, села, хранившего свою особенную традиционную культуру.
Шли годы, менялись взгляды на историю, происходили новые исторические события – всё это отражалось на развитии села и его культуры.
С конца 80-х годов прошлого столетия почти не встретишь украинских хаток крытых камышом, колодцев- «журавлей», в разговоре современной молодежи не слышно традиционного хохляцкого говорка. Дети редко интересовались историей родного села.
В 2001 году по инициативе учащихся и педагогов Лотошанской школы был создан школьный историко – краеведческий музей. Именно школьный музей становится центром традиционной народной культуры, хранителем богатых духовных основ. Школьный музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории и природы края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создаёт благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Наш долг сохранить для будущих поколений всё ценное и достойное. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьном музее ребёнок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.
Если бы меня спросили, что такое музей, я бы сказала, что это место, где можно встретиться с прошлым. В музее хранится то, что было задолго до нашего появления, то, что осталось от былых времен и в наше время имеет большую историческую и культурную ценность.   Наш историко-краеведческий музей представляет большой материал по сохранению традиционной народной культуры. В музее разработан тематико-экспозиционный план и открыты выставки. Основой внеклассн6ой воспитательной формой работы музея являются экскурсии. Перед экскурсией в музей воз­никает ощущение предстоящей встречи с чем-то необычным и особенным. Тематика экскурсий бывает разной: это может быть обзорная экскурсия, с просмотром всех экспозиций, так и тематическая, касающаяся определённой тематики раздела.
Цель экспозиционно- тематической деятельности:
- Сохранение для учащихся традиционной культуры через представление истории села и школы.
Для реализации цели определены следующие задачи: разработать и открыть экспозиции, приобщить учащихся к изучению истории родного села и сохранению традиционной культуры, усилить роль музея в духовно – нравственном и патриотическом воспитании учащихся.
Светло и уютно в школьном музее. От белёных рушников, от выбитых наволочек и шторок на окнах свой особый свет, умиротворяющий. Говорят, что вещи тоже умеют гхранить память: о руках, что их сотворили, о доме, где « жили», хозяевах, которым служили. Не оттого ли влечёт музей любознательных ребятишек? Дети смотрят, спрашивают. Трогать экспонаты нельзя, но так хочется прикоснуться, ощутить теплоту ткани, гладкость отполированного дерева, шершавость уставшего металла. Вот свадебное платье: простенькое ситцевое, совсем не похожее на шикарные сегодняшние, вот лагушка – прообраз нынешнего термоса, а это – целая галерея утюгов, прялки, комод, детские кроватки –люльки, колыска.
Первый зал музея посвящён интерьеру жилища и быту прошлого века. Вещами, размещёнными в нём, когда – то пользовались деды и прадеды сегодняшних школьников. Какие – то отыскали дети, что – то, как реликвию, передали взрослые. В музей на уроки приходят целыми классами. Тем для разговора предостаточно: « История керосиновой лампы», « Старичок буфет и мебель прошлых лет», « Из истории утюга», « Об особенностях русской и украинской вышивок» , « Обряды», «Предметы сельского труда и быта», « Кто говорит в часах тик-так», « Деньга – денежка».
Во втором зале размещены экспонаты, рассказывающие о людях, которыми гордится школа, а значит, и все лотошанцы. Мы ценим вклады земляков, умеем и хотим рассказать о многих. Большой материал собран о первой учительнице села П.М. Богатырёвой, выпускнице епархиального училища при Томском Иоанно- Предтеченском женском монастыре, посвятившей Лотошному всю свою жизнь, воспитавшей многих и многих замечательных людей, так же, как и она, преданных селу, памяти о нём. О последователях её благородного труда, о выпускниках маленькой сельской школы, людях различных профессий и званий, прославивших свою малую родину, рассказывает стенд « Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»
Война… Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жёны  не дождались мужей, дети остались без отцов. Разрушенные сёла, города, царствующие голод и холод – всюду горе и слёзы.
   О народных подвигах нам и нашим детям будут рассказывать книги, фильмы, старые фотографии, воспоминания тех, кому посчастливилось дожить до Победы. И мы должны сохранить эти сведения для наших потомков. В нашем историко – краеведческом музее Великой Отечественной войне посвящён большой материал.
К 65-летию Победы в музее был разработан тематико-экспозийионный план и открыты выставки. На этих выставках представлены фотографии, письма, документы, книги из истории Великой Отечественной войны.
Стенд « Уходил на войну сибиряк» рассказывает об наших односельчанах, участниках Великой Отечественной войны, экспозиция « Помни нас, Россия» посвящена памяти старшего поколения, воевавшего в ВОВ, и молодого, принимавшего участия в локальных войнах. В музее имеются личные карточки на каждого участника Великой Отечественной войны, собранные учащимися в ходе поисковой работы.
Лотошане , призванные в первые дни войны, попали в одну дивизию. В январе 1942 года дивизию двинули на фронт, и она, пройдя походным порядком около ста двадцати километров, 22 февраля 1942 года с ходу вступила в бой в Нелидовском районе, севернее города Калинина. Дивизия понесла большие потери. В этих боях у Шарки и Жиглицы отдали свою жизнь за Родину многие лотошане первого призыва. В музее хранится письмо красных следопытов из села Никольское Нелидовсого района, они прислали фотографию памятника на братской могиле, где захоронены тела погибших лотошан.
В дар музею Москаленко Г.И было передано фронтовое письмо отца, которое послужило для создания экспозиции « Письмо с фронта»
В историко-краеведческом музее представлен материал о жизни и деятельности детского дома, который действовал в период с 1944 по 1954гг в с. Лотошное.
Перед прошлым мы почтительно склоняем голову. Мы чтим память директора школы Тараненко Николая Матвеевича, который в 1941 году был призван на фронт и геройски погиб в бою.
Материалы музея часто используют учителя предметники ( истории, рисования, технологии, начальные классы, русского языка и литературы), для своих уроков.
Работа музея – это и возрождение традиционных ремесленных практик. Девочки учатся вышивать крестиком, гладью, вязать крючком.
Именно в музее возрождается система местных праздников и культуры празднования. Постоянно в музее проходят праздники : « Осенние праздники в деревне», « Широкая Масленница», «Гуляй на святки, без оглядки», « Пасха» и др.
У нас есть и уникальные вещи: вышивки и тканные холсты 1920 г, старинные иконы, фотография 1915г, книги 1857 года издания, личные вещи, письма, фото первой учительницы села П.М. Богатырёвой.
Через экспонаты школьного музея  учащиеся знакомятся с 148 – летней историей своего родного села, с его особенной традиционной культурой. Через приобщение к отечественной истории и культуре происходит осознание ребенком собственной личности. Музей вызывает интерес к прошлому народа, к памятникам старины. Школьный музей может и должен соединить разорванную связь между поколениями, эпохами.
 

МБОУ Лотошанская СОШ историко - краеведческий музей

 

подготовительный класс в музее

DSCN0079_0.jpg (1.91 МБ)
 

Музей в школе

 

В августе будет отмечаться одна из трагических дат в истории нашей страны, 70 лет депортации поволжских немцев в районны Сибири и Казахстана.

 

Сценарий классного часа по материалам школьного музея "Есть такая профессия  Родину защищать. Наши земляки - офицеры" (ДО "Поиск" Борцовская СОШ Тогучинский район)

 

документация музея

 

МОУ Николаевская СОШ историко-краеведческий музей

 

+ анализ деятельности музея за учебный год

Страницы: 1 2 След.
Вход