Интегра. Комплексное оснащение школ

ФОРУМ
Страницы: 1 2 След.
Многосенсорность обучения, Многосенсорность обучения как осуществление индивидуализации. Уроки-практикумы, практическая деятельность учащихся начальных классов.
 

Люди по способам восприятия информации делятся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов. У детей начальных классов лучше развит кинестетический канал восприятия информации. Ученик - кинестетик чаще всего неуспешен в учебной деятельности. Как помочь такому ученику?  Сообщество призвано объединить учителей, желающих работать многосенсорно.

 

 "Где и как найти километр"

 

  Диагностика активности "Вход - выход" (по Свассинт и Барб)

 Цель этой диагностики - определить различие в лёгкости запоминания и восстановления информации в разных модальностях. Модальностью "входа"  называется сенсорный канал, по которому поступает информация. Модальность "выхода" - сенсорный канал, по которому демонстрируется запоминание (понимание) данной информации.

  Инструкция:

  1. Выберите предметы, которые легко определяются как визуально, так и кинестетически (например: пуговицы, скрепки, камешки ... каждого по два).
  2. Разделите этот набор на две одинаковые части. Сядьте за стол лицом друг другу, поставьте на стол ширму-перегородку.
  3. Положите любые 4 предмета перед ширмой. Убрав на непродолжительное время ширму, покажите ученику свой набор предметов и попросите запомнить их. После этого закройте ширмой свои предметы и попросите ученика сложить (из своего набора) те же предметы в том же порядке. Когда ученик закончит, уберите перегородку и проверьте качество работы. Вы таким образом имитировали ситуацию В/ вход - К / выход.  В - визуально, К - кинестетически, А - аудиально. Если ученик справляется слишком легко, усложните ситуацию, увеличив количество предметов или уменьшив время, в течение которого предметы можно видеть.
  4. Повторите шаг 3, имитируя А / вход - А / выход, то есть расскажите ученику последовательность предметов перед ширмой и попросите его рассказать об этой последовательности.
  5. Теперь имитируйте ситуацию В / вход - А / выход (он смотрит, затем говорит).
  6. А / вход - К / выход (он слушает вас, затем сам складывает).
  7. К / вход - А / выход (он ощупывает, затем рассказывает.
  8. К / вход - К / выход (он ощупывает, не глядя, затем сам складывает).

 Проанализируйте полученные результаты. Цель данной диагностики - определить одну или несколько самых сильных комбинаций, или самую слабую. А как происходит трансляция от входа к выходу в целом классе.

 
Урок - практикум по математике. 2 класс
 
Урок по математике "Что такое время"
 

Предлагаю вашему вниманию урок-экскурсию по математике "Когда добро умножается"

 

Уважаемые коллеги, предлагаю урок на котором учитываются особенности восприятия информации младшими школьниками.

 

 Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию игры-практикумы по математике по теме "Умножение и деление", которые позволяют обеспечить на уроке действие и активность учащихся кинестетического типа восприятия информации.

 Умножение и деление

   Игра «Обручи»  

Оборудование: Обручи

Ребята беспорядочно бродят по площадке. Учитель или ребенок-ведущий бросает на площадку несколько обручей и командует:

- По три.

По этой команде ребята объединяются в группы по три человека и вбегают в обруч.

Те,  кто  не попали в обручи, подсчитывают, сколько групп получилось и сколько всего ребят в обручах.

Результат записывают в блокнот или мелом на асфальте.

Игра повторяется с разным количеством обручей и разным количеством детей в группе.

Что дает эта игра

  Дети начинают понимать связь между числами в таблице умножения в ситуации ее буквального практического применения.

    Игра «Строители»

Вариант 1. (Таблица умножения на четыре)

Оборудование: Набор кубиков высотой 1 сантиметр, дощечка.

Задача для детей:

Выяснить, сколько кубиков понадобится, чтобы получился стол высотой 8 сантиметров.

Вариант 2.

Оборудование: Наборы кубиков высотой 5 сантиметров.

Задача для детей:

Выяснить, сколько кубиков понадобится, чтобы построить параллелепипед размером:

·        15см х 10см х 10см;

·        15см х 10см х 15см;

·        15см х 10см х 20см;

·        15см х 10см х 25см;

·        15см х 10см х 35см;

·        15см х 10см х 40см;

·        15см х 10см х 45см;

·        15см х 10см х 50см.

Что происходит в игре.

По мере того как растут ножки стола или параллелепипед, а количество кубиков в кучке уменьшается, ребята усматривают закономерность в числах, которые складывают и таблица умножения уже не так страшна.

   Игра на пальцах «Учим таблицу умножения на 9».

Оборудование: Десять пальцев.

   Таблица умножения на 9 всегда с нами, она у нас на пальцах.

Положите на парту обе руки и пронумеруйте каждый палец слева направо.

А теперь умножаем на 9.

5 умножить на 9. Загните пятый палец. Число незагнутых пальцев слева от загнутого пальца – это число десятков произведения, их четыре, а справа  - число единиц, пять пальцев.

Получается: 5 х 9 = 45

8 умножим на 9.  Какой палец загнете? (Восьмой). Сколько незагнутых пальцев слева от загнутого? (7).  А справа? (2). Получаем: 8 х9 = 72.

Играем дальше?

Играем!

Что происходит в игре.

   Ученик-кинестет действует, чувствует, запоминает.

Ученик-визуал действует, видит и запоминает.

Ученик-аудиал действует, видит, проговаривает и запоминает.

    Таким образом,  мы развиваем  все три канала восприятия: кинестетический, визуальный, аудиальный.

     Ребенок не просто учит, он играет. Это интересно. А дома эту игру-помощницу ребята покажут родителям.

Игра «Монеты» (Идея игр с монетами заимствована у Линетт Лонг. Удивительное деление [Текст]/ Л.Лонг; пер. с англ. Т.И. Попова. – Мн.: ООО «Попурри», 2006. – 128с.)

Оборудование: набор монет любого достоинства – 90 шт. для одного ученика;

набор картонных кругов – 9 шт. для одного ученика.

Если будем делить на 2, возьмем двадцать монет и два круга.

Если будем делить на 7, возьмем семьдесят монет и семь кругов. И т.д.

Порядок работы:

1. Приготовьте семьдесят монет, семь кругов, ручку и тетрадь.

2. Круги разложите на парте перед собой.

3. Возьмите 7 монет и разложите их поровну на круги. Сколько монет лежит на каждом круге? Как записать с помощью числового выражения то, что мы сделали с предметами? 7 : 7 = 1

4. Соберите монеты. К 7 монетам добавьте еще 7 монет. Сколько всего монет? Разложите эти монеты поровну на 7 кругов. Сколько монет лежит на каждом круге? Как записать с помощью числового выражения то, что мы сделали с предметами? 14 : 7 = 2

5. Соберите монеты. К 14 монетам добавьте еще 7 монет. Сколько всего монет? Разложите эти монеты поровну на 7 кругов. Сколько монет лежит на каждом круге? Как записать с помощью числового выражения то, что мы сделали с предметами? 21 : 7 = 3

6. И т.д.

Что происходит в игре.

В результате практических действий с монетами, ребята усматривают закономерность в числах: общее количество монет увеличивается на семь и на каждом круге на одну монету становится больше. Деление чисел осваивается практическим способом и наглядно.

Игра «Монеты» (Мой вариант игры)

Оборудование: для одного ученика

· набор монет достоинством в пять копеек – 10 шт.;

Порядок работы:

1. Сколько монет достоинством в пять копеек нужно взять, чтобы у тебя стало пять копеек. ( Одну монету).

2. Какие выражения можно составить? ( 5 х 1 = 5, 5 : 1 = 5).

3. Сколько монет достоинством в пять копеек нужно взять, чтобы у тебя стало десять копеек. ( Две монеты).

4. Какое выражение можно составить? ( 5 х 2 = 10).

5. Если десять копеек разделить на двоих, сколько копеек получит каждый? (Пять копеек).

6. Какое выражение можно составить? (10 : 2 = 5 ).

7. У нас десять копеек. Скольким ученикам вы сможете дать по 5 копеек? (Двоим).

8. Запишите выражение. (10 : 5 = 2).

9. И так далее.

Что происходит в игре.

В результате действий с пятикопеечными монетами таблица умножения и деления на пять усваивается практически и наглядно. Дети начинают практически «чувствовать» связь между числами.

 

 Первый урок по теме "Ориентирование среди окружающих нас предметов"

 

 Второй урок - практикум по теме "Ориентирование среди окружающих нас предметов"

 

  Распределительное свойство умножения относительно сложения

 

 Игра - инсценирование   "Про то, как нуль делили".  Фрагмент урока

 

 Предлагаю вашему вниманию  имитационно-моделирующую игру-практикум по математике. Автор игры Л.А. Кривцова.

 

Перечень оборудования для практических работ по математике

 

  Предлагаю вашему вниманию авторскую разработку урока  "Сколько стоит глоток воды" по математике.

 

       

 

    Предлагаю вашему вниманию   игры по математике. Эти игры учащимся с кинестетическим типом восприятия информации помогут выучить таблицу умножения и деления.  Эти игры будут интересны и другим ребятам, так как игровая деятельность с предметами заменяет механическое заучивание.

 "Шарики"

Играть ученик может самостоятельно или в паре с другим учеником.

Оборудование: пластилиновые шарики в количестве 100 штук; контейнер для яиц на 10 ячеек; игральные кубики с точками на гранях.

 Ход игры:

  1. Играющий бросает два игральных кубика. Например, выпали цифры: 4 и 1. Ученик составляет два числа из этих цифр: 41 и 14.
  2. Берём одно из чисел. Например, 14. Набираем 14 шариков. Проверяем, на  сколько можно разделить 14 шариков без остатка. Для этого 14 шариков разложим поровну на две ячейки, на три и т.д.    Ученик записывает только те выражения, которые рассказывают о делении без остатка: 14 : 2 = 7.
  3. Проверяем число 41.
  4. Делаем вывод.
  5. Снова бросаем кубики и т.д.

   "Юные портняжки"

 Дети играют парами.

Оборудование: портновский метр, специальным образом подготовлен.

Если учим умножение и  деление на  7, то на портновском метре фломастером выдеяем числа, которые делятся на 7 без остатка: 7, 14, 21 и т.д.

 Ход игры:

  1. Один ученик просит другого узнать, сколько получится, если 28 : 7 ?
  2. Другой ученик на портновском метре находит число 28 и отсчитывает по направлению к нулю количество выдеденных переходов. От 28 до 21 - один переход, от 21 до 14 - второй переход, от 14 до 7 - третий переход, от 7 до 0 - четвёртый переход. Получается, 28 : 7 = 4.
  3. Первый ученик проверяет полученный результат по таблице.
  4. И т.д.
 

Предлагаю вашему вниманию разработку урока-экскурсии по математике.

 
Особенности обучения кинестетиков
 

 Уважаемые коллеги, обратите внимание.

 Требования к материалам в сообщество:

  1. Выставляемые материалы должны соответствовать тематике, целям и задачам сообщества.
  2. Правильно указывать метки (теги).

На сообществе идёт обсуждение вопросов, которые касаются многосенсорного обучения и в большей мере это касается вопросов обучения учащихся с кинестетическим типом восприятия и переработки информации.

Выставляемые материалы должны отвечать на вопросы:

  • Как Вы определяете стили обучения каждого учащегося.
  • Как Вы определяете ориентацию учебных материалов на стили обучения.
  • Описание дидактического материала и заданий по его использованию для учащихся с разными стилями восприятия информации.
  • Описание методов включения учащихся кинестетиков в учебный процесс.

 В сообщество рекомендуется выставлять собственные (авторские) разработки уроков-экскурсий, уроков-практикумов (действия с реальными объектами и предметами), разработки других форм организации работы с учащимися кинестетического и визуального типов восприятия информации.

  В метках указывайте, на какой тип восприятия информации ориентирован ваш материал.

 Если представленный в сообщество материал не будет соответствовать тематике, задачам сообщества, то автору будет предложено удалить материал из сообщества. Если автор проигнорирует данное предложение,   руководитель сообщества имеет право   удалить материал.

   Не нужно данное сообщество превращать в копилку методических материалов по всем темам. Для этого есть другие сообщества.

 

Предлагаем занять детей во второй половине дня

 

Отличительные черты нетрадиционного обучения ,нетрадиционные уроки, значение нестандартных уроков

 

 Работать, учитывая ведущий тип восприятия информации, учитель может на всех уроках. При этом важно помнить, что кинестетика нельзя заставлять сидеть неподвижно, так как во время движения у него идёт прочное запоминание материала. Визуалу можно предлагать рисовать свои впечатления, поэтому на уроке у него под рукой может быть лист бумаги. Аудиалу нельзя делать замечания, если он в процессе выполнения задания проговаривает материал, шевелит губами, издаёт звуки.

 

  Построили прямой угол.

 

Эта информация привлечет  ваше внимание внимание . Может при обучении чтению учащихся используется данная информация .Здесь рассматриваются пути совершенствования техники чтения

 

Продолжим совершенствовать пути техники чтения.Предлагаем условия совершенствования техники чтения

 

 Групповые формы работы на уроке.

Задействование кинестетического канала восприятия информации.

Изготовление макета водоёма. Заселение водоёма животными и растениями.

Фоторепортаж с урока.

 

 

   

 

 Обучая многосенсорно учитель стремится создать баланс в классном коллективе. Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Имея набор стратегий обучения, ассоциированных с каждым учебным стилем, ученики, выполняя смешанные задания, могут помочь друг другу увеличить количество своих учебных стратегий.

Создание баланса на уроке
СтилиМатематикаЕстественные наукиСловесность
ВизуальныйПисьменные задачиЧтение книгЧтение рассказов
АудиальныйУстные задачиПросмотр фильмовПрослушивание рассказов
КинестетическийРешение задач с использованием реальных предметовПроведение экспериментовРазыгрывание по ролям

 

Малыши. Подготовка к школе. Выполнение задания на сериацию. Работа с предметами.

 "Всё вокруг наполнено движениями. Оно отражает самые сокровенные наши чувства и намерения, показывает, насколько мы здоровы, свободны, открыты, доброжелательны или наоборот.

  В самом деле, 80% всей деятельности нашей нервной системы посвящено движению. Таким образом, меняя свои движения, - развивая их, утончая, - мы оказываем непосредственное воздействие на всю нервную систему. С помощью движений, освобождаясь от зажимов, человек может изменить не только своё поведение и образ мысли, но и судьбу, как утверждают люди, работающие в области телесной терапии. Таким образом действия человека, связанные с движениями, являются прямым путём к самосовешенствованию.

... Активность мышц избавляет нас от застоя крови, а следовательно, от накапливания в организме токсических веществ, которые отравляют и приводят к той самой депрессии.

   А теперь внимательно взгляните на то, что происходит на уроках в школе. Детям пытаются транслировать огромные объёмы информации, практически обездвижев их, подвергнув стрессу неподвижности, обрекая на гиподинамию. Многие дети, у которых силён инстинкт самосохранения, могут нарушать все планы учителя только потому, что у них ярко выражена потребность двигаться. Это типичные кинестетики, способные воспринимать всю необходимую информацию, но не посредством слуха, а через движение. ...

Требуя от детей прекратить двигаться, вертеться, мы ломаем естество детской природы, вызывая внутренний и явный протест, связанный с желанием оставаться в комфортном состоянии в процессе познания мира и себя. ...

 Непонятно, зачем ломать то, что нам может пригодиться. Стратегия помощи человеку подсказывает использовать детское желание и потребность двигаться для эффективного обучения. Единственное, что требуется от педагога, так это организовать бессистемные движения в систему и направить их в определённое русло: энергия должна работать!" (Из книги Л.Д. Назаровой. Искусство как метод преподавания различных дисциплин).

 

 

 Интерес детей к обучению  рождается тогда, когда педагогу удается затронуть сокровенные чувства, прикоснуться к душе ребенка. Чтобы этого достичь необходимо находиться в режиме постоянного поиска - поиска методов, приемов, материалов (как методических, так и дидактических!), средств, способных активировать всевозможные органы чувств воспитанников, или "задеть за живое"! Это нелегко, но возможно!

 Рассуждая в этом направлении, неизменно приходишь выводу -

   - необходимо музыкальное сопровождение урока (активация органов слуха);

  -  транслируемый на уроке материал надо закреплять наглядными средствами (активация органов зрения);

  -  обяснение материала комбинируется с практической и исследовательской деятельностью учащихся (активация тактильных ощущений);

  И тогда! увлеченность работой на уроке самого педагога, его горящий взгляд зажгет огонь просвещения в душе каждого ученика!

Воодушевленная этой идеей я принялась за активный поиск интерактивных средств обучения. Основным средством  для этого я выбрала - интернет! В результате я собрала музыкальную коллекцию различных по тематике произведений (по большей части классических!), отрывков из произведений, звуков, разнообразных шумов, предназначенных для использования в построении учебного процесса. Также я разработала комплекс занятий с мультимедийным сопровождением. Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомим для ученика за счет переключения на разнообразные виды деятельности. Это резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

С целью реализации практической направленности занятий я исследовала разлиные виды современных конструкторов из пластмасс как зарубежного, так и российского производства на предмет качества и развивающего эффекта. В результате я выбрала конструктор, соответствующий всем требованиям экологической безопасности, отвечающий многочисленным запросам развивающего обучения и интересный для детей - это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО). Это оригинальное учебно-методическое пособие для развития детей обладает единственной, в своем роде, возможностью к наглядному осязательному постижению геометрических тел, форм и плоскостей. На его основе мы изучаем различный материал, начиная от простого плоского узора и заканчивая сложными трехмерными конструкциями.

С ТИКО ученики в игровой форме постигают учебный материал на уроках технологии (раздел "Конструирование"), обучение грамоте (тематика - изучение букв, составление слов, словосочетаний и предложений, изучение орфографии), русский язык (тематика - словообразование, части речи, обогащение словарного запаса), изобразительное искусство (тематика - конструирование и рисование с натуры геометрических форм) и математика (тематика - исследование свойств геометрических фигур, обемное моделирование, логические задания; изучение симметрии, основ теории вероятности, а также периметра и обема фигур).  К тому же практическая работа учащихся с конструктором для обемного моделирования ТИКО способствует развитию координации и мелкой моторики рук.

Вывод: использование на занятиях визуальных дидактических средств в сочетании с практической осязательной деятельностью способствует более качественному усвоению изучаемого материала.

Уважаемые коллеги, приглашаю Вас посетить мой блог, в котором представлен методический материал в виде мультимедийных презентаций, которые я использую на уроках одновременно с обучающим конструктором. Как правило, большую часть времени представленных занятий занимает практическая и исследовательякая деятельность учащихся.

Ссылка: http://www.edu54.ru/blog/6175

 

   Реализация деятельностного подхода на уроках математики. Учёт индивидуальных особенностей детей.

 

 Использование на уроках математики в 1 классе образовательных материалов Фридриха Фребеля.  

 

  Использование приемов Арт-технологии на уроках математики в начальных классах позвляет создать позитивную эмоциональную атмосферу и свободу проявления эмоций, диалоговую систему общения, работу со всеми информационными каналами ребенка - аудио, кинестетическим, визуальным, тактильным, активизировать образно-ассоциативное мышление.

 Идея использования манной крупы в ат-терапевтической работе появилась на основе юнгианской песочной психотерапии. Использование манки возможно и на уроках математики, обучения грамоте в 1-ом классе. Использование манки в работе с тревожными, застенчивыми, робкими детьми обладает большим терапевтическим потенциалом, помогает сделать процесс обучения увлекательным, способствует запоминанию учебного материала.

 

 

  Как сделать урок интересным? Презентация

 
Достаточно ясно и доступно проведено изучение темы! Молодцы!
 
Интересно понаблюдать за деятельностью ребят на уроке! Как они живут в этом уроке.
 
Большое спасибо за оценку.
 
Приглашаем в гости на урок.
 
Спасибо за материал!
 
Интересная подборка игр.
 
А в лес на экскурсию взять учителок с собой, слабо?
 
Очень хороший материал.
 
Татьяна Николаевна, Вы молодец.
 
Очень интересный материал! Спасибо! С удовольствием использую Ваши наработки в своей работе!
 
Очень много положительных откликов по Вашему семинару! Насколько я знаю, он получил статус областного?
 
Да, семинар получил статус областного.
 
Спасибо за прекрасный урок Людмила Александровна. Продолжайте сотрудничать с нами.Вы всегда были на высоте.
 
Любовь Ивановна, спасибо за отзыв.
 
Людмила Александровна, большое спасибо за урок! Вы действительно всегда являлись для нас примером!
 
Любовь Ивановна, на мой взгляд, представленные в статье условия совершенствования техники чтения идеальны для визуалов и аудиалов. Кинестетики опять "обделены". Существуют ли приёмы,активизирующие кинестетический канал восприятия информации,позволяющие совешествовать технику чтения?"
 
Очень жаль, что Вы этого не сделали раньше.
Страницы: 1 2 След.
Вход