Интегра. Комплексное оснащение школ

Цифровой образовательный ресурс


Изучение биоценоза луга

Информация о ресурсе
Уровень образования: Основное общее образование
Класс: 9 класс
Предмет(ы): Биология
Целевая аудитория: Учащийся (студент)
Тип ресурса: Проект
Тэги: Не указаны
Просмотров: 164
Оценка экспертов:
Количество отзывов: 0
Народный рейтинг: 0
Информация об авторе
МКОУ Улькинская ООШ
(Коченёвский район)
Краткое описание

Исследовательский проект по биологии 9 класса на тему: "Изучение биоценоза луга"

Подробное описание

Исследовательский проект по биологии 9 класс.

Тема: «Изучение биоценоза луга»

При проведении исследований лугового биогеоценоза мы поставили перед собой следующие

цели:

1. Провести комплексное исследование биогеоценоза луга.

2. Оценить воздействие на данный объект природы антропогенного фактора.

Для достижения поставленных целей нам необходимо решить такие задачи:

1. Изучить видовое разнообразие на пробных площадках.

2.Составить флористический список с указанием биологических и экологических особенностей.

2. Характеристика района исследований.

Настоящие исследования проводились на лугу, расположенном восточнее села Новоотрубное Коченевского района Новосибирской области. Площадь луга составляет около 110 га. Общий уклон поверхности направлен к востоку и составляет около 1-20 .

Луг используется местными жителями как пастбище крупного рогатого скота и в некоторых местах как сенокос. Кроме того, на лугу выпасается довольно большое количество домашней птицы. Луг используется местными жителями с момента заселения данной территории, то есть около 115 лет. Наиболее активное антропогенное воздействие на данном участке наблюдалось в 70 – 90-е годы прошлого века. По данным, взятым в бухгалтерии местного хозяйства, на этом участке одновременно выпасались до 600 голов крупного рогатого скота. Это не могло не вызвать нарушений растительного покрова. Насколько сильным оно оказалось, и решила выяснить наша исследовательская группа.

3.Методика исследования.

  1. Составление видового состава фитоценоза.

Перед тем, как провести геоботаническое описание, проводится рекогносцировочное изучение флоры – составление списка произрастающих в данной местности растений, чтобы иметь общее представление о растительности исследуемого участка.

В полевой дневник заносится карта-схема границ растительного сообщества; указывается номер точки; описываются физические особенности местообитания и особенности фитоценоза, записывается перечень всех видов растений.

При невозможности определения видов растений в поле, их следует загербаризировать.

  1. Заложение пробных площадей и площадок.

Описание лугового фитоценоза проводится на пробных площадках размером 1 м .

Пробные площадки разбиваются в наиболее типичных местах в пределах характеризуемого фитоценоза. На них производится подсчет численности травянистых растений, взятие укосов для определения урожайности травостоя, определение встречаемости видов растений и т.п.

  1. Описание фитоценозов.

Описание фитоценоза ведется в определенной последовательности:

а) Ярусность.

б) Аспект

в) Площадь выявления фитоценоза.

г) Названия растений. Дают латинское название растений.

д) Обилие и проективное покрытие.

е) Фенофаза.

ж) Жизненность.

з) Встречаемость.

и) Жизненная форма.

Весовой метод определения преобладания.

С площадки в 1 м срезают или скашивают весь травостой на уровне почвы, разбирают по видам, и каждый вид взвешивают отдельно в свежем или воздушно-сухом состоянии. Затем вес надземных частей каждого вида выражают в процентах. Определенный процент веса всегда отходит на так называемую труху, то есть мелкие обрывки, которые не поддаются определению, а также высохшие на поле, побуревшие кусочки и т.п. Такой анализ называется ботаническим анализом травостоя.

При агрономическом же анализе травостой разбирают не по видам, а по хозяйственным группам. Для луговой растительности обычно принимают шесть групп: злаки; бобовые; разнотравье; кислые травы (осоки, ситниковые, хвощи и другие показатели кислых почв); вредные травы (колючие, ядовитые, слишком жесткие) и труха (мелкие обрывки, не поддающиеся определению).

Кроме того, в группе злаков и осок, а также бобовых выделяют две подгруппы:

а) хорошо и отлично поедаемые;

б) удовлетворительно (реже плохо) поедаемые.

В остальных группах (кроме ядовитых и сильно колючих) выделяют подгруппы:

а) хорошо и отлично поедаемые;

б) плохо поедаемые.

Лучше всего взвесить весь укос в тот же день в свежем виде, затем разобрать по видам или по хозяйственным группам, высушить его и уже в сухом состоянии взвесить отдельно каждую фракцию. Срезать травостой можно острым ножом, овечьими ножницами, обыкновенными ножницами или серпом. Срезать следует отдельными пучками, укладывая их в снопик, в котором все верхушки побегов направлены в одну и ту же сторону: это облегчит впоследствии разбор по фракциям. Срезать нужно в период массового сенокошения. При агрономических анализах срезают не на уровне почвы, а на высоте 2 см.

Рекомендуется на каждой пробной площади брать укосы не менее чем с четырех метровых площадок и не менее чем с 5 – 6 площадок в 1 4 м. При значительном числе пробных площадей и достаточно однородных травостоях можно ограничиваться двумя-тремя укосами на каждой пробной площади.

Нередко пользуются площадками еще меньшего размера, чем четверть метра, но зато закладывают их в большем количестве. Площадки для срезания укосов закладываются в типичных местах.

Обыкновенно весовые анализы дают цифры, несколько преувеличенные против хозяйственной урожайности. Это объясняется, прежде всего, тем, что при обычном сенокошении и особенно при сенокошении механизированном срезание производится несколько выше от поверхности земли, а отчасти тем, что неизбежны потери при сушке, уборке в копны и стога, перевозке и скармливании. По данным И.В.Ларина, при срезании для весовых анализов урожайность бывает преувеличена против хозяйственной в среднем на 10 – 30 % в зависимости от характера растительного покрова, а именно:

  • на 10 – 15 % для лугов с преобладанием корневищных и рыхлокустовых злаков;

  • на 15 – 20 % для злаково-разнотравных лугов;

  • на 20 – 25 % для разнотравных и крупноосоковых лугов;

  • на 25 – 30 % для крупнотравных лугов.

Поэтому, получив путем весовых анализов «биологический урожай», нужно затем перевести его в «хозяйственный урожай», уменьшив на соответствующую величину в зависимости от характера травостоя.


Прикреплённые файлы
Тип Размер Название / Описание
21.4 КБ Issledovatelskiy-proekt-po-biologii-9-klass.docx
Отзывы

За достоверность информации в публикации, точность фактического содержания, соблюдение авторских прав,
а также орфографию, пунктуацию и стилистику несёт ответственность автор публикации.



Комментарии
Загрузка комментариев...
Вход