Интегра. Комплексное оснащение школ

Цифровые образовательные ресурсы

Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий у подростков среднего школьного возраста на занятиях ДПО "Ратибор"

Информация о ресурсе
Уровень образования: Дополнительное образование детей
Класс: 8 класс
Предмет(ы): Другое
Целевая аудитория: Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: Рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Тэги:
Просмотров: 34
Оценка экспертов:
Народный рейтинг: 0
Информация об авторе
Фарафонов Александр Валерьевич
Краткое описание

Текст выступления на августовской конференции работников образования Октябрьского района г. Новосибирска

Подробное описание

Современная система образования предполагает уделять особое внимание развитию личности ребенка на основе формирования у него системы универсальных учебных действий. Благодаря ей ребенок учится самостоятельно усваивать знания, формировать умения, а главное, научается самостоятельно учиться.

Если ребенок умеет учиться – то он успешно справится со всеми компонентами учебной деятельности: поставит цель, определит задачи и способы их решения, верно воспользуется необходимыми учебными действиями и сумеет использовать этот опыт в будущем в жизни. Таким образом, универсальные учебные действия позволяют создать условия для гармоничного развития личности ребенка и его самореализации и обеспечивают его успешность в любой области – от школьных уроков и занятий в учреждении дополнительного образования до обычной, внешкольной жизни и межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.

Напомню, существует 4 вида универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные. Регулятивные действия отвечают за организацию учебной деятельности, познавательные – за общеучебные моменты – логику, постановку и решение проблем, коммуникативные – за социализацию ребенка, а личностные – за его ценностно-смысловую ориентацию.

Мы хотели бы более подробно остановиться на двух последних универсальных учебных действиях и рассказать, как происходит работа над их формированием в ДПО «Ратибор».

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают ребенку социальную компетентность. Он научается слушать и слышать, вести диалог, вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, общаться в группе – и делать всё это в социально одобряемой форме. Коммуникативные действия, над которыми мы работаем в объединении – это: 
· умение связно, логично, точно и полно выражать свои мысли;
· планирование сотрудничества в группе – определение целей, функций и способа действий каждого члена группы; 
· понимание сути конфликтов и поиск социально одобряемых способов их разрешения; 
· управление своим поведением и поведением партнера.

Формирование коммуникативных учебных действий происходит в ДПО «Ратибор» как в процессе ежедневных учебных занятий, так и на профильных сменах и воспитательно-досуговых мероприятиях.

Приведем пару примеров.

Достаточно часто мои ученики самостоятельно, без моего присутствия, проводят презентацию деятельности объединения. Перед ними ставится задача: определиться с формой презентации, составить текст, с которым они будут выступать, определить роль каждого из ребят в этой презентации. Думаю, что учащиеся 6-8 классов справятся с этой задачей.

Еще пример. На профильной смене ребята распределяются по разным отрядам, но в один из вечеров им нужно провести презентацию своего клуба или объединения. Педагоги -руководители клубов – в подготовке не участвуют, детям предоставляется право самоуправления своей деятельностью. При этом ставится задача – связать домашнюю заготовку с текущим моментом в лагере. Здесь проявляется возможность ребятам взаимодействовать в коллективе: обменяться мнениями, выбрать из нескольких вариантов один, который устроит всех и принять «не твоё» решение без обид на коллектив, без создания конфликтной ситуации. После этого – определить функции каждого из ребят и выполнить свою часть задания так, чтобы общая цель была достигнута.

Такие ситуации я предлагаю ребятам довольно часто: они являются по сути авторами сценария показательных выступлений, проявляют инициативу при подготовке к воспитательно-досуговым мероприятиям и, как мне кажется, свою часть работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий я выполняю неплохо.

Перейду к личностным действиям. Они обеспечивают формирование у ребенка морально-нравственных, этических ценностей и формирование интереса к выбранному виду деятельности. Иначе говоря, они отвечают за его ценностно-смысловую ориентацию.

Если для младшего школьника главным видом деятельности является учёба, то подростки ставят во главу угла общение. Именно общаясь с педагогом, родителями, сверстниками и ребятами постарше подростки формируют свои социальные роли, начинают задумываться о своем жизненном самоопределении, будущей профессии.

ДПО «Ратибор» существует в Доме творчества с 2006 года. Мои выпускники сейчас служат в армии – срочную службу и по контракту, учатся в военных вузах, а получившие военные специальности – служат в различных структурах и ведомствах. По возможности они поддерживают связь с объединением, иногда приходят в гости – и вот эта связь поколений хорошо прослеживается, когда, например, слышишь от младших: «Я хочу как …» — и звучит имя выпускника.

Возвращаясь к личностным учебным действиям: подросток, глядя на старшего товарища, начинает думать о самоопределении, и благодаря этому – он видит связь между своей деятельностью и тем, ради чего она осуществляется. Он понимает, что чем лучших результатов в учебе он достигает – тем ближе возможность достичь конечной цели, например, для восьмиклассника - поступления в Кадетский корпус или для ученика 11 класса - в военное училище.

Одновременно с этим у подростка происходит и коррекция его нравственно-этических ценностей: он понимает, что служить в президентском полку с дредами и татуировками ему не позволят. А «форма», в свою очередь, диктует и «содержание», меняется поведение ребенка. Он начинает соблюдать моральные нормы не потому, что заругают, а потому, что это нужно ему самому.

Встречи с выпускниками происходят у нас не случайно. Сейчас мир живет в соцсетях, и мои выпускники порой приходят уже с пониманием ситуации, видят проблемную точку и иногда сами предлагают подвести в диалоге нужного мне учащегося к «правильным» мыслям и действиям.

Корме таких незапланированных, но педагогически подготовленных встреч, работа над личностными учебными действиями идет на профильных сменах, соревнованиях и досуговых мероприятиях в течение года. 
Особое внимание нравственно-этическим вопросам уделяется на профильных сменах. Во-первых, очень много времени уделяется изучению традиционной народной и казачьей культуры. При этом осуществляется гендерный подход. Мальчики и юноши изучают боевые искусства, традиционный мужской пляс, им рассказывают о роли мужчины в семье – с позиций истории и этнографии. Девочки изучают традиционные женские рукоделия, песни, хороводы, с ними беседуют о роли женщины в семьи. Отдельно с девочками и мальчиками проводятся беседы о нравственности. Кроме этого, существуют и общесменные мероприятия. Традиционно проводится конкурс театрализации – мини-спектакли на нравственно-этические темы. А еще к ребятам на каждую смену приезжают гости из госнаркоконтроля, военнослужащие СибВО, ветераны Великой Отечественной и боевых действий последних десятилетий, известные спортсмены. 
В последние 2 года стало традицией на профильной смене юнармейских отрядов проводить торжественное мероприятие, посвященное принятию новых ребят в Юнармию. Наши ребята тоже являются юнармейцами, отряд на базе ДПО «Ратибор» организован в ноябре 2016 года.

Эти мероприятия оказывают большое влияние на формирование личностного морального выбора ребят, их профориентацию, жизненное самоопределение. Не все из них станут военнослужащими, но хорошими людьми, мы думаем, большинство из них вырастет.

Конечно, мы не беремся утверждать, что именно наша работа по формированию универсальных учебных действий у ребят является определяющей. Ребенка формирует школа, учреждения дополнительного образования, семья, улица. И если мы с вами предлагаем ребенку базовые ценности, которые он принимает – то негативным базовым ценностям «улицы» места не хватит.

Фарафонов Александр Валерьевич, руководитель детского патриотического объединения «Ратибор»,
Фарафонова Елена Николаевна, методист ДПО «Ратибор».

Прикрепленные файлы
Тип Размер Описание
0.62 Мб SD_viEXAfEY.jpg

За достоверность информации в публикации, точность фактического содержания, соблюдение авторских прав,
а также орфографию, пунктуацию и стилистику несёт ответственность автор публикации.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Вход