Интегра. Комплексное оснащение школ

Цифровые образовательные ресурсы
Сказочная гжель
Информация о ресурсе
Уровень образования: Основное общее образование
Класс: 5 класс
Предмет(ы): Искусство
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: Конспект урока (занятия)
Тэги:
Просмотров: 216
Оценка экспертов:
Народный рейтинг: 0
Информация об авторе
Литвинова Лариса Сергеевна
Краткое описание
Русские народные промыслы
Подробное описание

Автор: учитель ИЗО МКОУ Кайгородской ООШ Литвинова Л.С.

                                              (высшая квалификационная категория)

 

Урок изобразительного искусства

Класс: 5

Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Тема четверти: Связь времен в народном искусстве

Тема урока: Народные промыслы: их истоки и современное развитие. Сказочная Гжель.

Тип урока: Урок творчества

Цели урока:

- приобщение нового поколения детей, к ценностям отечественной культуры;

- формирование чувства прекрасного благодаря знакомству с элементами гжельской росписи;

- применение приемов гжельского кистевого мазка, при росписи изделия.

Задачи урока:

- сформировать умение компоновки элементов гжельской росписи на изделии; развивать творческие способности учащихся, наблюдательность;

- воспитывать   эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство и литературу;

- здоровьесберегающие – сохранять здоровье детей путём чередования труда и активного отдыха, использования ТСО и средств наглядности, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

 А главная задача - научить детей работать над общей  темой.

Результаты обучения:

Личностные: осознавать необходимость  уважительного отношения к культуре народа,  произведениям декоративно-прикладного искусства,  значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства,  освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику мазка с тенью, создать эскиз росписи тарелочки.

 

Оборудование и материалы:

1.    Компьютер, проектор

2.     Иллюстрации с изображением Гжельской керамики (в  презентации  и на доске).

3.    Схема-таблица с изображением приёмов Гжельской росписи.

4.    Выставка произведений декоративно-прикладного искусства.

5.    Образцы росписи посудных форм на тарелочках из папье-марше

6.    Гуашь художественная белого и синего цвета.

7.    Кисти круглые: большая (№10-№12), маленькая (№2-№4).

8.    Баночка с водой, салфетка для снятия лишней краски с кисти

9.    Лист белой бумаги формата А-4 (для выполнения элементов росписи), тарелочка из папье-марше (для росписи).

 

План урока

1.    Организационный момент

(готовность учащихся к уроку).

2.    Закрепление знаний учащихся о русских народных промыслах

3.    Актуализация знаний, введение в тему урока.

4.    Формирование новых знаний

4.  Первичная проверка понимания изученного

5. Валеологическая пауза

6. Постановка художественной задачи

7. Этап изучения и закрепления знаний и способов действий

1. Выполнение кратковременных упражнения по освоению  

    гжельского кистевого письма.

Вторичная проверка понимания изученного

 

Этап применения знаний и способов действий

         2. Выполнение росписи на посудных формах (тарелочки из 

             папье-марше)

8. Подведение итогов

9. Домашнее задание

10. Рефлексия

Ход урока

1. Организационный момент

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

        Добрый день ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Вы готовы? Сейчас мы это проверим. Если у вас хорошее настроение как у меня — нарисуете улыбку на личиках, которые лежат у вас на столе и покажите

        Как много улыбок засветилось!

Ну что ж, мы действительно готовы отправиться в путешествие. В добрый путь!

2. Закрепление знаний учащихся о русских народных промыслах

          С древних времён в разных городах и сёлах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение.

         Изучая историю и культуру своего народа на различных уроках, вы узнали много нового и интересного о своих истоках — о русских народных промыслах.

 

Работы народных мастеров сегодня пожаловали к нам в гости.

Назовите промыслы, которые полюбились и запомнились вам  (ответы учащихся).

 3. Актуализация знаний, введение в тему урока.

1.  Где в жизни вы встречали эти изделия?

2.  Для чего они нужны?

Постановка проблемы и поиск темы урока учащимися

Что ж давайте по порядку

Загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым и тему урока назовёт.

Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

(Гжель)

Сообщение темы и цели урока.

Верно, ребята, сегодня мы познакомимся с Гжелью и с элементами гжельской росписи. Вы побываете в роли гжельских мастеров и создадите эскиз росписи посуды

4. Формирование новых знаний

К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», «обжигать», которое имеет прямое отношение к местному промыслу.  Край был богат залежами гончарных глин — это и навело местных жителей на мысль об изготовлении посуды. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел.

          Керамика - это глиняная посуда. Слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.

          Более 600 лет назад, когда промысел только начинался мастера создавали изделия из красной глины. Украшала их многоцветная роспись по белому фону — это майолика. Её делают и сейчас. Отличается она округлыми формами, лепными украшениями и нарядной росписью.

          Вот так, ребята, выглядят сосуды, которые называются квасник и кумган - декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокие, куполообразные, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырёх округлых ножках; кумганы – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе. У старинного майоликового кумгана одна горловина и три носика. На ярмарке, где каждый показывал своё изделие, мастер заранее в нижнюю часть сосуда наливал квас. А затем при всём честном народе через горловину вливал воду. Каждый хотел испить ключевой водицы из такого затейливого сосуда. Каково же было удивление народа, когда вместо воды в их кружках оказывался квас! Все пытались разгадать секрет такого превращения воды.

          Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс — более тонкая посуда. Расписывали посуду мастера по обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, сверху покрывали глазурью. И только после обжига  кобальт становился синим

          Кроме посуды гжельские мастера создавали и мелкую декоративную пластику — скульптурки людей и животных, сценки из жизни и дополняли ими свои изделия

 

И так хороши эти изделия, что полюбились они людям.

За что Гжель нравится всем? Чем она отличается? (ответы учащихся)

Да прежде всего – своим цветом.

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!

        Сами гжельцы любят говорить, что у них, как нигде в России сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

          Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

          Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

         Ребята, а вам нравится гжель?

         Было время, когда гжельский промысел терпел упадок, но в послевоенное время промысел вновь начал расцветать.

Современные мастера продолжают традиции и как прежде на их изделиях цветут голубые цветы гжели, радующие и завораживающие нас своей сказочной красотой.

 5. Первичная проверка понимания изученного

           Давайте вспомним:

1.    Почему роспись называется гжельской?

2.    Какой цвет используют в гжельской росписи?

3.    Что делает гжельскую посуду необычной, изысканной, оригинальной?

6.    Постановка художественной задачи.

Пришло время потренироваться в росписи. Все изделия народных умельцев расписываются кистевым письмом – то есть сразу кистью и красками, без предварительного прорисовывания карандашом. Это требует особого мастерства и аккуратности. Испорченный орнамент не сотрешь и изделие гончара из-за неумелой кисти художника придется выбрасывать. Будьте внимательны и аккуратны.

7. Валеологическая пауза

     Подготовка руки к работе. Пальчиковая гимнастика.

Чтоб красиво рисовать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять

Нам за роспись будет «пять»

8. Этап изучения и закрепления знаний и способов действий

Тренировочные упражнения по развитию кистевого письма.

Начнем с самых простых элементов гжельской росписи

1.    линии, штрихи и точки — прямые, волнистые, спиралевидные, округлые — выполняются кончиком тонкой кисти свободным движением руки

2.    капельки — выполняются примакиванием кисти (тонкой кистью — маленькая капелька, широкой кистью — капелька побольше)

Мы приближаемся к флористическим мотивами — капельками изображают лепестки, веточки, листочки

3. бордюры (эти узоры используются для украшения краев изделий) — добавим капельки к линиям

4. мазок-пятно. Такой прием росписи называют мазок на одну сторону или мазок с тенями в нем можно различить переход от светлого к темному. Один мазок, другой мазок, третий и вот появилась роза - самый излюбленный узор.     Мазки кладутся широким круговым движением. В них виден постепенный переход от светлого к тёмному.

Секрет этого мазка: правильное распределение краски на кисти. Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладёт мазок на поверхность сосуда.

К какому выводу, ребята, мы пришли? Какие элементы используют гжельские мастера в своей работе? (ответы учащихся)

Этап применения знаний и способов действий

Творческое задание на составление орнамента с соблюдением законов композиции.

Вы стали настоящими мастерами росписи, овладели навыками кистевого письма.  

Есть у меня волшебные гжельские тарелочки, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? Сами придумайте и нарисуйте элемент гжельской росписи.

Для того, чтобы расписать изделие, мало научиться рисовать узоры. Надо умело составлять композицию. Что это такое? (Расположение рисунка на изделии.) Правила композиции несложны: крупные элементы (основные) располагают в центре, вокруг более мелкие детали, дополнения. Бордюр – по краю. Элементы не должны мешать друг другу, смещаться в одну сторону, их не должно быть слишком много или слишком мало.

Верьте в себя! И у Вас все получится. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству. А еще вы сможете услышать голос Гжели.

Во время практической работы -  целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

9. Подведение итогов

Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.

Выставка работ, их анализ.

 

Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

Давайте найдем самые интересные росписи посуды.
- Какие работы вам больше понравились? Почему?
- В каких работах наиболее яркая гжельская роспись?
- Кому по душе нежный рисунок? Почему?

- Кто почувствовали вдохновение?

- В чем затруднялись?

- Где можно использовать свои рисунки?

10. Домашнее задание

Используя полученные знания и умения с помощью технологической карты изобразите синюю птицу — символ удачи, вдохновения и творчества

 

11. Рефлексия

Всем спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!

 

 Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Если вам понравился урок — то по окончании урока - украсьте нашу елочку снежинками

Урок закончен. До новых встреч!

За достоверность информации в публикации, точность фактического содержания, соблюдение авторских прав,
а также орфографию, пунктуацию и стилистику несёт ответственность автор публикации.

Комментарии
Загрузка комментариев...