Интегра. Комплексное оснащение школ

Цифровые образовательные ресурсы
Примерная программа учебного курса "Искусство родного края" и Методические рекомендации по реализации данного курса  (региональный компонент ГОС 2004 г.)
Информация о ресурсе
Уровень образования: Основное общее образование
Класс: 8 класс
Предмет(ы): Искусство
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: Программа
Тэги:
Просмотров: 334
Оценка экспертов:
Народный рейтинг: 0
Информация об авторе
Капустина Марина
Краткое описание
Данная примерная программа учебного курса "Искусство родного края" разработана на основе ГОС 2004г.(в рамках регионального компонента) так же может быть реализована в ФГОС за счет части, формируемой участниками образовательного процесса на любой образовательной ступени. Программа состоит из 4 модулей: "Архитектура", "Декоративно-прикладное и изобразительное искусство", "Музыкальное искусство" и "Театр и кино" (36 час.) в 8 кл. основного общего образования.

Подробное описание
Данный курс может быть реализован и в ФГОС за счет части, формируемой участниками образовательного процесса на любой из образовательных ступеней.

Авторы-составители:

И. Ю. Мельникова, В. М. Никифорова, Арбузова, 3. С. Артамонова

(раздел «Образовательная область „Искусство"»)

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ИСКУССТВО»

Мельникова И. Ю., Никифорова В. М., Арбузова Я. В., Артамонова 3. С.

СОДЕРЖАНИЕ:

Примерная образовательная программа

учебного курса регионального компонента

«Искусство родного края». VIII класс............... _..................................... 14

Примерный учебный план........................................................................ 21

Примерный учебно-тематический план .....................................................21

Содержание программы ...........................................................................23

Общие методические рекомендации по реализации
минимума содержания образования регионального
компонента по искусству. Для общеобразовательных
учреждений Новосибирской области, реализующих стандарты
первого поколения на второй ступени образования.
«Искусство родного края». VIII класс.................................................... 43

Знание классических произведе­ний, умение охватить их красоту и совершенство обязательное усло­вие образованности.

Д. С. Лихачев

Введение

Изначально интегративный междисциплинарный харак­тер курса обеспечивает естественный выход на систему формирования духовной составляющей личности ученика. Изучив основы мировой художественной культуры, выпускник сможет выделить значимые черты творческого наследия си­бирских авторов и зодчих, знакомясь с архитектурными и му­зейными экспонатами, созданными в различные историче­ские периоды.

Общие положения

Цель программы — отразить особенности художественно­го наследия Новосибирской области, своеобразие края и увидеть его связь с общероссийским и мировым пространст­вом. Изучение регионального компонента в рамках обозна­ченного учебного курса призвано содействовать обществен­ному и гражданскому самоопределению обучаемых, развитию способностей понимать реалии современной жиз­ни, критически мыслить и создавать продукт художественной деятельности.

Обязательный минимум определяет смысловые дидак­тические единицы, в которых отражено содержание обра­зования с учетом подхода к классификации видов искусства и их роли в развитии художественного наследия родного края.

В содержание предметных тем (дидактических единиц) введены ключевые составляющие, которые позволят увидеть мировоззренческие позиции, обеспечат социализацию, ин­теллектуальное и общехудожественное развитие обучаю­щихся, способствующее становлению ученика.

Обязательный минимум не устанавливает порядка (по­следовательности) изучения дидактических единиц и не оп­ределяет нормативы учебного времени. Учебное учреждение вправе определить свой вариативный подход к изучению учебного материала регионального компонента в соответст­вии со своими возможностями (обеспеченность кадрами, средствами обучения и т. п.).

На изучение предмета «Искусство» («Музыка» и «Изо­бразительное искусство») отведено 36 учебных часов.

Требования к уровню подготовки выпускников по РК

не выходят за рамки требований Федерального компонента государственного стандарта по предмету. Они должны до­полнительно способствовать овладению учащимися уже на­званными требованиями, заданными в деятельностной фор­ме обучения, с учетом содержания образования регио­нального компонента (этапы формирования художественной культуры, характеристика пространственных и временных видов искусства, знакомство с творчеством ведущих деяте­лей искусства и творческими объединениями в регионе).

Содержание регионального компонента не включается в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. Оценка знаний и умений учащихся на уроках по региональному компоненту («Искусство родного края») будет осуществляться через пре­зентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов и оцениваться в режиме «зачёт - незачёт».

VIII класс

ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ

Региональный компонент по искусству является дополне­нием федерального компонента и призван отразить художе­ственно-культурное развитие Сибири и родного края. Прин­ципы отбора содержания предмета «Искусство» устанавливают соотношение художественной культуры ре­гиона с мировой художественной культурой.

Основные подходы при реализации минимума со­держания образования регионального компонента:

—   краеведческий   подход   —   выявление   историко-культурных связей данного края, создание эстетическо-го и этнохудожественного пространства для развития самосознания школьника как члена этноса, при сохра­нении толерантности;

— содержательно-деятельностный подход — включе­ние учащихся в активную учебную и художественно-творческую проектно-исследовательскую деятельность;

— личностно-ориентированный подход — создание ус­ловий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию, ориентации в современ­ном информационном пространстве культуры и искус­ства в рамках авторского проекта;

— практико-ориентированный подход с учетом условий местности;

— интегративный подход предполагает не только внутрипредметную интеграцию и межпредметные связи, но и      устойчивый      синтез      эстетического,      образно-
художественного познания мира. В отборе содержания образования процесс интеграции призван обеспечить
целостность взгляда на окружающий мир, в контексте
которого видятся аспекты региональной жизни.

АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН

История становления архитектурного облика Новосибирска

Генеральный план строительства города как градострои­тельный дизайн, его роль в формировании современного об­лика Новосибирска. Летописец истории градостроительства Новосибирска С. Н. Баландин.

Первые городские постройки, административные здания города и области, промышленные сооружения. Ведущие архитекторы: А. Д. Крячков, Б. А. Гордеев, В. М. Тептель, К. Е. Осипов и др.

Архитектурные ансамбли

Предметно-пространственная среда. Архитектурные со­оружения — один из показателей культурной составляющей жизнедеятельности города и региона. Архитектурные ан­самбли центра города: здание областной администрации, первый стоквартирный жилой дом; Городской торговый корпус (Областной краеведческий музей); здание Купече­ского собрания (театр «Красный факел»); Дом Ленина (фи­лармония); здание Сибревкома (Новосибирский государст­венный художественный музей); сквер Героев революции; мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне», памятник Ленину (многофигурная бронзовая композиция на площади Ленина).

Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна (павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники, городская скульптура «Светофор и милиционер» и др.).

Храмы

Историческое наследие. Роль храма в организации жиз­ненного пространства жителей города и данной местности.

Главный храм города Новосибирска — Вознесенский ка­федральный собор (1913 г.). Собор Александра Невского (1895 г., архитектор К. К. Лыгин), часовня святителя Ни­колая Чудотворца (1916 г., архитектор А. Д. Крячков), со­боры и храмы Новосибирской области.

Места досуга

Культурные центры мегаполиса, его функции, особенно­сти архитектурной композиции. Дизайн отдыха горожан: пар­ковые зоны, зоопарк, детские, спортивные площадки, пляж и др.

Социально-жизненные объекты

Речной вокзал, гостиница «Обь», здание аэропорта «Толмачёво», Государственная публичная научно-техническая библиотека СО АН СССР (автор А. А. Воловик).

Жилые массивы.

Инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования.Дизайн интерьера как микросреда человека.

Творчество ведущих архитекторов: В. П. Авксентюк — здание Внешторгбанка, жилой комплекс «Тихая площадь», реконструкция Вознесенского кафедрального собора и при­городного комплекса в Новосибирске; В. В. Бородкин — де­ловой центр «Зелёные купола», римско-католический костел и др.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел. Музеи

Новосибирский краеведческий музей, музей «Сибирская береста», Новосибирский музей игрушки, Центр художест­венных ремесел «Сибирский вернисаж».

Народные мастера

Купинский игрушечный промысел — чиняевская игрушка (£. Д. Дьякова, Т. С. Лысенко).

Новосибирский государственный художественный музей

История создания и становления картинной галереи. Просветительская и образовательная функции картинной галереи.

Выставочный зал Союза художников

X. А. Аврутис, Н. Д. Грицюк. Г. Н. Трошкин, А. Г. Поздне-ев, С. Мосиенко и др.

Новосибирские художники-иллюстраторы

Ю. Е. Ефимов. Э. С. Гороховский, С. В. Калачев, А. Шуриц.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Система музыкального образования Сибири

Народная консерватоР™, музыкальные школы и учи­лища, учителя и учений составившие славу и гордость страны - мировая и всеР°ссийская известность: М. С. Ле-бензон, 3. Л. Брон, MB. Богуславский, В. Репин, М. Коно­валов.

Народное творчество

Хоровые коллективы, ансамбли, исполнительские кол­лективы игры на русских народных инструментах: Музей си­бирского баяна и гармони им И. И. Маланина; творчество братьев Геннадия и Ал^андра Заволокиных, Сибирский народный хор, ансамбль «Чалдоны» под руководством С. Смоленцевой, ансамбпь «Рождество» под руководством О. Гуриной, ансамбль В Дсанова, коллективы и исполнители самодеятельных творчес^х объединений или групп в рай­онах Новосибирской области-

Сибирские композиторь1

А. П. Новиков, Ю. П. Юкечев, А. Ф. Муров, Г. Н. Иванов,

Г. Я. Гоберник и др.

Новосибирские композиоры детям

О. Сереброва, С. Ранда, К. Журавлев.

Музыкальные коллективы Новосибирской государственной филармонии

Новосибирский академический симфонический оркестр; личность дирижера А Катца; оркестр русских народных ин­струментов под руководством В. Гусева; Камерный хор под управлением И Юдина ; ансамбль «Маркелловы го­лоса» под управлением И Тюваева; вокальный ансамбль под управлением П. Шаромова ансамбль ранней музыки «Insula magica» под управление" А.   Бурханова;   «Биг-Бэнд» под управлением   В.   Толкачева;   «Сибирский   диксиленд»   под управлением Б. Балахнина.

Музыкальные театры Новосибирска

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, Новосибирский театр музыкальной коме­дии: история создания, посещение.

ТЕАТР И КИНО

Новосибирск театральный

Общий обзор: из истории создания театров, посещение, обсуждение театральных постановок

Драматические театры: Новосибирский театр «Красный факел», Новосибирский областной театр драмы, Новоси­бирский городской драматический театр под руково­дством С. Афанасьева, Театр на «Левом берегу».

Молодежный театр: Новосибирский академический моло­дежный театр «Глобус».

Детский театр: Новосибирский областной театр кукол.

Новосибирская студия кинохроники

Из истории создания: первый кинотеатр в Новоси­бирске; фильмы Ф. Махотина: «Виды города Новосибир­ска», «Новониколаевские юбилейные торжества дома Ро­мановых», «Масленица в Новониколаевске», «Прогулка от Новониколаевска до Бердска».

Создание Западно-Сибирской студии кинохроники (1930 г.); первый звуковой номер журнала «Сибирь на экра­не», первый цветной фильм студии «Сады Сибири» Г. Гре-бенкина (первый руководитель Западно-Сибирского отде­ления Союза кинематографистов СССР).

Детская студия мультипликации

«Сибирский Фонд развития детского кино» (руководи­тель — Пётр Анофриков); детская киностудия «Поиск».

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения и овладения программой регио­нального компонента ученик должен:

знать / понимать:

— основные направления и имена выдающихся пред­ставителей различных видов искусства, работавших в Новосибирской области в различные исторические периоды;

— памятники материальной и духовной культуры ре­гиона, вошедшие в мировой художественный фонд;

— виды деятельности народных умельцев и представи­телей    самодеятельного   творчества,    прославивших край,  область,   район,  село  (населенный пункт)  или
школу;

уметь:

— выделять характерные черты творческого наследия сибирских авторов,  отражающие традиции художест­венной культуры региона;

— работать с источниками информации, преобразовы­вая ее в интеллектуальный продукт (реферат, доклад, презентация,  проект и т.  п.) на основе собственной
учебно-поисковой, исследовательской и проектной дея­тельности; использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни:

— для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;

— ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с регио­нальными особенностями развития искусства;

— высказывания собственного суждения о представи­телях искусства Сибири через анализ их произведений;

— организации личного и коллективного досуга.

Примерная образовательная программа учебного курса «Искусство родного края» VIII класс

Пояснительная записка

Курс «Искусство родного края» составлен на основе стандарта регионального компонента Новосибирской облас­ти по предмету искусство и адресован учителям образова­тельной области «Искусство», классным руководителям общеобразовательных школ, школ художественно-эстетического цикла, гимназий, лицеев, работающих по БУП 2004 года. Данный курс рассчитан на один год обучения в VIII классе и предполагает изучение содержания в течение 36 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Сквозной линией учебного курса является изучение ре­гионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследо­вание местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.

Цель курса: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачи­тельного пользователя и умелого создателя его социокуль­турных ценностей и традиций.

На основе целевой установки программы сформулирова­ны задачи курса:

—   приобщение учащихся к художественным и эстети­ческим ценностям родного края;

—   формирование способности к восприятию регио­нальной   культуры   как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате — осознание ее   цен­ности уникальности и неповторимости;

—   воспитание уважения к культурному наследию ре­гиона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать      инди­видуальную модель социокультурного развития, орга­низовывать личный досуг и включаться в самостоя­тельное художественное творчество;

—   развитие у школьников системного взгляда на худо­жественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативности
личных интерпретаций её феноменов, что может спо­собствовать включению подростка в продуктивную, по­исковую и творческую деятельность.

Содержание программы моделируется на основе совре­менных педагогических подходов, среди которых для кон­цепции программы особенно значимы следующие: краевед­ческий подход, содержательно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.

Основные принципы, определяющие структуру и реа­лизацию содержания образования курса: принцип куль­турных доминант, территориальный принцип, прин­цип интегративности.

Структура содержания программы «Искусство родно­го края» представлена 4 модулями:

1.   «Архитектура и дизайн».

2.   «Музыкальное искусство».

3.   «Декоративно-прикладное и изобразительное
искусство».

4.   «Театр и кино».

В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопро­сы из истории становления архитектурного облика Новоси­бирска как областного центра: первые городские постройки,* храмы, административные здания города и области, архитек­турные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитек­торов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.

Раздел «Музыкальное искусство» охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибир­ской области, народное и профессиональное творчество си­бирских музыкантов, музыкальные театры.

В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоратив­но-прикладного творчества и Новосибирскому государствен­ному художественному музею. Раскрывается творчество яр­ких личностей из плеяды новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы воз­никновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров купинского игру­шечного промысла.

В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлен Новосибирск театральный — драматические театры, моло­дежный театр, детский театр, творчество ведущих театраль­ных деятелей. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западно-Сибирской студии ки­нохроники и детской студии мультипликации.

Каждый из представленных разделов содержит теорети­ческие сведения и рекомендации по проведению практиче­ской части занятия по каждой теме.

Представленные в программе художественные объек­ты и произведения искусства являются рекомендатель­ными. Учитель может самостоятельно отобрать со­держание образования из предложенного перечня, опираясь на реальные условия, имеющиеся средства обу­чения, материальные и технические возможности ОУ и самого учителя.

Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» — преемственность в реа­лизации содержания образования с учетом внутрипредмет-ных связей, учет межпредметных связей, проектный под­ход в организации учебно-познавательной деятельности.

Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентиро-ванному подходам.

Развитие восприятия произведений искусства школьни­ками осуществляется по модели: «активный зритель, слуша­тель», развитие способности интерпретировать в рамках мо­дели «функция — исполнитель». Важным показателем будет способность школьников включаться в сотворчество, осно­ванное на развитии полифонического воображения, ассоциа­тивного мышления и умения импровизировать.

Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оцениваться в режиме «зачет - незачет».

Требования к уровню подготовки выпускников по РК

не выходят за рамки требований федерального компонента государственного стандарта по предмету. Они должны спо­собствовать овладению учащимися уже названными требо­ваниями, но в деятельностной форме, с учетом специфики выделенного содержания образования БУП региона.

В результате изучения курса «ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ»:

в разделе «архитектура и дизайн» ученик должен:

знать / понимать:

—   основные   направления   в   истории   архитектуры
и имена выдающихся архитекторов, работавших в ре­гионе;

—  выдающиеся архитектурные памятники Новосибир­ска и Новосибирской области,  вошедшие в мировой художественный фонд;

уметь:

— выделять характерные черты творческого наследия сибирских архитекторов и дизайнеров,   отражающие традиции художественной культуры региона;

— показывать способность работать с различными ис­точниками информации и преобразования ее в интел­лектуальные продукты (реферат, доклад, презентация,
проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой,
исследовательской и проектной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни:

— для высказывания собственного суждения об архи­тектурном облике родного города  (села),  его ярких представителях;

— организации личного и коллективного досуга.

в разделе «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ученик должен:

знать / понимать:

—  основные имена выдающихся представителей музы­кального   искусства   —   композиторов,   исполнителей в различных областях музыкального искусства;

—   иметь представление о крупнейших музыкальных центрах   города   Новосибирска   и   Новосибирской   об­ласти;

уметь:

— выделять характерные черты музыкального творче­ского наследия сибирских авторов, отражающие тради­ции художественной культуры региона;

— показывать способность работать с различными ис­точниками информации и преобразования ее в интел­лектуальные продукты (реферат, доклад, презентация,
проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни:

— для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном
процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;

— высказывания собственного суждения о творчестве
представителей   музыкального   искусства Сибири   по­средством художественного анализа их произведений;

— организации личного и коллективного досуга.

в разделе «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ    И    ИЗОБРАЗИТЕЛЬ­НОЕ ИСКУССТВО» ученик должен:

знать / понимать:

— основные направления и имена выдающихся пред­ставителей декоративно-прикладного и изобразитель­ного искусства, работавших в регионе в различные ис­
торические периоды;

— виды деятельности народных умельцев и представи­телей    самодеятельного    творчества,    прославивших край,  область,   район,  село  (населенный пункт)  или
школу;

уметь:

— показывать способность работать с различными ис­точниками информации и преобразования ее в интел­лектуальные продукты (реферат, доклад, презентация

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни:

— для определения путей своего культурного развития
или профессионального самоопределения;

— высказывания собственного суждения о творчестве
представителей декоративно-прикладного и изобрази­тельного искусства города Новосибирска и Новосибир­ской области в процессе знакомства с их творчеством.

в разделе «ТЕАТР И КИНО» ученик должен:

знать / понимать:

— основные театры и имена выдающихся театральных
представителей, работающих в регионе в различные
исторические периоды;

— историю создания ведущих Новосибирских театров;

уметь:

—  показывать способность работать с различными ис­точниками информации и преобразования ее в интел­лектуальные продукты (реферат, доклад, презентацию,
проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой,
исследовательской и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни:

— для ориентации в классическом наследии и совре­
менном процессе становления художественной культу­
ры, сопоставляя его с региональными особенностями
развития искусства;

— высказывания собственного суждения о театральных
постановках;

— организации личного и коллективного досуга (посе­
щение театров).

Реализация данного курса предполагает использование методов художественной педагогики.

Примерный учебный план

№ п/п

Наименование раздела программы

Всего часов

1

Архитектура и дизайн

8

2

Музыкальное искусство

8

3

Декоративно-прикладное и изобразительное искусство

8

4

Театр и кино

8

5

Проектная и исследовательская деятель­ность учащихся. Защита творческих проектов

4

Итого

36

Примерный учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела и темы программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Архитектура и дизайн

9

6

3

1.1

История градостроительства

3

2

1

1.2

Архитектурные ансамбли

2

1

1

1.3

Храмы

1

1

1.4

Жилые массивы

1

1

1.5

Места досуга

1

1

1.6

Защита творческих проектов

1

1


п/п

Наименование раздела и темы программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 2. Музыкальное искусство

9

4

5

2.1

Из истории музыкальной культуры Новосибирской области

2

1*

1*

2.2

Народное музыкальное творчество

2

1*

1*

2.3

Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии

2

1*

1*

2.4

Музыкальные театры Новосибирска

2

1

1

2.5

Защита творческих проектов

1

1

Раздел 3. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство

9

2

7

3.1

Истоки современного декоратив­но-прикладного творчества. Исто­рия развития народных ремесел

1

1

3.2

Музеи

2

2*

3.3

Народные мастера

1

1*

3.4

Новосибирский государственный художественный музей

2

1*

1*

3.5

Выставочный зал Союза художников

1

Г

3.6

Новосибирские художники-иллюстраторы

1

1*

3.7

Защита творческих проектов

1

1

Раздел 4. Театр и кино

9

3

6

4.1

Новосибирск театральный

4

1

3*


№ п/п

Наименование раздела и темы программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

4.2

Новосибирская студия кинохро­ники

2

1

1*

4.3

Детская студия мультипликации

2

1

1*

4.4

Защита творческих проектов

1

1

Итого

36

* Помеченные звездочкой занятия могут носить как теоретический, так и практический характер в зависимости от конкретных условий образова­тельного учреждения.

Содержание программы

Раздел 1

АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН     9 часов

Защита творческого проекта. 1 час. Тема 1.1: «История градостроительства»

3 часа

Основные теоретические сведения на занятии Вопросы Генерального плана строительства города, гра­достроительный дизайн, его роль в формировании совре­менного облика   Новосибирска.  Летописец истории градо­строительства Новосибирска С. Н. Баландин.

Первые городские постройки, административные здания города   и   области,   промышленные   сооружения.   Ведущие

архитекторы: А. Д.  Крячков,  Б. А.  Гордеев,   Т.  Я.  Бардт, К. Е. Осипов и др.

Практическая работа

Урок - обзорная экскурсия (реальная или виртуальная с использованием видеоисточников). Рассказ об истории и ар­хитектуре Новосибирска, Академгородка, районах Новоси­бирской области.

Тема 1.2: «Архитектурные ансамбли»

2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Архитектурные сооружения — один из показателей куль-" турной составляющей жизнедеятельности   региона.   Пред­метно-пространственная среда.

Примерный художественный материал

Архитектурные ансамбли центра: центральная площадь Новосибирска — Областной краеведческий музей, здания Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, здания 40-х годов застройки, здания XXI века; площадь Свердлова, здания администрации Ново­сибирской области, Новосибирского государственного ху­дожественного музея; первый 100-квартирнып жилой дом., здания и постройки начала века; сквер Героев революции; мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» — Монумент Славы.

Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна (павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники). Городская скульптура «Светофор и милиционер» и др.

Практическая работа

Создание макета (зарисовки) малой городской скульпту­ры для родного города. Эссе на тему «Твое любимое место в городе (селе)».

Тема 1.3: «Храмы»

1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Храмы как воплощение исторической памяти народа.

Роль храма в организации жизненного пространства жителей

города и данной местности.

Собор   Александра   Невского   (1895   г.,    архитектор

К. К. Лыгин), Вознесенский кафедральный собор (1913 г.);

часовня святителя Николая Чудотворца, соборы и храмы

Новосибирской области.

Тема 1.4: «Места досуга»

1 час

Основные теоретические сведения на занятии Культурные центры областного,   районного,   городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной компо­зиции. Дизайн отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, дет­ские, спортивные площадки, пляж и др.

Ведущие архитекторы: А. А. Воловик (Речной вокзал, гостиница «Обь», здание аэропорта «Толмачёво», Государ­ственная публичная научно-техническая библиотека СО АН СССР).

Практическая работа

Деловая игра «Ты — архитектор». Создание архитектур­ного замысла места досуга в твоем районе (селе) и его осу­ществление.

Тема 1.5: «Жилые массивы»

                                                                                                                                                                                                                                    1 час

Основные теоретические сведения на занятитии

Инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера как микро­среда человека.

Ведущие архитекторы: 6. П. Авксентюк (здание Внеш-торбанка, жилой комплекс «Тихая площадь», реконструк­ция Вознесенского кафедрального собора и пригородногокомплекса в Новосибирске); В. В. Бородкин (деловой центр «Зелёные купола», римско-католический костел).

Практическая работа

Создание проекта «Архитектура и дизайн твоего дома (комнаты, сада)».

Раздел 2

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО     9 часов

Защита творческого проекта. 1 час

Тема 2.1: «Из истории музыкальной культуры Новосибирской области»

2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Народная консерватория, музыкальные школы и училища, консерватория, учителя и ученики, составившие славу и гордость страны — мировая и всероссийская извест­ность: М. С. Лебензон, 3. Л. Брон, М. В. Богуславский, В. Ре­пин, В. Коновалов.

Сибирские композиторы: А. П. Новиков, А. Ф. Муров, Ю. П. Юкечев, Г. Н. Иванов и др.

Новосибирские композиторы — детям: О. Сереброва, С. Ранда, К. Журавлев и др.

Практическая работа

Творческая встреча с новосибирскими детскими компози­торами, слушание и исполнение их музыкальных произведе­ний

Тема 2.2: «Народное творчество»

                                                                                                                                                                                                                            2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Общее знакомство с хоровыми коллективами, ансамбля­ми,   исполнителями   на   русских   народных   инструментах.

Музей сибирского баяна и гармони им. И. И. Маланина; твор­чество братьев Геннадия и Александра Заволокиных; Сибир­ский народный хор; ансамбль «Чалдоны» под руководством С. Смоленцевой; ансамбль «Рождество» под руководством О. Гуриной; ансамбль В. Асанова.

Практическая работа

Посещение концерта и знакомство с исполнителями и коллективами самодеятельности отдельных районов города, Новосибирской области.

Тема 2.3: «Музыкальные коллективы

Новосибирской филармонии»

                                                                                                                                                                                                                                  2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Знакомство с историей создания Новосибирской филар­монии, ее 12 музыкальными коллективами (по выбору): Новосибирский академический симфонический оркестр и его создатель Арнольд Кац; оркестр русских народных инстру­ментов под руководством В. Гусева; Камерный хор под управлением И. Юдина; хоровой ансамбль «Маркелловы го­лоса» под управлением И. Тюваева; вокальный ансамбль под управлением П. Шаромова; ансамбль ранней музыки «Insula magica» под управлением А. Бурханова; «Биг-Бэнд» под управлением В. Толкачева; «Сибирский диксиленд» под управлением Б. Балахнина.

Практическая работа

Посещение филармонии: написание эссе, мини-сочи­нения на тему о прослушанной музыке или впечатлении от исполнительской культуры коллектива.

Тема 2.4: «Музыкальные театры Новосибирска»                                                                                                                                                         2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Страницы истории музыкальных театров Новосибирска: Новосибирский   государственный   академический   театр оперы и балета, Новосибирский театр музыкальной коме­дии.

Практическая работа

Посещение (по выбору) музыкального театра, написание отзыва на спектакль.

Раздел 3

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО                                                                                                                       9 часов



Защита творческого проекта. 1 час.

Тема 3.1: «Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел»

1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Истоки современного декоративно-прикладного творчест­ва, развитие народных ремесел.

Тема 3.2: «Музеи декоративно-прикладного искусства»

2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Из истории создания музеев декоративно-прикладного искусства. Новосибирский краеведческий музей, музей «Си­бирская береста», Новосибирский музей игрушки, Центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж».

Практическая работа

Посещение (по выбору) музея декоративно-прикладного искусства.

Тема 3.3: «Народные мастера»

1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Знакомство с купинским игрушечным промыслом, изде­лиями народных мастеров Е. Д. Дьяковой и Т. С. Лысенко.

Тема 3.4: «Новосибирский государственный художественный музей»

2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

История создания и становления Художественного музея (картинной галереи). Просветительская и образовательная функции Художественного музея. Русская живопись и гра­фика первой трети XX века. Иконы XV - XIX веков. Уни­кальная коллекция полотен Н. К. Рериха. Произведения Н. Д. Грицюка. Действующие выставки.

Практическая работа

Посещение выставочных залов или виртуальных музеев. Знакомство с уникальными коллекциями Н. К. Рериха, рус­ской живописью и графикой первой трети XX века, произве­дениями Н. Д. Грицюка, иконами XV - XIX веков (по выбору учителя и учащихся).

Тема 3.5: «Выставочный зал Союза художников»

1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Общее знакомство с творчеством новосибирских худож­ников: X. А. Аврутис, Н. Д. Грицюк. Г. Н. Трошкин, А. Г. Позднеев, С Мосиенко, И. В. Титков (возможны другие вари­анты).

Практическая работа

Мини-сочинение «Размышление у картины» (художник — по выбору учащихся).

Тема 3.6: «Новосибирские художники-иллюстраторы

                                                                                                                                                                                                                                    1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Обзор творчества художников — «Рыцари Её Величества Книги»: Ю. Е. Ефимова, С. Гороховского, С. В. Калачева, А. Шурица.

Практическая работа

Сравнительный анализ творчества художников Алексан­дра Шурица, Спартака Калачева, Эдуарда Гороховского.

Раздел 4

ТЕАТР И КИНО     9 часов

Тема 4.1: «Новосибирск театральный»

                                                                                                                                                                                                                              4 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Общий обзор: из истории создания театров; посеще­ние — по выбору. Драматические театры: Новосибирский те­атр «Красный факел», Новосибирский областной театр дра­мы, Новосибирский городской драматический театр под ру­ководством Сергея Афанасьева, Театр на «Левом берегу».

Молодежный театр: Новосибирский академический моло­дежный театр «Глобус».

Детский театр: Новосибирский областной театр кукол.

Практическая работа

Театральное закулисье: «Урок грима» в театре «Глобус».

Посещение театральной постановки, устное рецензиро­вание просмотренного спектакля.

Анализ драматургии просмотренной театральной поста­новки.

Тема 4.2: «Новосибирская студия кинохроники»

                                                                                                                                                                                                                               2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Из истории создания сибирской хроники: первый кино­театр в Новосибирске, фильмы Ф. Махотина — «Виды города Новосибирска», «Новониколаевские юбилейные торжества дома Романовых», «Масленица в Новониколаев-ске», «Прогулка от Новониколаевска до Бердска».

1930 год: рождение Западно-Сибирской студии кинохро­ники; первый звуковой номер журнала «Сибирь на экране», первый цветной фильм студии «Сады Сибири» Г. Гребен-кина (первый руководитель Западно-Сибирского отделения Союза кинематографистов СССР).

Практическая работа

Круглый стол по проблемам истории документального ки­но: актуальность кинохроники родного края. Раскадровка своего клипа о Новосибирске.

Тема 4.3: «Детская студия мультипликации»

2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

«Сибирский Фонд развития детского кино» (руководи­тель — Пётр Анофриков). Детская киностудии «Поиск».

Практическая работа

Посещение детской киностудии и знакомство с техноло­гией создания детских мультфильмов. Творческий проект или сценарий «Мы делаем фильм о родном городе».

В конце курса или каждого раздела проходит презентация творческих проектов.

Формы подачи материала различные: —   устная   — доклад,   стендовая   защита,   выставка с   комментариями,   художественный   салон,   реклама и т. д.;

Содержание программы моделируется на основе совре­менных педагогических подходов, среди которых для кон­цепции программы особенно значимы:

— региональный подход, учитывающий художественные традиции и историко-культурные связи, сложившиеся в различных регионах Новосибирской области;

—   системно-деятельностный подход,   включаю­щий учащихся в активную учебную и художественно-творческую проектно-исследовательскую деятельность;

—   личностно-ориентированнып подход, создающий ус­ловия для формирования готовности и потребности лич­ности к самообразованию, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства.

      Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, ре­комендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расшире­ние кругозора учащихся. Интерактивные формы обучения (деловые ролевые игры, круглые столы) необходимо ис­пользовать как в рамках урока, так и во внеурочной деятель­ности. Это могут быть: тематические экскурсии по городу, населенному пункту — «Архитектурный облик Новосибир­ска», «Колывань купеческая», исторические памятники горо­дов Бердска, Каинска (Куйбышева), Сузуна, Купино и др.; экскурсии в му­зеи, выставочные залы, совместное посещение театров, кинотеатров с последующим обсуждением. Виртуальный ва­риант экскурсий, выставок, концертов, спектаклей может спо­собствовать реализации содержания образования независи­мо от места нахождения ОУ.









За достоверность информации в публикации, точность фактического содержания, соблюдение авторских прав,
а также орфографию, пунктуацию и стилистику несёт ответственность автор публикации.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Вход