Земский учитель

Профессиональные сообщества
Мой профиль
Описание сообщества

СЕТЕВОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература – это совесть общества, его душа (Д.С. Лихачев)
Цель: создание «понимающей» среды профессионального общения педагогов, выявление и поиск путей решения актуальных проблем современного школьного литературного образования, распространение эффективных образовательных практик, оказание информационно-методической поддержки, дистанционное консультирование учителей региона. Сетевое педагогическое сообщество по предмету «Литература» создано в 2020 году.

Присоединяйтесь к нам!

Новости
6 июня 2020 в 10.00 начнется онлайн-марафон "Новосибирск читает Пушкина" в рамках проекта "Парки Пушкина".

Приглашаем принять участие в акции, записав видеоролик и опубликовав его в любой социальной сети с хештегами #НовосибирскчитаетПушкина и #ПаркиПушкина2020

Подробности акции на плакате:

ИЗДАТЕЛЬСТВО «МНЕМОЗИНА» ПРОВОДИТ ВЕБИНАР В ОНЛАЙН-РЕЖИМЕ

Уважаемые коллеги!
8 июня 2020 года (с 17.00 до 18.30, НСК) издательством «Мнемозина» проводится вебинар «Курс русского языка в 10–11 классах: реализация требований ФГОС СОО и подготовка учащихся к итоговой аттестации средствами УМК С.И. Львовой и В.В. Львова». Вебинар проведёт Нила Ивановна Иванова,  методист по русскому языку и литературе издательства «Мнемозина». Обратите внимание, что вся информация по данному вебинару есть в нашем календаре. Ссылка для регистрации на вебинар там же. Желающим принять участие лучше зарегистрироваться сразу по получении ссылки.
План вебинара:

1. Требования ФГОС СОО к результатам изучения предмета «Русский язык».

2. Основные цели обучения русскому языку в 10– 11 классах, заявленные авторами УМК.

3. Система упражнений УМК по русскому языку С.И. Львовой и В.В. Львова, обеспечивающая реализацию поставленных целей, в том числе подготовку к итоговой аттестации.

4. Особенности предъявления теоретического материала.

5. Приложение к УМК.

6. Электронная форма учебника.

Уважаемые коллеги! Коллектив ОблЦИТ поздравляет Вас с Днем Победы!
Пусть в этот великий праздник будет мирно и спокойно у вас на душе и в сердце,
пусть будут здоровы и счастливы ваши близкие.
Берегите мир и гармонию, цените жизни, свято чтите подвиг своего народа.

Den-Pobedy_.jpg
Живая лента
Татьяна Францевна Гродина
Онлайн-марафон "Новосибирск читает Пушкина"
6 июня 2020 в 10.00 начнется онлайн-марафон "Новосибирск читает Пушкина" в рамках проекта "Парки Пушкина".

Приглашаем принять участие в акции, записав видеоролик и опубликовав его в любой социальной сети с хештегами #НовосибирскчитаетПушкина и #ПаркиПушкина2020

Подробности акции на плакате:

Фото:
Светлана Николаевна Колесова

ИЗДАТЕЛЬСТВО «МНЕМОЗИНА» ПРОВОДИТ ВЕБИНАР В ОНЛАЙН-РЕЖИМЕ

Уважаемые коллеги!
8 июня 2020 года (с 17.00 до 18.30, НСК) издательством «Мнемозина» проводится вебинар «Курс русского языка в 10–11 классах: реализация требований ФГОС СОО и подготовка учащихся к итоговой аттестации средствами УМК С.И. Львовой и В.В. Львова». Вебинар проведёт Нила Ивановна Иванова,  методист по русскому языку и литературе издательства «Мнемозина». Обратите внимание, что вся информация по данному вебинару есть в нашем календаре. Ссылка для регистрации на вебинар там же. Желающим принять участие лучше зарегистрироваться сразу по получении ссылки.
План вебинара:

1. Требования ФГОС СОО к результатам изучения предмета «Русский язык».

2. Основные цели обучения русскому языку в 10– 11 классах, заявленные авторами УМК.

3. Система упражнений УМК по русскому языку С.И. Львовой и В.В. Львова, обеспечивающая реализацию поставленных целей, в том числе подготовку к итоговой аттестации.

4. Особенности предъявления теоретического материала.

5. Приложение к УМК.

6. Электронная форма учебника.

Ирина Андреевна Щукина
Уважаемые коллеги! Коллектив ОблЦИТ поздравляет Вас с Днем Победы!
Пусть в этот великий праздник будет мирно и спокойно у вас на душе и в сердце,
пусть будут здоровы и счастливы ваши близкие.
Берегите мир и гармонию, цените жизни, свято чтите подвиг своего народа.

Den-Pobedy_.jpg
Светлана Николаевна Колесова

ИЗДАТЕЛЬСТВО «РУССКОЕ СЛОВО»» ПРОВОДИТ ВЕБИНАР В ОНЛАЙН-РЕЖИМЕ

Уважаемые коллеги!

2 июня 2020 года (с 18.00 до 19.00, НСК) издательством «Русское слово» проводится вебинар «Готовимся к ЕГЭ-2020: анализ самого «богатого» задания первой части». Вебинар проведёт Елена Виноградова, ведущий методист издательства «Русское слово». Обратите внимание, что вся информация по данному вебинару есть в нашем календаре. Ссылка для регистрации на вебинар там же.

Содержание вебинара:

— В чем сложности выполнения задания № 8?

— Трудные вопросы морфологии.

— Правила или исключения из правил?

По итогам вебинара участники получат электронный сертификат.

Сертификаты приходят на почту в течение дня эфира вебинара!

Также их можно скачать в Личном кабинете.

Участие в вебинаре бесплатное.

Татьяна Францевна Гродина Литература
Сообщение форума
Интернет-коммуникация в образовании
Уважаемые коллеги, вы изучили основной теортический материал по теме. Предлагаю обсудить полученную информацию, а заодно и попробовать вести дискуссию в интернет-пространстве.

Для начала напомню, основные советы по сетевому этикету в ведении дискуссии, предлагаемые Ольгой Лукиновой (MA in Cultural Management, руководитель отдела маркетинга и информационной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, преподаватель ИОН РАНХиГС при Президенте РФ, создатель Telegram-канала «Цифровой этикет»):
  • быть вежливым;
  • обращаться к незнакомцам «на вы», по имени-отчеству;
  • не использовать мат и бранную лексику;
  • не флудить (то есть говорить только по заданной теме), не публиковать мемы,;
  • не спамить (то есть не публиковать нежелательные рекламные сообщения);
  • не переходить на личности в спорах и дискуссиях.
Самый простой способ освоить цифровой этикет – все время задавать себе вопросы:
  • Не доставляю ли я кому-то неудобств?
  • Не подвергаю ли я кого-нибудь опасности?
  • Не отнимаю ли я чье-то время, внимание (и трафик!)? (эти и другие правила интернет-коммуникации от автора можно посмотреть на странице блога автора - https://all.culture.ru/blog/183)
Итак, уважаемые коллеги, давайте обсудим такие вопросы:
Известны ли вам правила сетевого этикета для педагогов? Согласны ли вы с их требованиями? Получается ли вам их соблюдать? Всегда ли педагог в сети должен оставаться педагогом или "педагоги - тоже люди"?

* в рамках обсуждения поощряется вступление в дискуссию, полемику с коллегами  (с соблюдением правил сетевого этикета)
Марина Анатольевна Миноченко
Как соблюдать сетевой этикет? Вы должны научиться вести себя так, словно оказались в незнакомом мире, очень похожем на Ваш реальный мир, и не желаете задеть кого-либо своим бестактным поведением.На самом деле, все очень просто. Сетевой этикет - такой же, как и обычный. Большинство стычек в Сети происходит от неумения и нежелания участников слышать друг друга. Прежде всего - старайтесь руководствоваться здравым смыслом. Уважайте ваших собеседников, кем бы они не представились, и тогда ваша жизнь в сообществе станет легкой и приятной.
0 Ещё
Шолпан Мерканова
Полностью согласна с требованиями,стараюсь сама их соблюдать
0 Ещё
Татьяна Францевна Гродина
6 июня. Новосибирск читает Пушкина

6 июня в 10 утра начнется онлайн-марафон «Новосибирск читает Пушкина» в рамках проекта «Парки Пушкина». Принять участие в акции может любой желающий, записав видеоролик.

Начиная с 2012 года Новосибирский областной фонд сохранения и развития русского языка «Родное слово» организует 6 июня, в День русского языка и Пушкинский день России, в Новосибирске и Новосибирской области масштабный проект социального партнёрства «Парки Пушкина», вошедший в 2018 году в тройку лучших проектов России в сфере «Культура» конкурса Общественной палаты Российской Федерации.

Подробнее

Наталья Владимировна Акиншина Литература
Лаборатория педагогического мастерства
Конспект урока литературы в 5 классе «Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Конспект урока по литературе в 7 классе
«Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок»

Тема урока: Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Тип урока: урок художественного восприятия произведений устного народного творчества.

Цели урока:

·                    повторить малые жанры фольклора, изученные ранее;

·                    подробно изучить пословицы и поговорки;

·                    познакомиться с известными собирателями пословиц и поговорок;

·                    рассмотреть известные сборники малых жанров фольклора;

·                    

·                    воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста; образное и аналитическое мышление;

·                    формировать гуманистическое мировоззрение.

Методы: репродуктивный, эвристический, исследовательский.

Приемы: рассказ учителя об известных собирателях пословиц и поговорок, комментированное чтение, чтение учебника,

Виды деятельности учащихся: запись основных положений доклада в тетради, самостоятельный анализ малых жанров фольклора, конспективное изложение результатов сравнительного анализа, выполнение заданий в игровой форме.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, иллюстрации пословиц.

План:

1.     Организационный момент (3 мин);

2.     Объяснение нового материала (20 минут);

3.     Усвоение нового материала (16 мин);

4.     Итог урока (3 мин);

5.     Домашнее задание (3 мин).

Ход урока

– Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение устного народного творчества. Но прежде чем перейти непосредственно к теме нашего урока, вспомним, какие малые жанры фольклора вы уже изучали?

– Ранее в 5 классе мы изучали колыбельные песни, потешки и пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки и загадки.

– Хорошо. Надеюсь, что вы с легкостью сможете определить жанровую принадлежность следующих текстов. Кто первый отгадает, поднимет руку.

Повторение ранее изученных малых жанров устного народного творчества:

·                   Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как же кукушонок в капюшоне смешон.

Скороговорка

·                   Идет то в гору, то с горы, но остается на месте.

Загадка

·                   Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок
Под ракитовый кусток.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Баю-бай-бай!
Баю-бай-бай!

Колыбельная песня

·                   Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.

Закличка

·                   Ту-ту-ту-ту-ту-ту,
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
А труба еловая.
Она можжевеловая.
А ту-ту-ту-ту-ту-ту,
Потерял мужик трубу.
Шарил, шарил – не нашел,
Он заплакал и пошел.

Небылица

·                   Матушка-репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.

Приговорка

·                   Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
раз-два-три-четыре-пять,
Стали ноги вытирать
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

Считалка

·                   Ласковое слово слаще меда.

Пословица

·                   Семь пятниц на неделе.

Поговорка

Обратите внимание на два последних жанра. Пословицы и поговорки и будут темой нашего сегодняшнего урока. Обратимся к словарю литературоведческих терминов и дадим определению данным жанрам.

Поговорка –  жанр устного народного творчества: вошедшее в речевой обиход меткое образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления. В отличие от пословицы, не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла. Может быть частью пословицы ("У бабы семь пятниц на неделе" - "семь пятниц на неделе"), самостоятельным словосочетанием, придающем речи выразительность ("не робкого десятка"), или заимствованием из литературного текста, например: "Говорит, как пишет" (А.С. Грибоедов, "Горе от ума"). Из электронного словаря литературоведческих терминов.

Пословица – жанр устного народного творчества: вошедшее в речевой обиход законченное меткое образное изречение, применимое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл. П. обычно ритмически организованы. По происхождению делятся на народные (фольклорные) и авторские (КРЫЛАТЫЕ СЛОВА). Например: "На нет и суда нет", "Дурная голова ногам покоя не дает", "Всякий дом хозяином держится", "Век живи – век учись"; "Злые языки страшнее пистолета" (А.С. Грибоедов). Из электронного словаря литературоведческих терминов.

– Исходя из данных определения и знания пословиц и поговорок, проведем сравнительный анализ этих малых жанров и запишем данные в таблицу.

 

Пословица

 

Поговорка  

 
Общее
 
Краткость суждений.
 
Выражение народной мудрости, накопленной   веками.
 
Обладают рифмой и ритмом.
 
Различия
 

Пословица является законченным суждением.

 

Поговорка лишь его часть.

 

Всегда несет четкий дидактический характер.

 

Средство характеристики человека в устной   форме.

 

 

Одно слово обычно заменяется образом.

– А теперь поговорим о сборниках пословиц и их собирателях.

Первые рукописные сборники пословиц, дошедшие до нас относятся к XVII веку «Повести, или пословицы всенароднейшие по алфавиту». С середина XVIII века пословицы публикуются в журналах, а позднее появляются и печатные сборники.

Н. Курганов 1769 «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие» (около тысячи пословиц).

А.А. Барсов 1770 «Собрание 4291 древних российских пословиц». В него вошли также прибаутки и присказки.

С начала XIX века интерес к пословицам возрастает, филолог А.Х. Востоков составил сборник пословиц и поговорок, но он так и не был опубликован.

Д. Княжевич издал в 1822 году «Полное собрание русских пословиц и поговорок» (пять тысяч произведений фольклора).

И.М. Снегирев выпустил два сборника: «Русские народные повести и притчи» и «Новый сборник пословиц и притчей».

Ф.И. Буслаев выпустил в 1854 году «Русские пословицы и поговорки».

Особое внимание следует уделить сборнику В.И. Даля «Пословицы русского народа» (1861 – 1862). На основе этого сборника было создано множество других популярных изданий.

Также известными составителями сборников были: Б.Н. Путилов, М.А. Рыбникова, А. Жигулев, В.П. Жуков, А.Х. Востоков, А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, Н.А. Добролюбов.

А теперь обратимся к статье учебника, в которой мы познакомимся с пословицами и поговорками народов мира.

Чтение учебника. Записать основные положения в тетрадь.

Практические задания для закрепления материала в игровой форме:

ЗАДАНИЕ 1

Делим класс на несколько групп и каждой группе раздаем пословицу в разобранном виде. Команды должны составить пословицу.

·                     Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

·                     Вода у друга лучше, чем у врага мёд.

·                     Для дорогого друга – ворота настежь.

·                     Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

·                     Дерево держится корнями, а человек друзьями.

·                     Единственный способ иметь друга – это быть другом.

·                     Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Какая общая тема объединяет эти пословицы? (Тема дружбы)

В каких ситуациях вы можете употребить данные пословицы?

Часто ли вы слышите данные пословицы?

Приведите примеры известных вам пословиц о дружбе.

ЗАДАНИЕ 2

Угадать пословицы и поговорки по картинке

(просмотр картинок)

Итог урока:

Ребята, для того чтобы подвести итог сегодняшнего урока мы с вами ответим на несколько вопросов. Ставим в тетради номер высказывания и пишем слова «Верно» или «Неверно».

·                   Пословица – выражение народной мудрости.

·                   Пословицы и поговорки являются малыми жанрами устного народного творчества.

·                   В поговорках и пословицах всегда нет рифмы.

·                   В пословицах есть ритм.

·                   Пословицы и поговорки создавались только русским народом.

·                   Поговорки обычно состоят из 5-10 предложений.

·                   Пословица носит нравоучительный характер.

·                   Известными собирателями пословиц и поговорок были Фонвизин и Достоевский.

Домашнее задание:

сделать иллюстрацию к понравившейся пословице или написать мини сочинение о смысле любой понравившейся пословицы или поговорки.

На уроке можно использовать презентацию. Эта презентация поможет закрепить материал и сделает урок разнообразнее. Презентация подготовлена не мной. Я ее взяла на просторах Интернета в свободном доступе.




Анонс
Администрация сообщества
gqjfgгг

Гродина Татьяна Францевна
Администратор сообщества, методист УМО ОблЦИТ

Колесова Светлана Николаевна
Модератор сообщества, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин НИПКиПРО


Переход в сообщество "Русский язык"
Календарь
Июнь, 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Видеопереговорная
Только для участников группы
Методическая копилка
Тип: Презентация
Предмет: Литература
Уровень образования: Основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 6 класс
Автор: Нина Селезнева
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Речетворчество – это целый океан, в который можно бесконечно погружаться и открывать всё новые грани. В презентации показаны некоторые приемы активизации речевой деятельности учащихся. ...

Опубликовано: 27.05.2020 23:13:28
Тип: Методическая разработка
Предмет: Литература
Уровень образования: Основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 8 класс
Автор: Екатерина Ганихина
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Урок предназначен для обучающихся 8 класса. Методические материалы можно использовать и на внеклассном мероприятии, посвященном празднованию Дня Победы....

Опубликовано: 27.05.2020 23:12:21
Тип: Дидактический материал
Предмет: Литература
Уровень образования: Основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 9 класс
Автор: Ульяна Горячева
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Конференция МНСК-2019 (г. Новосибирск), Почуева К.Н.,МБОУ "Биотехнологический лицей №21", тезисы исследовательской работы по теме "Лексика разных стилей по теме «смерть» (на примере цикла рассказов Л. Петрушевской «Реквиемы»)...

Опубликовано: 08.05.2020 11:02:46
Тип: Конспект урока (занятия)
Предмет: Литература
Уровень образования: Основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 6 класс
Автор: Елена Саенко
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Урок литературы, посвященный анализу рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор», построен в соответствии с идеями системно-деятельностного подхода в обучении, что позволяет не только существенно повысить качество усвоения знаний по предмету, но и способствует развитию мышления и познавательных способностей...

Опубликовано: 22.04.2020 12:38:25
Тип: Контрольная (проверочная) работа
Предмет: Литература
Уровень образования: Среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 5 класс
Автор: Елена Потрохова
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Контрольно-измерительные материалы по литературе для 5 класса по учебнику под ред. В.Я. Коровиной...

Опубликовано: 22.04.2020 12:37:08
Тип: Презентация
Предмет: Литература
Уровень образования: Среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 11 класс
Автор: Людмила Мартыненко
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Наш сибирский край богат, прежде всего, людьми. Многие из них прославили Сибирь. Среди них Валентин Распутин – верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Эта презентация поможет в проведении уроков, посвящённых...

Опубликовано: 22.04.2020 12:06:48
Тип: Презентация
Предмет: Литература
Уровень образования: Основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 9 класс
Автор: Людмила Мартыненко
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Эта презентация поможет в проведении уроков, посвящённых творчеству Н.В.Гоголя. ...

Опубликовано: 22.04.2020 11:06:29
Нормативная документация
Полезные ссылки
Управление

Вход