Интегра. Комплексное оснащение школ

Профессиональные сообщества
Мой профиль
Описание сообщества

Новости
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в рамках съезда учителей русского языка и литературы провела секцию «Направления совершенствования инструментария для оценочных процедур по русскому языку и литературе».

Подробнее
7 ноября состоялся итоговый семинар «Сетевые педагогические сообщества: сотрудничество, развитие, перспективы», на котором учителя и методисты муниципальных методических служб обсудили проблемы и проанализировали результаты работы за 2019 год.

Видео семинара

Подробнее

Уважаемые коллеги!
Фонд "Родное слово"приглашает вас и ваших учеников принять участие в  традиционной научно-практической конференции "Ломоносовские чтения", которая состоится 20 ноября 2019 года в 14 часов в Новосибирской государственной областной научной библиотеке, ул. Советская, 6. Тема доклада на пленарном заседании
"М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин о преемственности в лирике", докладчик Ю.В. Шатин, д. филол. н., профессор НГПУ.
Приём заявок до 12 ноября, Положение о конференции прикреплено к баннеру "Ломоносовские чтения" на сайте фонда http://www.rodnoe-slovo.org/

                                                                                                                Директор фонда Людмила Монахова
Живая лента
Татьяна Васильевна Долгих Русский язык
Лаборатория педагогического мастерства
Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как способ формирования учебных и социальных компетенций
Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как способ формирования учебных и социальных компетенций.
Учитель русского языка и лит-ры
МКОУ Черновской СОШ
Кыштовского района
Долгих Татьяна Васильвна

 Работаю в школе более 30 лет. Имея большой опыт работы в школе, пришла к выводу ,что качество знаний, степень их усвоения учениками, напрямую зависит от способа их получения. Зачастую, мы, учителя, передаём сумму знаний нашим ученикам в готовом виде, не заостряя внимания на их практической ценности. Иначе говоря, мы не учим детей применять эти знания на практике, и ,тем более, добывать самостоятельно.  Прав Л.Н. Толстой, который утверждал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося, позволяет компетентностно-ориентированное образование.

 Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде,  коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

   Одним из таких методов является метод проектов.

Учебный проект, с точки зрения учащегося, — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности , найденный способ решения проблемы, носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект, с моей точки зрения, — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое обеспечивает формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы.

Работа учащихся над проектом обеспечивает высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывает внутрипредметные и междисциплинарные связи, создаёт условия   для формирования и развития, прежде всего, познавательных компетенций.

Познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общенаучной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Эти компетенции вырабатываются и развиваются на всех этапы работы над проектом.

Работу над проектом начинаем с постановки проблемы, который возникает в ходе изучения конкретного материала. На этом этапе работы необходимо ответить на вопрос : «Что мы хотим сделать?»

Тема должна представлять интерес для ученика. Желательно не предлагать детям готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую- либо проблему в самых общих чертах и возможность ученикам обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было интересно поработать. Например, при изучении раздела

«Лексика» в 6 классе ученики сами сформулировали проблемы и определили темы проектов: « Потрет слова»,  словарь «Диалекты и говоры нашего села»,

Выбор темы проекта, как показывает опыт, — не самое простое занятие. Иногда ученик выбирает проблему, которая ему явно не по плечу. Я считаю, что здесь важно не просто отклонить ее, но сделать это тактично, показав школьнику все трудности предстоящей работы и не отпугнув его от исследования вообще.

Второй этап работы над проектом – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно-значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

Учащиеся должны определить - зачем они будут выполнять эту работу? Как они будут представлять свой конечный продукт- проект?

Следующий этап работы над проектом - планирование. Это важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы , которыми будут решаться эти задачи. Определить порядок и сроки выполнения работы - разработать график.

Ученики должны ответить на вопросы: « Какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта?», « Что нужно сделать на каждом шаге?», « К какому сроку необходимо закончить работу?»

Планирование - самый сложный процесс для учащихся ,поэтому предлагаю ученикам алгоритм планирования работы над проектом , но не стоит увлекаться детализацией плана: невозможно предусмотреть все мелочи, предвидеть все возможные трудности.

Третий этап самый важный и трудный – реализация проекта. Учащиеся на данном этапе собирают и обрабатывают информацию, корректируют план, оформляют документацию проекта паспорт.На данном этапе отрабатываются навыки деятельности по отношению к информации, а именно: поиск информации в учебнике, поиск информации в электронных энциклопедиях, использование информации из Интернета, создание презентации. Так развиваются информационные компетенции.

Я, учитель- словесник, прежде всего заинтересована   в формировании читательской компетентности. Способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне происходит при создании таких литературных проектов как сценарий литературной игры, создание собственных произведений, читательский комментарий к произведению, мини- спектакли, создание мультфильмов, сборник иллюстраций к произведению, обложка к книге любимого писателя.

Коммуникативные компетенции формируются на всех этапах проектной деятельности. Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления. Умение кратко и убедительно рассказать о себе и о своей работе  очень востребовано в современном обществе. Публичное выступление - это одна из форм представления результатов проекта. Традиционная форма - устный доклад с демонстрацией результатов проекта и рассказ о самой проектной деятельности, об итогах выполнения и решении проблем. Учащиеся предпочитают нетрадиционные формы презентации проектов: мини-спектакли, конкурсы, сенквейны.

Работая над проектом, дети обра­щаются к социальному опыту – собственному и своих товарищей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодоле­вать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Так формируются ценностно-смысловые компетенции.

Проектная деятельность предполагает свободу выбора, свободу действий учащихся. В то же время, у учеников возникает чувство ответственности за порученное им дело.

На последнем этапе происходит осмысление и оценка проекта (рефлексия) Критерии оценки проекта   обсуждаются вместе с учащимися –участниками проектной деятельности. Это одно из условий становления субъектной позиции учащихся.   Они должны чётко представлять, как будет оценивать продукт их труда. После представления результата проекта организуем коллективное обсуждение результатов проекта. В ходе подобных обсуждений под руководством учителя формируется умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки .

Ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьезно оценивают его работу, поэтому и сам относится к ней всерьез.

Проектная деятельность требует серьезной организации и материальной обеспеченности этого процесса - только тогда можно ожидать хороших результатов. Несмотря на то, что создание проекта – это, в большей степени, самостоятельное творчество учеников, нагрузка на учителя возрастает.

Считаю, что важнейшая задача учителя – грамотно определить степень своего участия в проекте, чтобы поощрять самостоятельность и в то же время при необходимости поддержать, направить, помочь, создать условия для проявления творческой активности.

Степень моего участия зависит от возраста учащихся. Ученикам 5-6 классов оказываю организующую и стимулирующую помощь на всех этапах проекта, ученикам 7-8 классов помогаю в отдельных критических ситуациях,   старшеклассников консультирую по мере необходимости. Нужно поддерживать самостоятельность учащихся и ненавязчиво контролировать их работу.

В своей педагогической практике при обучении русскому языку и литературе я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По содержанию чаще всего проекты метапредметны, т.к. интегрируют знания по литературе и русскому языку, истории. Приобретают мастерство исследователя мои ученики постепенно, от простых заданий — к всё более сложным.  Начинается всё уже в пятом классе: с этого периода я включаю в урок фрагменты исследовательской работы. Инициатива учащегося при выборе темы ограничивается на первых порах рамками школьного курса и моими возможностями, так как я изначально выступаю в роли научного руководителя проекта. Избираемые нами темы значительны, интересны и усложняются в зависимости от возраста учащихся. Так, при изучении спецкурса « Вокруг тебя-мир…» шла работа над проектом « Мой выбор». Каждый школьник смог выбрать любимое произведение и продемонстрировать свое личное отношение к автору и его творчеству. Личный интерес способствовал в данном случае реализации воспитательного потенциала, заложенного  в художественных текстах .

В дальнейшем мы осуществляем переход от индивидуального проекта к групповому. Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях сводятся в коллективный труд. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен для старшеклассников, которые работают индивидуально. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам. Они связаны с краеведением, этнографией, лингвистикой, социологией, историей. Опыт показывает, что старшеклассники предпочитают исследовательские проекты. По времени реализации, как правило, они долговременны.

На территории нашего школьного округа проживают потомки переселенцев из Белоруссии, Польши. Поэтому речь жителей некоторых сёл специфична, насыщена диалектами. В результате исследования у ребят получился проект «Языковой потрет жителей нашего округа».

Важность представленной работы в том, что она может быть использована следующими поколениями учащихся.

В целях развития интереса к своим предметам активно использую метод проектов в организации внеурочной деятельности. Лучшим проектом нашего творческого объединения « Проба пера» стала школьная газета

«Ш И К» (Школьный информационный калейдоскоп.)

Как классный руководитель активно использую метод проектов в воспитательной работе. Моими ребятами созданы проекты: «Наш класс нашими глазами», «Главные ценности нашей семьи», «Моя семья - моё богатство!», «Традиции моей семьи», «Да здравствуют каникулы!».

Ценность этих работ в том , что они созданы вместе с родителями.

Опыт работы над проектами позволяет сделать некоторые выводы:

1.При работе над проектом очень важно соблюдать её поэтапность.

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

2. Преимущество проекта в том, что ограниченный временными рамками урок "выплескивается" во внеурочную деятельность.

3.Проект ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Следовательно, надо сообщить школьникам эти необходимые основные знания, научить таким навыкам и приемам работы, которые были бы нужны для создания проекта. Поэтому наряду с методом проектов в организации учебно-познавательного процесса использую и традиционные: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

4. Проектная  деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы создаёт условия для формирования и развития учебных и социальных компетенций.

5.Метод проектов позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, с родителями.

6 .Считаю необходимым акцентировать внимание на том, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим.    

       Таким образом, моя методическая концепция  сводится к следующему :

Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме и разумном сочетании традиционных и современных  методов и приёмов работы.

           

Татьяна Францевна Гродина
Из КИМ по литературе могут быть исключены все задания с кратким ответом
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в рамках съезда учителей русского языка и литературы провела секцию «Направления совершенствования инструментария для оценочных процедур по русскому языку и литературе».

Подробнее
Татьяна Францевна Гродина
Профессиональные сообщества – хорошее подспорье для каждого учителя
7 ноября состоялся итоговый семинар «Сетевые педагогические сообщества: сотрудничество, развитие, перспективы», на котором учителя и методисты муниципальных методических служб обсудили проблемы и проанализировали результаты работы за 2019 год.

Видео семинара

Подробнее

Людмила Аркадьевна Монахова
Уважаемые коллеги!
Фонд "Родное слово"приглашает вас и ваших учеников принять участие в  традиционной научно-практической конференции "Ломоносовские чтения", которая состоится 20 ноября 2019 года в 14 часов в Новосибирской государственной областной научной библиотеке, ул. Советская, 6. Тема доклада на пленарном заседании
"М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин о преемственности в лирике", докладчик Ю.В. Шатин, д. филол. н., профессор НГПУ.
Приём заявок до 12 ноября, Положение о конференции прикреплено к баннеру "Ломоносовские чтения" на сайте фонда http://www.rodnoe-slovo.org/

                                                                                                                Директор фонда Людмила Монахова
Татьяна Францевна Гродина
Текст Тотального диктанта будет посвящен Константину Циолковскому
Руководитель просветительского проекта «Тотальный диктант» Ольга Ребковец объявила имя автора текста, который предстоит написать участникам акции 4 апреля 2020 года. Им стал писатель Андрей Геласимов.
Андрей Геласимов преподает в Литературном институте им. Горького. В 2018 году вышел его роман «Роза ветров», посвященный освоению Дальнего Востока в середине XIX века. В 2009 году писатель стал лауреатом литературной премии «Национальный бестселлер» за роман «Степные боги».

Подробнее
Вера Владимирова

Институт  русского языка им. В.В. Виноградова РАН предлагает создать Национальный  словарный фонд – единую государственную информационную цифровую  платформу с использованием технологий искусственного интеллекта.

 «В этом фонде можно было бы собрать материалы всех авторитетных  словарей русского языка и подключить к нему уже существующие  интернет-ресурсы. Этот фонд должен иметь статус общедоступного  академического свода научной информации о словах, адресованного не  только ученым-экспертам, но и всем изучающим русский язык или желающим  расширить свои знания о его устройстве. Я имею в виду школьных учителей,  преподавателей вузов, журналистов, издателей, ученых и государственных  служащих», – пояснил научный руководитель Института русского языка им.  В.В. Виноградова Александр Молдован.

Новость на НООС http://www.edu54.ru/news/list/213769/

Вера Владимирова

На сайте Областной детской библиотеки им. М. Горького опубликована статья известного новосибирского искусствоведа, члена Союза художников России Раисы Ивановны Боровиковой, посвященная художественному творчеству Ю. М. Магалифа.

http://www.maxlib.ru/page.php?article=484




Анонс
7 ноября 2019 г. с 11.00 до 13.00 Информационно-методический семинар "Сетевые педагогические сообщества: сотрудничество, развитие, перспективы"Место проведения: ГБУ ДПО НСО "ОблЦИТ" (Блюхера, 40. ауд.208)Информационное письмо
Ссылка на регистрацию для участия в семинаре -http://www.edu54.ru/videocast/view/212061
Администрация сообщества
gqjfgгг

Гродина Татьяна Францевна
Администратор сообщества, методист УМО ОблЦИТ

Максимова Наталия Викторовна
Модератор сообщества, профессор кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО


Календарь
Ноябрь, 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Нормативная документация
Видеопереговорная
Только для участников группы
Видеотрансляции Минобрнауки Новосибирской области
Лаборатория педагогического мастерства
Тип:
Краткое описание:

из опыта работы по организации проектной деятельности учащихся

Опубликовано: 12.11.2019 19:47:52
Оценка экспертов:

Тип:
Краткое описание:

расширение кругозора, знакомство с принципами научно-поисковой деятельность и словарной работы, повышение интереса к предмету «Русский язык».

Опубликовано: 28.10.2019 20:35:55
Оценка экспертов:

Тип:
Краткое описание:

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. Школьный музей проводит большую работу в этом направлении.

Опубликовано: 28.10.2019 20:32:28
Оценка экспертов:

Тип:
Краткое описание:

В наше время встречается много вспышек речевой агрессии. Психологи утверждают, что это связано с усилением агрессивности общественного состояния. Так ли это?

Опубликовано: 28.10.2019 20:27:20
Оценка экспертов:

Тип:
Краткое описание:

Повторение темы "Знаки препинания в БСП" с использованием предложений из произведений школьной программы (9 класс)

Опубликовано: 27.10.2019 00:55:20
Оценка экспертов:

Методическая копилка
Тип: Образовательная программа
Предмет: Литературное чтение, Математика, Музыка, Окружающий мир, Русский язык, Технология, Физическая культура
Уровень образования: Начальное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 2 класс
Автор: Марина Корзенева
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Предлагаю структура календарно-тематического планирования по литературному чтению (136ч), математике (136ч), русскому языку(102ч),занимательному русскому(34 ч), окружающему миру (68 ч), технологии (34 ч), музыке (34 ч), физической культуре (102 ч), родному языку (русскому) (17 ч), литературному чтению...

Опубликовано: 11.11.2019 09:20:11
Тип: Конспект урока (занятия)
Предмет: Русский язык
Уровень образования: Основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 4 класс, 5 класс, 6 класс, 7 класс
Автор: Наталия Максимова
Оценка экспертов:

Краткое описание:

В прикреплённом файле представлена разработка учебной ситуации в жанре "коммуникативная задача" по теме "Пунктуация: смыслоразличительная функция знаков препинания"...

Опубликовано: 06.11.2019 14:23:34
Тип: Программа
Предмет: Русский язык
Уровень образования: Основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 7 класс, 8 класс, 9 класс
Автор: Светлана Чиркина
Оценка экспертов:

Краткое описание:

...

Опубликовано: 10.10.2019 20:31:07
Тип: Образовательная программа
Предмет: Литературное чтение, Математика, Окружающий мир, Русский язык, Технология
Уровень образования: Начальное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 1 класс
Автор: Марина Корзенева
Оценка экспертов:

Краткое описание:

...

Опубликовано: 10.10.2019 13:45:36
Тип: Дидактический материал
Предмет: Русский язык
Уровень образования: Начальное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 2 класс
Автор: Светлана Трапезникова
Оценка экспертов:

Краткое описание:

Упражнения для развития орфографической зоркости в начальных классах ...

Опубликовано: 24.09.2019 15:04:21
Полезные ссылки
Управление

Вход