Интегра. Комплексное оснащение школ

Сравнительный анализ творчества А.С. Пушкина и творчества рэперов




«Куда недосягает меч закона, туда достает бич сатиры».
Пушкин А.С.

Является ли пушкинская эпиграмма современным жанром? Это можно выяснить, только изучая и сравнивая эпиграмму с другими явлениями. Но имеем ли мы хоть какое-то право оценивать творчество гениального поэта и сравнивать его с произведениями обычных авторов. Безусловно, нет, но мы все-таки рискнем это сделать.

Для грамотного человека русская классическая литература ассоциируется, прежде всего, с именем А.С. Пушкина. Однако современное поколение особое внимание уделяет не творчеству классика, а работам рэперов. Почти не осталось школьников, которые не знали бы их имён.

Нам кажется, что именно пушкинские эпиграммы дали начало развитию такому феномену, как рэп-баттлы. Но чем схожи эти разные понятия? Является ли эпиграмма современным жанром?
В эпиграммах и баттлах происходит высмеивание недостатков человека и общественных явлений. В своей эпиграмме «Кюхельбекер» А.С. Пушкин высмеивает лицейского друга за нудные и скучные стихотворения. А в «Подражании французскому» он пишет о всеобщей глупости общества, не видящего всю несуразность и пафос французской литературы. Высмеивает поэт и себя самого. В четверостишие «Моя эпитафия» литературный деятель говорит о своей бесполезности для общества и праздном проведении жизни.

Фёдоров М.Я. (российский рэпер, известным под псевдонимом Oxxxymiron) в одном из своих панчей (то есть едком выпаде, который должен оскорбить соперника) выставляет на смех людей, которые пытаются унизить кого-либо, рассказывая ложную информацию: «Баттлы по фактам - подарок для любителей врать». А своей фразой: «Смотрю на мировые лиги: мы отстаём». Рэпер намекает на неразвитость русской хип-хоп культуры и тем самым смеется над собой, потому что сам является частью этой культуры.

Однако, несмотря на схожесть, эти жанры имеют явное отличие - эрудированность публики. В Золотой век литературы пушкинские эпиграммы могло понять только образованное население. И это не случайно. У поэта часто упоминаются древнегреческие боги, персонажи различных книг, писатели разных стран и времен. Он мастерски сравнивает танцовщицу Колосову с Эсфирью, рассуждает о гекзаметре, осуждает субъективность описания событий Карамзина. За короткими сатирическими «стишками» находятся долгие годы образования, огромное количество прочитанных книг и прекрасное знание теории литературы.

Что стоит за текстами, которые пишут современные рэперы? В сущности, ничего. Рэп-баттлы стали настолько популярны, что их смотрит огромное количество человек. По сути, это уже способ заработка. Если на чем-то можно неплохо заработать, значит это не несет в себе глубоко смысла. Попытки Мирона Федорова сделать отсылки к классическим литературным произведениям ни к чему не приводят, публика его не понимает. Тексты порой настолько легкие, что их понимают дети без затруднений.

Стоит упоминать и тот факт, что для Пушкина А.С. эпиграммы были ничем иным как забавой, не занимающей большое количество времени. Сейчас же некоторые чтецы тратят на подготовку к баттлам по несколько месяцев, выдавая при этом второсортные тексты.

Отвечая на вопрос, поставленный вначале, мы можем говорить о том, что эпиграмма существует до сих пор - в трансформированном виде. Но от нее только и осталось, что высмеивание человеческих недостатков в рифмованном варианте. Современные сатирические стихотворения можно назвать «правнуком» пушкинских эпиграмм. Но вспомнит ли общество через сотню лет тексты современных рэперов? Оценит ли по достоинству прекрасный слог и тонкую иронию поэта?

Анастасия Грибко
10 класс, СОШ № 212 г. Новосибирска

Конкурс фонда «Родное слово», 2018 год

Вход